Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Наполеон поспорил с Кутузовой: думаете, вы выиграли войну в 1812 году?

Наполеон поспорил с Кутузовой: думаете, вы выиграли войну в 1812 году?
Фото: Кира Михайловна - истинная дворянка: даже в советское время она не скрывала, а гордилась этим! Фото Russian Look. С. В. Герасимов. «М. И. Кутузов на Бородинском поле» (1952 г.).

7 сентября - День Бородина. И ведь недаром: именно та великая битва, в которой официально никто не победил, стала переломной в Отечественной войне 1812 года

...Скромная хрущевка, спрятанная во дворах у Белорусского вокзала в Москве. Такое теперь "родовое имение" прямых потомков Михаила Кутузова, командующего русскими вой­сками в 1812 году. Кира Михайловна Хитрово-Кромская - прапра­внучка полководца.

- У Михаила Илларионовича было пять дочерей, - рассказывает женщина. - Наша линия берет свое начало от второй дочери Кутузова Анны, которая вышла замуж за Хитрово.

- Почему вы  в советское время  не стали менять фамилию?

- Исключено. У отца (Михаил Николаевич был профессором музыки, выпускником Миланской консерватории. - Прим. авт.) была возможность бежать после революции за границу. Но, наверное, в нем сохранилась та самая кутузовская стойкость. Его расстреляли в 1937-м. У мамы на руках остались трое детей...

Не графиня, а княжна!

- Из-за дворянского происхождения не могла поступить ни в один вуз. Но в какой-то момент я поняла, что мне нужно штурмовать именно ­МГИМО - Михаил Илларионович ведь был не только полководцем, но и дипломатом. 

В приемной комиссии один человек - по виду чекист - спросил:  

- Ну что, графиня Хитрово-Кромская, поступать в институт пришли?

- Я не графиня, - говорю. - Я  княжна! Вы же помните - Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев был светлейшим князем. 

Человек в черном здорово разозлился. Но в ­МГИМО меня тогда все-таки приняли.

- Но в 1962-м лед, кажется, тронулся. В СССР с помпой отмечали 150-летие Бородинской битвы. В тот день была плохая погода. Автобус с семьями потомков участников сражения проехал, а легковушки высокопоставленных гостей забуксовали. И все эти члены ЦК прямо так по грязи и хлюпали. 

Это было похоже на большое партсобрание - стояли люди на трибуне и говорили. А потомки героев просто поприсутствовали. Людей было много, но никто никого друг с другом не знакомил.

Когда пришелна поле он...

Три года назад в Москву прилетел Шарль Наполеон, потомок сами знаете кого.

- С Наполеоном мы встретились на Большом Каменном мосту у Кремля. Шарль - высокий, наверное, два с лишним метра. Откуда-то появилась бутылка шампанского, и он так лихо ее открыл. Мы достаточно дружелюбно общались. Все-таки двести лет уже с той войны прошло.

У организаторов московского визита случилась накладка с рестораном, и Кутузову попросили пригласить гостя к себе. На этой же кухне, где нас сейчас угощают тортом и чаем, они и сидели.

- Я испекла наш семейный торт "Кутузов". По преданию, Михаил Илларионович его очень любил, и, когда возвращался из очередной поездки, его всегда ждал торт по нашему семейному рецепту.

- В разговоре с Наполеоном вы затрагивали тему 1812 года?

- Конечно. Вообще он спокойный человек, как мне показалось. Но, едва мы встретились, он сразу спросил в лоб: "Вы что, считаете, что вы в той войне победили?" Я говорю: "Лично я не побеждала. А мой предок Михаил Кутузов - да". Он начал спорить. И с гидом в Музее-панораме "Бородинская битва" спорил. Он объяснял это тем, что Москву Наполеон Бонапарт все-таки взял. Но когда мы говорили, что это было стратегическое решение Кутузова, чтобы собраться с силами и не терять солдат, а затем русская армия погнала французов до Парижа, он и слушать ничего не хотел. 

И еще один момент мне категорически не понравился. Когда были на Бородинском поле, он по-хулигански перелез через висящую у Шевардинского редута цепь и полез наверх. Хотя есть же там и обычный проход.

ТАК ПОЕДИМ

Рецепт победы: торт "Кутузов"

2 куриных яйца растираем с 1 стаканом сахара, добавляем 200 граммов растопленного масла, 2 столовые ложки меда, половину чайной ложки погашенной соды. Муки - ровно столько, чтобы тесто получилось крутым. Из теста раскатываем четыре коржа и печем на среднем огне. После охлаждения коржи смазываем кремом и посыпаем измельченными ядрами грецких орехов (одного стакана вполне достаточно). В качестве крема - 600 граммов сметаны, взбитые со стаканом сахара.