14 ноября
Загрузить еще

За пытки в милиции черниговский пенсионер получит 35 тысяч евро

За пытки в милиции черниговский пенсионер получит 35 тысяч евро
Фото: Михаил Коваль одиннадцать лет ждал, когда накажут палачей в погонах. Но добился только денежной компенсации. Фото: Виктор Тарасов.

Предшествующие разбирательству в Страсбурге события произошли в уже далеком 2001-м году в Чернигове. 

- Дата 14 августа 2001 года отразилась на всей моей жизни, - рассказывает Михаил Коваль. -  В это день около 10.00 часов ко мне ворвались сотрудники милиции в гражданском и потребовали отдать им перфоратор сына (Дмитрий поссорился с напарником, тот решил с помощью милиции забрать инструмент. - Прим. ред.). Я отказался, достал свой  газовый пистолет и заставил незнакомцев покинуть квартиру. Но они вернулись вечером и без каких-либо санкций и объяснений сбили с ног, несколько раз ударили по голове рукояткой пистолета. Соседи вызвали милицию. Мои палачи посадили меня и сына в милицейскую машину и привезли в Черниговский городской отдел, где развели по разным кабинетам. Там к избиению присоединились еще трое. Работники милиции принуждали меня и моего сына писать объяснение. Меня долго били по голове кулаками, табельным пистолетом, наполненной водой пластиковой бутылкой. Моего сына Дмитрия истязали, надев на руки наручники, его не просто били по голове, а и по ушам, так, чтобы лопнули барабанные перепонки, пальцами выдавливали глаза. Пытки длились с 19.00 до 23.00, но мне эти четыре часа показались вечностью. После поездки в милицию я угодил на больничную койку с переломом ребра, сотрясением головного мозга.

Расследование этого дела длилось свыше 11 лет. По жалобам потерпевших на действия работников милиции было возбуждено уголовное дело. В дальнейшем прокуратура неоднократно пыталась закрыть дело, но это решение отменили вышестоящие инстанции и суд. В 2009 году было принято постановление о прекращении досудебного следствия.

И это, по словам правозащитника и главы Черниговского общественного комитета по защите прав человека Виктора Тарасова, не удивительно, так как среди фигурантов этого дела, которых Михаил Коваль обвиняет в незаконных действиях относительно себя и своей семьи в далеком 2001 году, есть известные в правоохранительных кругах Черниговщины люди.

- Отчаявшись найти справедливость на родине, Михаил Коваль в 2005 году обратился в Европейский суд по правам человека, - рассказывает правозащитник Виктор Тарасов. - Судьи признали, что в отношении Михаила Коваля, его сына и жены стражи порядка применяли пытки, а государство не провело эффективного расследования жалоб на противоправные действия. В качестве компенсации Европейский суд по правам человека обязал Украину выплатить: Михаилу Ковалю 284 евро материального ущерба; 12 000 евро сыну Михаила Коваля нематериального ущерба; 4500 евро всем заявителям судебных расходов.  В общей сложности семья должна получить 35 тысяч евро компенсации.

Михаил Коваль не скрывает своей радости по поводу выигранного в Страсбургском суде дела. И главное, как отметил пенсионер, это не деньги, а осознание того, что он добился справедливости - пусть и не на родине.