Успевают ли украинские вузы идти в ногу со временем?

Успевают ли украинские вузы идти в ногу со временем?

Студенты изучают так много дисциплин, что им сложно сосредоточиться на профильных предметах. Фото: Thinkstock.

Вузы не вводят новые дисциплины и курсы, слишком медленно меняют учебные планы, редко привлекают преподавателей-практиков или зарубежных коллег… 

Мы решили узнать мнение экспертов и руководителей вузов, а также самих студентов. Что делают в учебных заведениях для того, чтобы студенты получали актуальные знания? Какие сильные стороны есть у украинского образования? И наконец, что в современном учебном процессе  зависит от самих студентов и какие советы можно им дать? 

"ВУЗЫ ДАЛЕКИ ОТ РЕАЛЬНОСТИ" 

- Как вы оцениваете сложившуюся сейчас в Украине систему образования? Какие можно выделить главные проблемы  в вузах, как они с ними справляются?  

Елизавета ЩЕПЕТИЛЬНИКОВА, президент Украинской ассоциации студенческого самоуправления. Фото: архив "КП".

Елизавета Щепетильникова:  - Нашу систему образования сложно назвать идеальной. Грустно, но большинство учебных планов несовременны. Жалуются и студенты прикладных направлений (например, будущие металлурги), и гуманитарных специальностей, и те, кто имеет дело с компьютерами. А вносить изменения очень сложно, вариативная часть в планах сейчас 20%. Мало сильных преподавателей, которые знают рынок, знают, что происходит за границами вуза. 

Инна Совсун: - Проблема в том, что университеты далеки от реальности. Во многом потому, что ограничены в своих действиях. Например, они не имеют права платить зарубежным специалистам деньги, чтобы те читали лекции или проводили семинары, поэтому рациональные западные ученые просто не приезжают. А преподаватели - это главный ресурс вуза! Все остальное можно найти и онлайн. Финансирование -  это  серьезная проблема. До смешного маленькие зарплаты - в среднем 3300 грн. у преподавателя, хотя, конечно, в вузах уровня КНУ, КПИ она выше. Другая проблема - огромная учебная нагрузка и на студентов, и на преподавателей. Объем больше, чем в зарубежных вузах. У украинского преподавателя в среднем 800 часов, тогда как у западного всего 200 часов. За рубежом студенты учат одновременно 5 предметов, а у нас 10-15. Внимание студента рассредоточено, ведь все это сдать нужно! Нужно разгрузить программу и дать студентам возможность уделять предметам должное внимание.

- Что же делать? 

Елизавета Щепетильникова: - Нужны конкуренция между вузами и их автономия. Некоторые вузы работают с работодателями, но это единицы. Есть потенциал, достаточно сильные технические школы, гуманитарные… Главное, есть группа университетов, которые могут стать основой для прорыва. Есть украинцы, которые получают качественное зарубежное образование и могут быть привлечены к работе в наших вузах. Пока, к сожалению, их мало. 

Инна СОВСУН, координатор образовательных программ Центра исследований общества, преподаватель Киево-Могилянской академии. Фото: business.ua 

Инна Совсун: - Не выстроена сама система. Нужны изменения на уровне страны. Необходимо дать возможность преподавателям менять учебный план. Сейчас они должны семь кругов ада пройти, чтобы это сделать. Конечно, студенты должны и сами заниматься. Но их при этом нужно учить тому, как находить информацию, как отличить полезную от ненужной. У нас студенты часто идут работать, потому что университеты не дают практических, прикладных знаний, близких к реальности. Наши преподаватели не проводят своих исследований. Как глобализация, например, повлияет на Украину? Нет таких исследований, поскольку за это не платят. 

"ТЕ, КТО ОТСТАЕТ, - ПРОСТО ИСЧЕЗНУТ" 

- Сфера образования, как и весь современный мир, меняется очень быстро. Как мы видим, есть жалобы, что вузы не успевают за этими изменениями, а в результате студенты не получают актуальных знаний… Как решается проблема в вашем вузе? 

Олег Шаров: - Во-первых, идти в ногу со временем - важная, но не главная задача высшей школы. Все вузы призваны давать широкое фундаментальное образование, которое позволит выпускнику самостоятельно осваивать новейшие тенденции и достижения (не только этого, но и последующих годов), активно участвовать в их создании в будущем.

Во-вторых, новые знания и новые достижения обычно ложатся в контекст хорошо разработанных дисциплин и спецкурсов, привнося в них важную изюминку актуальности и новизны. Поэтому переделывать планы по причине введения принципиально новых курсов приходится нечасто. 

Наконец, задачу постоянного обновления содержания образования каждое учебное заведение решает по-своему, в зависимости от своего потенциала и традиций. В нашем университете для чтения спецкурсов активно привлекаются преподаватели-практики из самых разных сфер профессиональной и общественной деятельности, многие наши преподаватели не только занимаются научной и педагогической деятельностью, но и ведут активную профессиональную и консалтинговую деятельность в своих сферах. 

Татьяна ВАРФОЛОМЕЕВА, ректор Академии адвокатуры Украины. Фото: архив "КП". 

Татьяна Варфоломеева: - Полагаю, что вузы, которые не успевают это делать, рано или поздно прекратят свое существование, ведь страшно представить последствия непрофессиональной деятельности, особенно юриста. 

Высокое качество подготовки студентов обеспечиваем тесным соединением науки и практики. Это достигается благодаря обязательной практике и внедрению с 1997 года дополнительной программы специальной адвокатской подготовки: практическая учеба в школах известных адвокатов, совершенствование навыков в судебных практикумах; многочисленные тренинги в специально оборудованных помещениях Центра развития профессиональных компетенций с применением разработанных в  нашей академии инновационных технологий. Программа спецподготовки начинается с дисциплины "Деловой этикет адвоката" в режиме ролевых игр с использованием видеосъемки и методики team-teaching, тренингов по ораторскому искусству, по навыкам публичного общения, участия в дискуссионном клубе и постоянного общения с юристами-практиками. Студенты практикуют в юридических клиниках, в Ювенальной учебной юридической консультации академии, постигая азы защиты прав человека, дают консультации гражданам при участии адвокатов, психологов, медиаторов, изучают историю адвокатуры, адвокатологию, большой объем английского языка, в том числе юридического, слушают спецкурсы на иностранном языке, мастер-классы зарубежных адвокатов. 

Вводим новые дисциплины: открыта новая специализация - "медицинское право", на базе Института медицинского, фармацевтического права и биоэтики нашей академии. Особенности адвокатской профессии и навыки защиты прав человека студенты получают в Институте прав человека и проблем адвокатуры, где проходят международные конференции, выступают судьи ЕСПЧ. Лекции на английском языке читают преподаватели европейских вузов, с которыми сотрудничает наша академия.

Знакомству студентов с последними тенденциями и достижениями способствует участие в рабочих группах при президенте Украины и Верховной Рады; адвокатская деятельность преподавателей, их работа в органах адвокатского самоуправления, привлечение как лекторов на семинары для адвокатов, в том числе дистанционных, где участвуют и студенты. 

Успешность академии состоит в высокопрофессиональном преподавательском коллективе, который сейчас пополнился новыми докторами наук и профессорами, доцентами. Рядом с ними преподают бывшие студенты академии - кандидаты наук.

В 15 странах учатся наши выпускники по магистерским программам, в том числе в Сорбонне, Школе адвокатской подготовки в Англии.

Владимир Бугров: - В нашем вузе учебные программы модернизируются в соответствии с веяниями времени. И наши студенты-кибернетики, которые выигрывают на международных олимпиадах по программированию, тому доказательство! Хотя, конечно, есть определенные показатели, которые отсутствуют. Например, в США и европейских странах в образовательном процессе активно участвуют работодатели. Они не занимают выжидательную позицию, они активно участвуют, помогают вузам воспитывать готового к трудоустройству выпускника. У нас же только некоторые работодатели - очень малая их часть - действительно сотрудничают с вузам. 

В ведущих вузах процесс обучения постоянно модернизируют. Фото: Thinkstock. 

"ЗАЛОГ УСПЕХА: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И МНОГО ПРАКТИКИ" 

Олег ШАРОВ, проректор университета "КРОК". Фото: архив "КП". 

- Какие, на ваш взгляд, плюсы и сильные стороны есть у украинского образования? Ведь иностранцы едут учиться к нам. Что мы в себе недо-оцениваем?

Олег Шаров: - Украинское высшее образование является европейским по своему уровню, духу и традициям. Хотя бедность нашей страны мешает дотягиваться до вершин лучших образовательных практик. В Украине довольно большой процент ВВП тратится на образование (около 7%), но наш ВВП оставляет желать много большего. 

Мне думается, что мы недооцениваем в себе сочетание высокой академической культуры и традиционную толерантность. Немало наших национальных университетов имеют многовековую историю, а многие частные вузы доказали умение быть динамичными. 

- В современном мире быть успешным сложно без самообразования, дополнительных навыков и знаний, которые студент получает за стенами вуза - на стажировках и практике на предприятиях. Как у вас налажена с этим работа?

Олег Шаров: - Выпускнику вуза без опыта работы вообще трудно найти себя на современном высококонкурентном рынке труда. Для этого наш университет, например, постоянно работает над созданием таких условий, чтобы к моменту получения диплома выпускник мог честно и грамотно написать в своем резюме: имею опыт реальной профессиональной деятельности. Под эту цель подстраивается расписание, увеличивается объем практической подготовки, проводятся тренинги, дни карьеры и многое другое. Очень надеемся, что новации в законодательстве о занятости дадут новый импульс развитию стажировок и эффективной практике на предприятиях.

Владимир БУГРОВ, проректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Фото: Антон Лущик. 

Владимир Бугров: - Мы комплектуем библиотеки, делаем подписку на доступ к мировым базам данных. На мой взгляд, это очень важный момент сейчас для украинского образования - быть включенными в мировой научный процесс. Конечно, для этого нужен иностранный язык. У нас уже четвертый год действует новая концепция преподавания иностранных языков. Это все способствует и учебе, и самообразованию. 

- Какие методы организации учебно-воспитательной работы, по вашему мнению, необходимо использовать в подготовке успешных специалистов?

Петр Таланчук: - Качественное внедрение фундаментальных теоретических знаний является обязательным требованием для современного образования. В университете "Украина" обучают специальностям и профессиям, которые являются конкурентоспособными на рынке труда по результатам прогнозов. Параллельно процессу обучения студенты университета "Украина" имеют возможность на практике совершенствовать профессиональные навыки и знания, полученные по специальности, в студенческих учебно-научно-производственных подразделениях. 

- Можете привести какие-то конкретные примеры? 

Петр ТАЛАНЧУК, президент Открытого международного университета развития человека "Украина" (университет "Украина"). Фото: архив "КП". 

Петр Таланчук: - Конечно. Под руководством преподавателей студенты Института права и социальных отношений могут практиковать теоретические знания в Юридической клинике "Фемида", консультации которой востребованы у местных жителей, в первую очередь из числа незащищенных слоев населения. 

Несколько лет функционирует студенческое подразделение "Блиц-печать" с правами издательства. Там студенты самостоятельно осуществляют компьютерный набор, верстают, редактируют книжные издания, организуют выпуск учебной литературы.

Студенты кафедр журналистики, украинского языка и литературы имеют уникальную возможность приобретать не только навыки работы в печатных СМИ и книгоиздательской отрасли в издательско-типографском комплексе университета "Украина", но и получать опыт работы на радио и телевидении, используя потенциал современной студии звуко- и видеозаписи "Талан-студио". 

Студенты-физреабилитологи проходят практику в Медико-реабилитационном центре, а в Центре практической психологии можно получить психологическую помощь и получить опыт консультативной, коррекционной работы. 

Также в университете "Украина" стартовал инновационный образовательный проект "Школа карьерного роста", где как старшеклассники, так и студенты и молодые сотрудники университета обучаются навыкам общения, лидерства, межличностных отношений, традиционным и новейшим технологиям здоровья и красоты, диагностируют свои способности, пробуют себя в различных профессиях, строят прогноз профессиональной успешности. 

Кроме того, на базе университета "Украина" функционирует Лингвистический центр, который специализируется на углубленном изучении иностранных языков - английского, немецкого, французского, испанского, китайского и арабского. 

На курсах водителей можно не только получить права на вождение легкового автотранспорта, но и редкие навыки экстремального и безопасного управления автомобилем. 

Таким образом, для прохождения практики и апробации теоретических знаний студентов университет "Украина" имеет мощную материально-техническую базу, а также высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. 

Политика

Константинополь: в нужное время Украина получит томос
Константинополь: в нужное время Украина получит томос 155

Конкретных сроков в КПЦ пока не называют.

Могерини: Евросоюз против милитаризации Азовского моря
Могерини: Евросоюз против милитаризации Азовского моря 205 2

В Брюсселе считают, что это только усугубит и без того острую ситуацию.

Путин пригласил Трампа на встречу в Париже
Путин пригласил Трампа на встречу в Париже 263

Российский лидер хочет выяснить, почему США ведут себя агрессивно.

Экономика

Счетчики или коммунальщики - кто нас дурит
Счетчики или коммунальщики - кто нас дурит 598

Что делать, когда показатели счетчиков, платежек и реальное потребление не совпадают.

Соцсети высасывают не только эмоции, но и деньги
Соцсети высасывают не только эмоции, но и деньги 547

Один неосторожный комментарий способен обвалить стоимость компании на миллиарды долларов - Илон Маск далеко не первый тому пример.

Три четверти украинцев живут за чертой бедности – менее, чем на $5,5 в день
Три четверти украинцев живут за чертой бедности – менее, чем на $5,5 в день 690 2

А в условиях крайней нищеты оказались около 7% жителей Украины.

Общество

Мобильные приложения продолжают следить за смартфоном даже после удаления
Мобильные приложения продолжают следить за смартфоном даже после удаления 408

Некоторые из них видят кто недавно удалил приложение и могут присылать рекламу или предложения возобновить приложение.

Как я ходила в ЦКС, или Добро пожаловать в ад!
Как я ходила в ЦКС, или Добро пожаловать в ад! 852 2

Наш корреспондент побывала в одном из Центров коммунального сервиса в Киеве – и была неприятно поражена "высокими стандартами обслуживания".

Советы профессора психологии родителям, выбирающим профессию детям
Советы профессора психологии родителям, выбирающим профессию детям 399 1

Кандидат психологических наук Владимир Моргун рассказывает, как не ошибиться при поиске "своей" специальности.

Спорт

 Шахтер  без шансов проиграл  МанСити
"Шахтер" без шансов проиграл "МанСити" 98

Команда Гвардиолы забила три безответных мяча в Харькове

Свитолина в шаге от полуфинала Итогового турнира
Свитолина в шаге от полуфинала Итогового турнира [Видео] 140

Украинка переиграла Каролину Плишкову. Впереди - Возняцки

Александр Зинченко:  Буду ли праздновать, забив  Шахтеру ? Надеюсь, увидите
Александр Зинченко: "Буду ли праздновать, забив "Шахтеру"? Надеюсь, увидите" [фото, видео] 144

Игрок "Манчестер Сити" надеется выйти на поле против своего бывшего клуба.