Загрузить еще

Чтобы школьника не отдали в интернат, учительница его усыновила

Чтобы школьника не отдали в интернат, учительница его усыновила
Фото: Светлана Дитковская была для Вани любимой учительницей, а стала мамой. Фото: Виктор СКРЫПНИК.

У грюмого худощавого пацана - Ваню Боговика - учительница украинского языка и литературы из городка Липовец (Винницкая область) впервые увидела два года назад. 

Ссутулившись, он испуганно и недоверчиво поглядывал на педагога и одноклассников. "Волчонок" - промелькнуло в голове Светланы Анатольевны Дитковской, которую назначили не только учителем пятиклашек, но и классным руководителем. А через несколько месяцев педагог поняла, что этот замкнутый мальчик для нее не только старательный ученик, но и близкий сердцу ребенок, которому хочется помочь. 

Спал на полу, ел объедки

До того как приехать в Липовец, Ваня жил с родной мамой в селе неподалеку, ходил в местную школу, хорошо учился и по-детски наивно верил, что в его семье все наладится. Отца мальчик не помнит, тот давно умер. Кумушки-соседки не забывали напоминать: "Папа твой непутевый от водки сгорел". Родные братья-сестры жили где придется - кто у родственников, кто в интернате. Мама частенько прикладывалась к рюмке. Переехав с сыном в город, женщина поселилась в доме у родителей покойного мужа, Ваню отдала  в новую школу. А однажды ушла из дому и просто исчезла...

- Ее иногда видели в городе, - вздыхает Светлана Дитковская. - Нигде не работала. Говорили, что она выпивает. 

Ваня маялся, переживал, но своей бедой делился неохотно. За него говорили его глаза и внешний вид: сникший, неопрятный, мальчик ходил в школу голодный, в нестиранной одежде, дома уроков не учил. 

- Ваня - очень смекалистый, - хвалит ученика Светлана Анатольевна. - Информацию на уроках с открытым ртом слушает, все на ходу ловит. Но домашнее задание почему-то не делал. А потом выяснилось, что в доме родственников у него не то что стола нет, ему и спать-то негде. Там своих детей полно, а до чужого никому дела нет. 

Соседи мальчика жалели. Рассказывали, что в чужой семье Ване за кусок хлеба приходилось тяжело работать. О мытарствах ребенка узнали соцработники, нагрянули в школу и сообщили: придется ребенка отдавать в интернат.  

Всю жизнь мечтала о сыне

- Ваню эта новость даже не расстроила, - вспоминает Светлана. - Так он измучился за полтора года жизни без условий. В соцслужбе говорили, что, возможно, ему подыщут семью. Но я понимала - желающие усыновить 13-летнего мальчика вряд ли найдутся. 

Что происходило в душе учительницы в те тяжелые дни, она описывает с трудом. Ваня запал ей в душу, она по-матерински жалела и сочувствовала ему. А тут еще и одноклассники вдруг обратились к ней со странной просьбой - забрать Ваню к себе. Будто бы чувствовали, что женщина и сама терзается этой мыслью. 

- Я знала его почти два года, мы прекрасно ладили. У меня есть квартира,  стабильная зарплата. Дочка уже выросла. А я в молодости так мечтала о том, что у меня будет двое деток - мальчик и девочка. Я решила - стану для Вани мамой. 

- Пойдешь ко мне жить? - спросила Светлана у Вани. 

Он молча закивал головой, а потом в сердцах выкрикнул: "Заберите меня из этого ада!" 

Коллеги, дочка и пожилые родители Светлану поддержали. Минувшей весной она подала документы, на лето Ваню определили в санаторий. А в конце августа учительница официально стала для него приемной мамой. 

1 сентября, когда они впервые пошли в школу вместе, им аплодировал весь класс.  И в тот же день, возвращаясь домой, встретили родную маму Вани. 

- Она поздоровалась, - говорит Светлана. - Обрадовалась, что на Ване хорошие вещи и он накормлен. Но он ничего ей не ответил, отвернулся. 

А через неделю родная мама Вани умерла. На похоронах ребенок не проронил ни слова. Обиду на маму он так и не мог скрыть. 

- Мне 45 лет,  но жизнь снова бьет ключом, - признается Светлана. - Забыла о проблемах со здоровьем, сейчас меняю в квартире окна, чтобы зимой тепло было.  Как в молодости, учу с Ваней уроки, пеку ему  сладкие пироги, которые он очень любит.  Он увлекается  историей и географией, стал лучше учиться. С удовольствием ходит в гости к моим родителям - собирает с ними ягоды, помогает по хозяйству. Называет их дедушкой и бабушкой. 

Правда, к маме Ваня пока обращается по имени-отчеству. А Светлана Анатольевна и не настаивает. Говорит, главное, чтобы в доме атмосфера семейная была. А все остальное не так уж и важно. 

КОММЕНТАРИЙ СОЦСЛУЖБЫ

"Ребенок стал счастливым"

- С тех пор как Ваня живет и воспитывается в семье Светланы Дитковской, у него абсолютно изменился взгляд, ребенок стал счастливым, - говорит начальник службы по делам детей Липовецкой районной администрации Виктория Иванюк. - Он при встрече не опускает глаза, с удовольствием рассказывает о себе. Стал увереннее, влился в новую семью. Он хорошо одет, у него есть отдельная комната, стол, где Ваня делает уроки. Светлана Анатольевна учит его пользоваться бытовой техникой, планирует купить компьютер. Когда мы думали, чем ему помочь, определение в интернат было крайним случаем. Но дело в том, что никто из его родственников не изъявил желания забрать мальчика. Кстати, я спрашивала Ваню, пойдет ли он жить к учительнице, еще до того, как мы начали оформлять документы. Вдруг он не захочет? Он с радостью согласился. Светлана Анатольевна прошла необходимое обучение, после чего ее рекомендовали как приемную маму для Вани. Это решение было взвешенным и обоюдным.