"Нобель" по химии: Ученые поняли, как мы чувствуем запах, вкус и свет

Фото: Роберт Дж. Лефковиц родился в 1943 году, работает в Медицинском центре университета Дьюка и в Говардском медицинском институте (США) (слева). Брайан К. Кобилка родился в 1955 году, работает в Стенфордском университете (США) (справа).

Как это часто бывает с "нобелями", о своей победе ученые узнали неожиданно.

- Когда позвонили из Стокгольма, была ночь и в ушах были беруши, поэтому жене пришлось пихнуть меня локтем, чтобы я трубку снял, - честно рассказал Боб Лефковиц членам нобелевского комитета. - Я впечатлен, удивлен и очень рад, конечно!

- Вы ожидали победы?

- Как сказать... В краткосрочной перспективе не очень. Если б хоть слухи были или намеки! А в долгосрочной… Что ж, да, я понимал, что мы исследуем что-то действительно важное, большое, - по-научному подошел Лефковиц.

- Какие у вас планы?

- Вообще-то я собирался в парикмахерскую. Если бы вы меня видели, вы бы поняли, что уже давно пора! - рассмеялся победитель. - Но раз такое дело, придется сразу идти в офис.

Ассистент Лефковица Брайан Кобилка признался: часть награды - заслуга его жены, она тоже работала над исследованиями.

Открытие, за которое ученые получили премию, находится на стыке химии и биологии. Научным путем американцы установили, как в человеческом теле работают особые универсальные молекулы, которые передают сигналы внутри живых клеток нашего организма и отвечают за то, чтобы у человека было обоняние, вкус и восприятие света.

- Эти молекулы - еще и мишень для половины существующих сегодня лекарств. Они являются "входной дверью" в клетку, - объяснил открытие сам Лефковиц.

Удивительно, но, хотя этих рецепторов в нашем теле - миллионы и они отвечают за то, как мы чувствуем мир, - люди до сих пор толком ничего о них не знали.

- Правда, мы до сих пор не понимаем, как их контролировать. Пройдет еще какое-то время, пока мы получим все плюсы от того, что сейчас узнали, - честно признается Брайан Кобилка.

Изучали молекулы еще и для того, чтобы понять процессы, которые приводят к развитию раковых опухолей. Так что теперь открытие Лефковица и Кобилки поможет создать лекарства от разных болезней и в том числе от рака.

Фото nobelprize.org.