Загрузить еще

От кризиса среднего возраста страдают не только люди, но и обезьяны

От кризиса среднего возраста страдают не только люди, но и обезьяны
Все, как у людей
 
Профессор Эндрю Освальд (Andrew Oswald) из Университета Уорвика (University of Warwick) и психолог Алекс Вайс (Alex Weiss)  из Университета Эдинбурга (University of Edinburgh) - известные исследователи феномена человеческого счастья или, выражаясь более научно "субъективного благоденствия"  - предприняли очередную попытку  понять, почему ощущение этого самого благоденствия так странно меняется с возрастом. Уровень счастья,  вопреки здравому смыслу, не стремится по прямой к нолю с годами. То есть, расхожая поговорка "старость - не радость" не совсем верна. 
 
Ученые попытались разгадать этот очевидный парадокс "бихевиористской нейрогенетики", изучая счастье человекообразных обезьян. И для этого определили уровни субъективного благоденствия у 508 орангутанов и шимпанзе в зоопарках и заповедниках Японии, США, Канады, Австралии и Сингапура. Опрашивали, естественно обслуживающий персонал - тех, кто хорошо знает своих питомцев.
 
Выяснилось: счастье обезьян ничем не отличается от человеческого.
 
- График счастья отдельного человека имеет форму U-образной кривой, - сообщал в свое время профессор Освальд, обследовав 500 тысяч жителей 80 стран мира. - И молодые, и  пожилые могут быть счастливы примерно одинаково. Если тяжело не болеют, конечно.
 
Самое интересное: на какой возраст приходится низ этой самой кривой. То есть, уровень наименьшего счастья. Очевидно, что донышко у U попадет на критическую точку и покажет, когда же наступает пресловутый кризис среднего возраста. Или какого там?
 
Группа Освальда определила его весьма точно: современное значение составляет 44 года. Как для мужчин, так и для женщин.
 
- Кризис среднего возраста - это не миф, - поясняет профессор. - Каждый его переживает. Или не переживает. В прямом смысле.
 
По мнению ученых, среди 70-летних так много счастливых, потому что несчастные просто не дотягивают до почтенного возраста.
 
Сейчас продолжительность жизни во многих странах увеличивается.  Соответственно трансформируется и "кривая счастья". Точка кризиса в будущем вполне может сместиться вправо:  от 44 лет - в отрезок 50-60 лет. По сравнению с прошлым веком она уже сместилась. Несколько десятилетий назад считалось, что кризис среднего возраста наступает где-то в 37-42 года.
 
Все, как у обезьян
 
По данным, собранным Освальдом и Вайсом, и счастье обезьян меняется с годами по той же самой  U-образной кривой. То есть, и они переживают кризис среднего возраста. И у них наступает период  крайнего неудовлетворения собой.  У шимпанзе донышко U попадает на 27-28 лет. У орангутанов - на 36 лет. А это как раз и соответствует человеческим 44 годам.
 
Получается, что причины кризиса среднего возраста отнюдь не социальные? Может быть, дело в биологии? В гормонах? В возрастных изменениях мозга?
 
Окончательного ответа нет. Поскольку не разгадано главное: почему уровень счастья начинает повышаться после пресловутого кризиса среднего возраста. Неужели мозг так настроен, чтобы старикам жизнь не казалась совсем уж дрянной?
 
Исследования продолжаются. А результаты нынешних опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
 
А В ЭТО ВРЕМЯ
Обнаружено: счастье заразно
 
Счастье - это когда у соседа корова сдохла. По крайне мере такое мнение существует на уровне устного народного творчества. Наука его опровергает.
 
- Нет, - утверждают Николас Кристакис и Джеймс Фоулер из Гарварда и Университета Калифорнии в Сан-Диего. - Отнюдь не беды ближнего, а наоборот, его благополучие положительно действует на окружающих. Заражает их счастьем словно вирус.
 
Ученые проанализировали данные социологических опросов, которые регулярно проводились с 1948 года. В них участвовали более 5 тысяч человек и 50 тысяч их знакомых, родных и друзей. Выяснилось: счастье - чувство коллективное. И его обретение во многом зависит от счастья друзей и даже благополучия  друзей друзей. И так далее.
 
- Субъективное благоденствие одного человека распространяется как инфекция  дальше и "заражает" других  людей, отстоящих на несколько ступеней от него, - уверяют исследователи в статье, опубликованной в British Medical Journal. - Ваше личное счастье  увеличивает шансы на счастье близкого друга на 25 процентов, друга этого друга - на 10,  друга того друга – на 5,6 процента.
 
И конкретно про соседа. Кристакис и Фоулер подсчитали: проживание рядом со счастливым человеком повышает вероятность заразиться от него счастьем аж на 34 процента.