Загрузить еще

Зима в музее будет теплой

Коллекция, которую уже демонстрировали во Франции, Австрии, США, Италии, Эстонии, Латвии, Беларуси и Украине (Львов), создала настоящий ажиотаж вокруг главного художественного музея страны. Впервые за много лет даже в будний день в его залах можно встретить сотни зрителей. С дня открытия выставки на подходах к музею выстраивалась длинная очередь, растянувшаяся до Музейного переулка. Из-за кризиса в музее давно уже не было громких проектов, таких как выставки Пикассо, Пиросмани и Гойи, которые когда-то  собирали толпы. И вот, наконец, благодаря нескольким работам Моне и Ренуара, о музее заговорили снова.

Правда разговоров о прекрасном вокруг музея намного меньше, чем пафосных заявлений и выкриков типа: "Не дадим!", "Не позволим!", "Не допустим!". А слово "Протестую" стало даже частью своеобразного перформанса, который уже несколько месяцев демонстрируют сотрудники музея, активно не желающие подчиняться новому руководству в лице Татьяны Мироновой.  Сегодня они не менее интересны, чем нормандский закат Ренуара. На них ходят смотреть, их обсуждают, фотографируют, о них спорят в сетях. Музейные работники с высокоподнятыми головами революционеров  стали самыми интересными экспонатами НХМУ.

 

Да, именно экспонатами, поскольку наслаждаясь своим протестом, о грядущей зиме и о возможных последствиях для музея, похоже, мало кто из революционеров сейчас заботится. Куда легче устроить весной победную пляску  с плакатом "А мы же предупреждали!" Тем ни менее о том, что музею нужны  серьезные работы по  вентиляции, утеплению и подготовке помещений к зиме, благодаря множеству публикаций и публичных заявлений двух сторон конфликта,  знают уже все.

"В Нацмузее летом душно, зимой – холодно, нет вентиляции. Я сам на себе всё это испытал, когда делал проект "Цитаты" Николая Билоуса в начале этого года. Мельник (бывший директор НХМУ – ред.) закрывал музей в 4 часа в выходной день – потому что температура опускалась ниже 12 градусов, - вспоминает владелец и директор столичной галереи "Цех" Александр Щелущенко . 

История о потрескавшихся иконах из- за плохого климат-контроля прошлой зимой заставила нас с первыми холодами прояснить ситуацию. Как выяснилось, в отличие от "громко протестующих" исполняющая обязанности директора НХМУ Татьяна Миронова и ее "ставленник", главный инженер музея Сергей Авдошин, озабочены сейчас именно работой и изменениями в этой сфере. По словам Татьяны Мироновой,  организована полноценная работа системы кондиционирования в четырех выставочных залах.  Благодаря этому созданы необходимые температурные условия для экспонирования старинных полотен выставки "Нормандия", прошедшей с успехом в сентябре и октябре и продленной до 8 ноября.

 

Сергей Авдошин, тот человек, на плечи которого в буквальном смысле обрушиваются проблемы старого здания НХМУ, рассказал нам, что сейчас в музее заканчивается практическая работа по обеспечению достойных условий для работы в зимний период.  Уже подготовлен тепло-изоляционный материал для чердачных помещений, чтобы в здании сохранялась определенная температура. Это та проблема, о которой говорят все. В музее очень жарко летом и холодно зимой. Теплоизоляция чердака и крыши поможет сохранять определенный климат в здании. По словам Авдошина, эти работы будут завершены уже к концу года. Готовятся работы по замене водопроводных труб, которые находятся в аварийном состоянии. "На каждом метре трубы сейчас по пять хомутов", - говорит главный инженер, - "поэтому наша задача сегодня сделать все, чтобы к морозам музей не затопило". Идут подготовительные работы для утепления и замены стекол на окнах.  До конца года в музее планируют наладить нормальную работу вентиляции в реставрационной мастерской и отремонтировать рабочие помещения.  В мастерских работают с определенными токсичными материалами и здесь хорошая вентиляция и элементарная вытяжка просто необходимы, чтобы запах реставрационных составов не распространялся по всем помещениям музея, особенно в зимний период.  Прямо у входа в музей осыпается штукатурка, и уже обвалилась значительная часть облицовки стены (около 15 кг). Стену сейчас обнесли защитной сеткой. Готовятся облицовочные работы, но уже к концу месяца, по словам главного инженера,  будут  установлены защитные козырьки над входом.  Библиотеку, где грибок на стенах грозит "съесть" раритетные фолианты, тоже ждут ремонтные работы. На очереди также обновление и утепление рабочих кабинетов.  Да, такая работа не так заметна зрителям, как плакаты с протестами.  Этим  не интересно заниматься, но, думается, что именно те люди, которые не побоятся  взвалить на свои плечи решение  рутинных проблем,  помогут не только пережить музею зиму без потерь, но  и, как бы пафосно это не звучало, постараются сохранить украинское искусство, в прямом смысле слова.