Загрузить еще

Как достаток родителей влияет на отношения школьников

Как достаток родителей влияет на отношения школьников
Фото: Перед выпускным родителям приходится потуже затянуть пояса и выложиться для любимого чада по полной программе! Фото из архива «КП».

"Все нормальные родители нормальных детей уже сейчас должны сдать на выпускной по 3 тысячи гривен! - вещала председатель родительского комитета класса, где учится дочь моей подруги. - Этого, конечно, не хватит - ведь мы же не хотим, чтобы наши дети были хуже других? Но главное - положить начало, а потом мы еще досдадим!"

Реакция родителей была разной. Кто-то согласно закивал и даже полез за тугим кошельком, а кто-то, растерянно оглядываясь по сторонам, пытался прояснить ситуацию: за что такие деньги? Да еще и в начале сентября, когда до выпускного остается 9 месяцев? Однако переосмыслив волшебные слова "быть хуже других", родители стали гораздо более сговорчивыми.

Осознание своей материальной несостоятельности унизительно, и для многих проще выложить на выпускной всю зарплату, чем во всеуслышание признаться, что денег нет. Времена, когда бедность не была пороком, по всей видимости, ушли безвозвратно. 

ПРИНЦЫ И НИЩИЕ

Комплексами из-за своей бедности страдают даже взрослые, которые хотя бы в силу возраста должны быть в состоянии философски смотреть на жизнь, так что уж тут говорить о детях и подростках? Если в школе все дети одеты лучше, имеют навороченные телефоны, планшеты и прочие гаджеты, а у вашего ребенка ничего этого нет - считайте, парочка комплексов у него в кармане. И нарастающее финансовое неравенство украинцев делает пропасть между "принцами" и "нищими" с каждым годом все глубже.

Среди подростков принято меряться уровнем достатка родителей, и для ребенка очень важно оказаться как минимум не хуже сверстников. Если же "держать марку" не получается и родители катастрофически не в состоянии угнаться за прогрессом, ребенок начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям и более обеспеченным сверстникам.

Социальное расслоение является одной из главных проблем современной школы. Как показал опрос, проведенный "Комсомолкой", неравенство в учебном заведении на себе ощущают дети 81 процента наших читателей (см. Опрос).

Действительно, во времена родителей нынешних школьников коричневая форма, "совдеповская" обувь и убогие канцтовары уравнивали всех. Сегодня даже в школах, где школьная форма является обязательным условием, размер заработка родителей можно определить невооруженным глазом. ­Обувь и верхняя одежда, смартфоны и айпады, парфюмерия и стрижки - все это является признаками финансовой устойчивости родителей.

Нередко в школах расслоение идет не только между отдельными детьми, но и между целыми классами. Дело в том, что деление детей сегодня стало обычной практикой: официально - по способностям, а на самом деле совсем по иному принципу. И в лицейный класс при дефиците мест больше шансов попасть у состоятельного бездельника, чем у талантливого ребенка из бедной семьи.

ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО!

Сегодня уже никого не удивишь тем, что и отношение учителей к школьникам нередко зависит от социального статуса родителей и занимаемой ими должности. К сыну директора ресторана отношение как-то само собой становится более снисходительным, чем к сыну простого инженера на госпредприятии.

- Целый год не могла понять, почему нашей новенькой завышают оценки, а мини-юбки и густо накрашенные глаза, на которые у администрации школы просто аллергия, всегда сходят с рук, - рассказывает десятиклассница Оксана. - Ответ оказался насколько прост, настолько и безобразен: мама новенькой - какая-то шишка в управлении образования и подруга нашей директрисы. Это не просто несправедливо - у меня нет слов, чтобы выразить свое отношение к происходящему! У нас очень умные дети не могут рассчитывать на отличный аттестат, поскольку даже на "десятку" нужно прыгнуть выше головы. А у этой девицы оценки по всем предметам выше на 3-4 балла, и учителям нисколько не стыдно. Все считают, что это - в порядке вещей!

К сожалению, этот крик души - вовсе не редкость и не исключение. Думаю, подобные рассказы приходилось выслушивать от своих чад большинству родителей. Однако многие мамы и папы просто не знают, как правильно на них реагировать. Ответить никчемной банальностью "А никто и не говорил, что жизнь справедлива"? Сказать "Ничего страшного, не обращай внимания"? Или забить очередной гвоздок в крышку гробика детского самолюбия, сморозив что-то типа "По одежке протягивай ножки" или "Мир жесток: каждый сверчок, знай свой шесток!"?

Дети в большинстве своем хотят просто жить, дружить, играть, даже учиться и при этом хорошо себя чувствовать. Фото из архива "КП".

ВСЕ МОЖНО ПЕРЕЖИТЬ

Мы, взрослые, прекрасно знаем, что список жизненных несправедливостей действительно достаточно большой. А окружающие нас люди часто бывают глупы, эгоистичны, невоспитанны, неблагодарны и бесчестны. Однако по-настоящему мудрый человек не станет возмущаться таким положением вещей и тем более расстраиваться из-за этого. Мы ведь не обвиняем дождь, который намочил нам одежду? Дело дождя - литься, а наше дело - раскрыть зонтик и идти туда, куда нам нужно.

Психологи советуют: если ребенок произносит "это несправедливо!" - отнеситесь к его проблемам серьезно, ведь для многих детей и подростков подобные проблемы действительно очень болезненны. Внимательно выслушайте ребенка, расспросите о том, что именно ему показалось несправедливым, расскажите о своих детских переживаниях или о похожих историях. Объясните ему, что все можно пережить и снова быть счастливым. К сожалению, нередко все, что могут сделать взрослые при встрече их ребенка с очередной несправедливостью - это выслушать, посочувствовать и морально поддержать.

Однако даже в этом далеком от совершенства мире психологам удалось найти "формулу счастья". Она не сложная. Оказывается, для счастливого восприятия жизни нужно уметь "отсекать" примитивные отрицательные переживания. Согласитесь: у каждого из нас есть выбор: жить, всю жизнь чувствуя себя жертвой, или жить, в полной мере наслаждаясь жизнью. И этот выбор совершенно не зависит от количества денег.­ 

ИССЛЕДОВАНИЕ

Ученики обычных школ более адекватные?

Исследование, проведенное в частных и муниципальных школах России, показало, что выпускники частных школ имеют либо очень завышенную, либо очень заниженную само­оценку. В то же время ученики обычных школ оценивают себя по большей части адекватно или немного завышено, что является признаком веры в свои силы и возможности.

Интересно, что в оценке друг друга "элитные" школьники оказались более практичны. Например, рассуждая о главных достоинствах одноклассников, они говорят "хорошо играет в футбол", "умеет плести фенечки". Их сверстники из муниципальных учебных заведений более абстрактны и ценят доброту, отзывчивость и дружескую поддержку. 

ОПРОС 

Ощущает ли ваш ребенок социальное неравенство в школе? 

да 81% 

нет 13% 

я этим не интересовался 6% 

В опросе, проведенном на сайте "Комсомолки" kp.ua приняли участие 1088 человек. 

КОМПЕТЕНТНО 

"Если по материальному достатку ребенок не вписывается в коллектив, меняйте школу" 

О том, как деньги влияют на жизнь ребенка и что родители могут предпринять в ситуации социального неравенства, мы поговорили с вице-президентом НПЦ "Дианализ" психологом Викторией ЕГОРОВОЙ.

- Начнем с того, что социальное неравенство существовало всегда. И изначально предполагать, что все люди равны, - это значит обрекать себя и своих детей на дальнейшие жизненные разочарования. Все люди разные, и дело не только в том, что одни богаче других. Личность каждого человека многогранна, и материальная составляющая является хотя и важной, но не единственно определяющей.

Я убеждена, что детям нужно говорить правду. Родители должны и хвалиться успехами, и делиться неудачами, безусловно, делая поправку на возраст детей. Адекватная оценка реальной действительности поможет им лучше адаптироваться во взрослой жизни в дальнейшем. Не стоит ради удовлетворения собственных (а не детских!) амбиций на пределе возможностей семьи обеспечивать ребенка дорогущими атрибутами. Жить нужно по средствам и учить этому детей.

- Может ли современный ребенок самоутвердиться не за счет родительского кошелька, а за счет ума или мозги сегодня не в почете?

- Не все дети стремятся самоутверждаться - это "взрослое" слово. А дети в большинстве своем хотят просто жить, дружить, играть, даже учиться и при этом хорошо себя чувствовать. Если у ребенка появилась потребность самоутвердиться - значит, существуют определенные трудности в общении в коллективе, личностные особенности ребенка, не позволяющие ему легко налаживать отношения со сверстниками. Таким образом появляется потребность привлечения дополнительного ресурса. Для одних этим ресурсом становится родительский кошелек, а для других - знания и умения. И родители могут донести это до ребенка и помочь найти ему в себе ту "изюминку", которая делает его интересным другим.

- Что можно предпринять, чтобы у ребенка из небогатой семьи не развивался комплекс неполноценности?

- Прежде всего родители должны начать с себя, ведь большинство детских проблем выходит из семьи. Если дома постоянно ведутся разговоры о собственной ущербности и культивируется зависть к достатку других, то и дети примут эту модель поведения за образец. 

В каждом ребенке есть нечто особенное, некая область, в которой он успешен и уверен в себе. Задача родителей помочь найти своему ребенку эту "точку опоры" и использовать ее для дальнейшего усиления личности, которой не страшны никакие комплексы.

- Как отреагировать на рассказы подростка о том, что у Маши хорошие оценки, потому что ее мама делает учителям хорошие подарки, а у Дениса - потому что его папа - директор турбазы? Стоит ли объяснять, что жизнь в принципе несправедлива, или пойти другим путем? 

- Как я уже говорила, все люди разные, а учителя тоже люди. И надо об этом с ребенком говорить, как и о том, что жизнь бывает несправедлива. Учите ребенка определять и выстраивать собственные цели, не ориентируясь на возможности и подарки других родителей. Он должен понимать, что главные "оценки" в жизни не получишь за подарки учителям.

- Что делать родителям, если по материальному достатку ребенок катастрофически не вписывается в коллектив и страдает от этого?

- Можно вспомнить расхожую фразу "все, что нас не убивает, делает сильнее" и оставить его в школе страдать дальше. Но при этом учтите: если одного ребенка такое положение может и сделает сильнее, то другого может "убить", причем как в переносном, так и в буквальном смысле слова!

Я бы все же посоветовала в данном случае поменять школу. Попробуйте взвесить, сколько душевных страданий и сколько пользы принесет данное учебное заведение вашему ребенку. Ведь совершенно не обязательно, что школа с высоким уровнем доходов родителей обеспечивает такой же высокий уровень знаний. Часто дети и школы используются как "статусные" атрибуты, для удовлетворения родительских амбиций. Поэтому прежде всего родители должны определиться, что им нужно на самом деле: потешить свое тщеславие или дать ребенку достойное образование и общение со сверстниками. 

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ 

Украденный вкус победы

Диана ГРИГОРЯН, 16 лет

Практически всегда, когда заходит разговор о социальном неравенстве в школах, предполагается, что ущемленными себя чувствуют дети без дорогих вещей и крутых гаджетов. На мой взгляд, это далеко не так. Хотя, возможно, мне просто всегда везло с коллективами. Например, сейчас примерно у половины моих одноклассников есть смартфоны, а у половины нет. Но поскольку и тех, и других много, первые не чувствуют себя "крутыми", а вторые - "отставшими от жизни".

Лично я гораздо острее ощущаю неравенство, которое искусственно создается не детьми, а взрослыми. Например, несколько лет назад я принимала участие в конкурсе, результаты которого были известны заранее. К сожалению, узнала об этом слишком поздно.

Мое состояние после этого конкурса трудно описать в нескольких словах. Самолюбие было не на шутку задето. Я была растеряна, подавлена, расстроена и никак не могла до конца поверить, что от меня в данном случае ничего не зависело. 

Впрочем, сейчас я хотела сказать о другом. Дело в том, что я много раз побеждала в спортивных соревнованиях, занимала призовые места в городских конкурсах и олимпиадах, поэтому мне прекрасно известен вкус победы. Это огромная радость, которой хочется поделиться буквально со всеми, чувство гордости за себя, удовлетворение от того, что все труды были не напрасны и их оценили! И я глубоко убеждена, что человек, победа которого была предопределена заранее только потому, что он чей-то сын или чья-то дочь, не может чувствовать ничего подобного!

Интересно, что чувствуют родители такого "победителя", в угоду которым и была подстроена "победа"? Кем они больше гордятся - ребенком или самим собой? Довольны ли организаторы конкурса тем, что так удачно угодили тому, кому хотели? 

В принципе эти вопросы в некоторой степени риторические. Я прекрасно понимаю, что взрослые очень довольны, когда им удается провернуть подобную "удачную операцию", полагая, что все вокруг - марионетки, на чувства которых и внимания никакого обращать не стоит. Я просто хочу сказать, что своим фарсом организаторы подобных конкурсов крадут вкус победы, причем не только у проигравших, но и у своих липовых победителей.