Загрузить еще

Как помочь медлительному ребенку

Как помочь медлительному ребенку
Фото: Медлительному малышу непросто жить в существующем темпе жизни. Фото Thinkstock.

Между тем психологи уверяют: некоторые дети медлительны, что называется, от природы. Окружающий мир для них слишком быстр, и им приходится бежать изо всех сил только для того, чтобы оставаться на месте. А постоянное поторапливание – это худшее, что могут делать родители, воспитывая медлительного ребенка. 

Жизнь в "замедленной съемке"

- Это просто невыносимо! Дочь все делает очень медленно - кажется, сама уже сто раз успела бы сделать! - жалуется мама 11-летней Лены. - Она словно живет в каком-то замедленном мире. Обед уже давно остыл, а она только начинает есть, уроки делает до ночи… Причем практика показала: если попросить ее поторопиться, дело пойдет еще медленнее. А то еще и плакать начнет! Раздражаюсь от этого ужасно, но сделать ничего не могу.

Медлительных детей у нас не так уж мало - по разным данным от 12 до 20 процентов. При этом сюда не включены дети, медлительность которых связана с леворукостью, частыми заболеваниями, общей ослабленностью. У "истинно медлительных" - низкая подвижность нервных процессов, которая и определяет оптимальный для них темп любой деятельности.

Такой малыш заметно выделяется из общей группы еще в детсадовском возрасте. Все уже пообедали, а он как раз собирается приступить к супу, все уже на улице – а он продолжает искать в шкафчике шапку. И конечно, ему нужно гораздо больше времени, чем остальным ребятам, на выполнение логических упражнений и творческих заданий. 

Ошибки воспитания

Родители жалуются: воспитывать копушу очень сложно! Психологи парируют: все сложности в воспитании детей происходят из-за промахов родителей в процессе воспитания. Наиболее часто встречаются две основные ошибки. 

1. Постоянное недовольство ребенком и поторапливание. Медлительный малыш чуть ли не каждую минуту пребывает под целым шквалом негативных эмоций. "Ты до сих пор не съел кашу?", "Сколько можно натягивать колготы?", "Ты ночевать над уроками собрался?!". Ребенок торопится, но получается только хуже: ложка падает на пол, колготы перекручиваются самым невероятным образом, а задачка в одно действие никак не хочет решаться! В итоге – еще большее замедление процесса и новый стресс. 

2. Сравнение с другими детьми. Сравнивать детей друг с другом вообще не стоит, а уж медлительного ребенка с его более быстрыми сверстниками - тем более. Ребенку и так непросто жить в существующем темпе жизни, а сравнение может вызвать у него ощущение, что он недостаточно хорош для того, чтобы его любили. Это в свою очередь приведет к еще большим проблемам в развитии.

(Подробнее - см. Истории из жизни.)

Кто понял жизнь, тот не торопится

Итак, неторопливость - это индивидуальная особенность ребенка, а не лень, как привыкли считать многие родители. Мозг медлительных детей организован таким образом, что процессы торможения преобладают над процессами возбуждения различных зон головного мозга. Это проявляется в темпе мыслительной и физической деятельности, медленном переключении внимания. 

Быстрый темп дается медлительным детям огромной ценой. Представьте, если бы вы зашивались на службе с утра до поздней ночи, работая на пределе сил и возможностей, а на вас бы вместо похвалы со всех сторон сыпалось: "Быстрее!", "Ты что, еще не дописал отчет?!", "Я вообще не понимаю, чем можно было заниматься целую неделю!" Кошмар? А маленькие копуши пребывают в таком состоянии постоянно. Но ведь вам вполне по силам создать такие условия в семье, чтобы ребенок не испытывал подобного дискомфорта! Тем более что психологи уверяют: постоянный цейтнот, в котором живет ребенок, - это прямой путь к неврозам.

Кстати, не стоит пророчить своему неторопливому чаду вечную жизнь аутсайдера. Одна моя знакомая - крайне медлительная, но при этом очень успешная дама - придумала себе такую фишку. При каждом удобном случае она любит повторять: "Кто понял жизнь, тот не торопится!" И вы знаете, срабатывает. Темп жизни вокруг нее будто замедляется, ибо кому же из окружающих захочется признать, что он не понял жизнь? 

Истории из жизни 

История 1. "Сборы превращаются в пытку"

- Сборы куда бы то ни было - в школу, на прогулку, в гости - всегда превращаются в пытку, - жалуется мама 9-летнего Антона. - Казалось бы, в школу идти не хочет, оттого и собирается медленно, и здесь я даже готова его понять. Но о празднике по случаю дня рождения лучшего друга он мечтал целый месяц! А опять та же картина - одевается целый час, а в итоге даже джинсы не успел надеть. То мультиком увлекся, то машинкой заигрался, а то и просто за окном птица на ветке села - он и этим наблюдением может увлечься на добрых полчаса! Дело дошло до шантажа: "Не успеешь одеться за пять минут - останешься дома!" В итоге слезы, часовое опоздание на детский праздник и надолго испорченное настроение. И так каждый раз… 

Комментарий специалиста

- Жесткая постановка требований и условий недопустима ни в воспитании ребенка вообще, ни в воспитании медлительного ребенка в частности, - говорит психолог Марина ДЕРКАЧ. - Шантаж и выставление условий содержат эффект бумеранга, ведь они формируют модель поведения малыша. И сегодня родители ставят условия ребенку, а начиная с подросткового возраста - уже он им.

Антон медленно собирается? Научите его это сложное для него задание разбить на более мелкие (кстати, в будущем это поможет ему успешно справляться с любой работой). Например, с вечера подумать, что он наденет, и выложить одежду из шкафа. Утром одеваться в соответствии с четким алгоритмом, например: носочки-рубашка-брюки. Дело в том, что медлительные дети склонны к стереотипным действиям, то есть к поступкам по определенному шаблону. Они любят ходить одной и той же дорогой, играть в одни и те же игры и решать задачу исключительно известным им способом, даже если он в конкретной ситуации не очень-то и подходит. Поэтому, если такой ребенок четко понимает, какие действия и в какой последовательности он должен совершать, ему легче справиться с стоящими перед ним задачами.  

Также, чтобы не торопиться и не нервничать каждое утро, возьмите за правило вставать чуть раньше, чтобы всегда иметь в запасе минут десять. Помните главное: любая спешка с медлительным ребенком приводит его еще к большему замедлению!

История 2. "Как же заставить ее учиться?"

- Когда дочка была меленькая, я не слишком обращала внимание на ее медлительность, - рассказывает мама 8-летней Оксаны. - Сидит по полчаса над тарелкой? Наверное, аппетита нет. Медленно одевается? Ну так я ее сама одену - она же малышка еще.

Первые жалобы посыпались из детского сада, а школа вообще превратилась в кошмар! Буквы учили дольше всех, счет не идет, самые простенькие домашние задания делает по 4-5 часов. Скорость чтения до сих пор на начальном уровне… Сейчас занимаемся дома очень много, но все без толку! Как же заставить ее учиться?

Комментарий специалиста

- Заставить не получится! - уверена психолог Оксана НАВРОЦКАЯ. - Ведь дело не в лени и даже не в отсутствии способностей, а в том, что ребенку навязывается непосильный для него темп. Даже когда учитель на уроке говорит совсем невинную фразу "А сейчас быстренько открываем тетради и записываем!", для медлительного ребенка само слово "быстренько" - уже источник стресса. У медлительного ребенка время от слова "делаем" до начала дела в два, а то и в три раза больше, чем у остальных.

Многочисленные исследования показывают, что ребенок младшего школьного возраста практически может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. 

Советов тут может быть несколько. Во-первых, не кричать и не раздражаться. Во-вторых, избегать слов "поторапливайся", "живее", "быстрее" и т. д. В-третьих, между выполнением домашних заданий по разным предметам давать ребенку несколько свободных минут. Дело в том, что медлительный малыш не "схватывает" быстро изменившуюся ситуацию. Он просто не успевает переключиться между математикой и письмом, хотя внешне это выглядит так, как будто он не слушает вас. 

Еще один полезный совет: попробуйте идти на шаг впереди учебной программы, просматривая следующий параграф или тему дома наперед. Если ребенок будет заранее знать, чем займется на уроке, ему будет проще уловить мысль учителя и пробелы в знаниях перестанут накапливаться. 

Тест

Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите поставить в любую клетку точку и громко сосчитать до десяти. Повторите задание. В среднем шестилетний ребенок выполняет задание за 10-12 секунд, семилетний - за 6-8 секунд. У медлительного ребенка уйдет в 1,5-2 раза больше времени. 

 

КОМПЕТЕНТНО

"Развивайте сильные стороны!" 

Как справиться с медлительностью малыша и пройдет ли она с возрастом? Как активной маме найти общий язык с ребенком-копушей? На эти и другие вопросы "Комсомолке" ответила детский психоаналитик Елена ЗГАМА.

- Елена, стоит ли "лечить" медлительность ребенка, если она мешает жить?

- В первую очередь нужно понять, чем вызвана медлительность ребенка. Если он плохо себя чувствует и по этой причине все делает медленно, то, разумеется, лечиться нужно. А вот если неторопливость - природная особенность ребенка, удобный для него темп, то ничего кардинального предпринимать не стоит. Прежде всего нужно помочь ему открыть эту часть его личности, развивать ее лучшие стороны. Как правило, медлительные дети аккуратны, щепетильны, скрупулезны и тщательно выполняют свою работу. Согласитесь: не так уж мало завидных качеств!

- Проходит ли медлительность с возрастом?

- Со временем дети действительно немного "ускоряются", но темп их деятельности все равно будет ниже, чем у сверстников. Но "ломать" такого ребенка не стоит - ничего хорошего из этого не выйдет. Это вызовет переживания, чувство вины за то, что он не соответствует родительским ожиданиям и еще больше усилит стрессовую ситуацию.

- В школе копушам приходится несладко: они нередко числятся среди отстающих, да и учителя ими часто недовольны. Даже само слово "успеваемость" подразумевает, что ребенок должен УСПЕВАТЬ, а для этого неплохо было бы поторопиться. Как помочь такому ребенку адаптироваться к учебному процессу?

- Вот как раз торопиться таким детям и не надо. Главное - не стараться ускорить работу ребенка любой ценой, а создать ему комфортные условия. Объяснить, что он - такой как есть, и это не хорошо и не плохо, это - нормально! И ему нужно именно с этими своими качествами ориентироваться и в школе, и в жизни. Да, успеваемость хромает, он не всегда успевает сделать работу полностью, но зато ту часть, что успел сделать, он выполнил качественно. И если ребенок не успевает выполнить работу не потому, что постоянно отвлекается и занимается посторонними делами, а потому, что это особенность его темперамента, как правило, в школе учителя к таким детям относятся благосклонно.

- Пережить темперамент своего копуши порой сложно даже самим родителям…

- Действительно, если мама - активный холерик, а сынишка - спокойный флегматик, маму это может раздражать. И такой маме важно понять, что проблема не в ребенке, а в ней самой, и ей придется решать вопрос с самой собой. Все люди разные. Задумайтесь: возможно, вашего тихого малыша слишком шустрая и суетливая мама тоже немного раздражает и даже вселяет тревогу. Но ребенок же вынужден с этим мириться, так почему бы и взрослому человеку не пойти навстречу собственному малышу?

Осознайте и примите особенности развития своего ребенка, поддерживайте его, развивайте его сильные стороны, и он, почувствовав свою нужность, станет счастливым и успешным. 

В ТЕМУ 

В таком деле важна тренировка!

Специальные исследования показали: систематические занятия способствуют повышению скорости работы как у дошкольников, так и у детей школьного возраста. Оказывается, существует немало игр, которые помогают ребенку преодолеть природную медлительность. Причем психологи подсказывают: важно играть вместе, а когда ребенок войдет во вкус - посоревноваться. Но, конечно, не стоит слишком увлекаться ролью победителя - следует подстраиваться под темп малыша.

Специалисты утверждают, что тренировка в постоянном быстром темпе мало успешна - ребенок очень быстро устанет. Гораздо эффективней использовать прием "медленно -   быстро - медленно", то есть резко переходить от медленного темпа движений к быстрому и обратно. При этом можно использовать такие игры:

ходьба - бег - ходьба;

хлопки в ладоши ( медленно - быстро - медленно);

"бег" по столу пальчиками;

прыжки через скакалку (снова не забываем менять темп - это самое главное!);

выстукивание на барабане или на обычном столе простенького ритма;

очень хорошее упражнение - чертить палочки и ставить точки на листе в клетку. Позже можно усложнить задание - чертить палочки, ставить точки и при этом считать до десяти.

Проводить такие занятия можно в любое время. Важно, чтобы они были систематичными (например, ежедневно по 10-15 минут), веселыми и интересными.