Действительно, если ребенка толкает на кражу низкий материальный достаток, а также асоциальность самих родителей - тут вроде бы все понятно. Однако современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из внешне благополучных семей, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени…
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Причины воровства могут различаться, прежде всего, в зависимости от возраста.
В 2-3 года малыши нередко приходят с прогулки с чужой машинкой или куклой. Однако вряд ли кому-то придет в голову назвать такого ребенка вором. Дело в том, что в этом возрасте понятия "свое-чужое" для малыша абстрактны и малодоступны. И именно родители должны раскрыть их смысл и содержание.
В 4-7 лет дети уже имеют определенное понятие о личном пространстве, личной собственности и в состоянии четко различать "мое" и "не мое". С другой стороны, в этом возрасте дети бывают слишком импульсивны, и обуздать свои желания им порой становится не под силу.
В 8-11 лет присвоение чужих вещей нередко бывает связано со слабоволием. Как правило, ребенок прекрасно знает, что воровать нехорошо, но оказывается не в силах противостоять своему "хочу".
В подростковом возрасте мотивы воровства могут быть самыми различными (о них мы поговорим ниже), но в том числе это может быть и уже укоренившаяся привычка.
РЕАКЦИЯ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Психологи выделяют наиболее частые причины детского воровства.
Неблагополучие в семейной сфере. Специалисты, исследовавшие семьи ворующих детей, утверждают, что воровство - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей. С помощью кражи дети пытаются добиться внимания со стороны мамы и папы - пусть и негативного.
Что делать? Говорите ребенку о том, что любите его и расскажите, как он вам дорог. Помните, что каждому ребенку очень важны забота и внимание родителей.
Способ самоутверждения. Если ребенку не хватает родительского внимания и ощущения значимости в собственной семье, он часто начинает искать признания у сверстников. Способы могут быть "оригинальными": взять из маминого кошелька деньги, купить на них сладостей и раздать их всем одноклассникам. Таким образом ребенок, с одной стороны, пытается "купить" дружбу и хорошее отношение, а с другой - повышает собственную значимость.
Что делать? Объясните ребенку, что есть более достойные способы завоевания авторитета. Помогите ему найти себе друзей, подыскав компанию детей, где он будет востребован. Это может быть какая-то секция, кружок - детям с общими интересами проще общаться друг с другом. А еще можно устроить детский праздник, пригласив друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед ними значимость своего ребенка и показывать, что с ним в семье считаются.
Нехватка денег в семье (игнорирование потребностей ребенка). Бедно одетые дети часто имеют в коллективе крайне низкий статус. Такой ребенок понимает, почему одноклассники относятся к нему пренебрежительно, и видит выход исключительно в воровстве.
Что делать? Не пренебрегайте потребностями ребенка. Постарайтесь понять, чем живут современные дети, и проанализируйте, есть ли у вашего ребенка все необходимое. (Подробнее эту тему мы обсудим в одном из ближайших выпусков "Родительского собрания").
Плохая компания. Это и групповые кражи, и так называемые "кражи престижа", когда необходимость совершения воровства сверстники аргументируют поддержанием статуса в группе. Виня во всем плохую компанию, родители порой слишком поздно убеждаются, что улица влияет на поведение ребенка сильнее, чем они сами.
Что делать? Пересмотрите свои приоритеты. Уделяйте больше внимания ребенку, интересуйтесь его друзьями, поведением вне дома.
Подражание взрослым. При этом не обязательно самим что-то красть. Достаточно постоянно обсуждать так любимую нашими соотечественниками тему о том, что у нас хорошо живет тот, кто ворует миллиарды.
Что делать? Делайте скидку на возраст и не допускайте, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах. Помните, что основные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких, поэтому от вас зависит, каким он вырастет.
Вымогательство. Причиной воровства среди школьников нередко становятся шантаж и угрозы со стороны старшеклассников.
Что делать? Ребенок должен знать, что в таких случаях он может и должен обратиться за помощью к взрослым - родителям, учителям - и они ему обязательно помогут.
Клептомания. Несмотря на то, что любого, кто прихватил что-то чужое, у нас торопятся записать в клептоманы, на самом деле эта болезнь встречается крайне редко, особенно среди детей.
Что делать? Запишитесь с ребенком на прием к детскому психиатру.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ
У детского воровства могут быть самые разные побудительные мотивы и причины, однако психологи единодушны: все они напрямую связаны с какими-либо нарушениями в отношениях в семье. Не удивительно, что по мнению специалистов лучшей профилактикой детского воровства является полное взаимное доверие между родителями и ребенком. В семье, где родители не лгут и могут спокойно обсудить с детьми любую тему, воровство встречается крайне редко.
Также простейший способ предотвращения детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, с одной стороны, не разбрасывать деньги по квартире, а с другой - регулярно выделять ребенку определенную сумму, которую он может потратить по своему усмотрению. Понятно, что чем старше становится ребенок, тем больше должна быть сумма.
У каждого ребенка должны быть своя личная территория и свои личные вещи. При этом, если вы, например, подарили сыну или дочке на день рождения смартфон, не стоит его отбирать при каждом удобном случае в качестве наказания, иначе понятия "свое - чужое" так и не сформируются. Важно, чтобы ребенок с самого детства понимал: есть лично его вещи, а есть вещи общие, которыми он не имеет права распоряжаться, а может только пользоваться.
Если ребенок безмерно активен, хорошо бы направить его энергию в мирное русло. Возложите на него какие-то несложные обязанности - забирать из сада младшего брата, выгуливать собаку, кормить рыбок, поливать цветы или, например, ходить в магазин за хлебом. Кроме того, выясните, что увлекает ваше чадо больше всего (спорт, рисование, коллекционирование и т.д.), и помогите наполнить его жизнь интересными занятиями. Человек, который занимается любимым делом, чувствует себя востребованным, нужным и, как следствие, более счастливым.
|
КОМПЕТЕНТНО
Воздержитесь от предсказаний уголовного будущего
Что делать, если ребенок ворует деньги из дома? Что предпринять, если факт воровства, совершенного ребенком, стал достоянием общественности? Как поступить, чтобы подобное не повторялось в дальнейшем? Ответы на эти и другие вопросы мы искали вместе с психологом Мариной ДЕРКАЧ.
- Марина, что же делать родителям, которые, не веря своим глазам и ушам, все же вынуждены признать, что ребенок, скажем, среднего школьного возраста, украл чужую вещь?
- Прежде всего нужно исходить из того, как ребенок сам относится к своему поступку. Если он всем своим видом старается продемонстрировать, что ничего страшного не произошло, позиция родителей должна быть более категоричной. Они должны четко дать понять, что такое поведение неприемлемо, и выразить уверенность, что подобное больше не повторится.
Если же ребенку стыдно и неловко за свой поступок, гораздо разумнее будет действовать более мягко и не обострять чувство вины еще больше. И, конечно, стоит вместе обдумать процедуру возврата вещи без лишних унижений.
- Советы хороши, но выглядят как-то не полно. Неужели не наказывать?
- Наказание - это самый привлекательный способ решения проблемы, но и самый неэффективный. Дело в том, что крики и, тем более, физическое наказание не только не решат проблему, но и напротив, могут ее усугубить. Громкий скандал никак не способствует укреплению доверия между родителями и детьми, правда, может привести к тому, что в следующий раз ребенок спрячет украденное получше.
- Специалисты всегда советуют давать оценку действиям ребенка, а не его личности…
- Совет, безусловно, работает и в нашем случае. Нужно дать понять, как огорчает родителей его поступок, но при этом избегать громких слов вроде "кража" и тем более "преступление". И уж конечно ни в коем случае нельзя называть ребенка вором и предсказывать ему темное уголовное будущее. Не сравнивайте провинившееся чадо с другими детьми ("У всех дети как дети, а у меня - вор!") и не делайте из него позор всей семьи ("В нашем роду такого никогда не было!"). Помните, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш собственный, вами же и воспитанный ребенок!
- Что не надо говорить в такой ситуации, мы уже поняли. А как нужно строить беседу, какие слова подобрать?
- Для начала следует успокоиться и постараться понять своего ребенка. Расспросите (без посторонних), у кого он взял данную вещь, как он относится к этому человеку, как собирался распорядиться украденным - все это поможет вам сложить представление о мотивах проступка. Спокойно обсудите чувства – свои, ребенка, пострадавшего. После этого начните совместно искать выход из сложившейся ситуации. Постарайтесь, чтобы этот случай не стал достоянием общественности и ребенка не "судили" публично. Разделите с ним ответственность за этот поступок не только на словах, но и на деле: помогите вернуть украденную вещь владельцу. Сделайте так, чтобы это было ваше совместное решение, а не приказ. Ребенок должен знать, что может рассчитывать на помощь родителей в самой трудной ситуации
- Зачастую дети ни в какую не признаются в воровстве, сообщая, что нашли вещи, например, на улице. Как быть в этой ситуации?
- Нельзя ни обвинять ребенка, если вина его не доказана, ни закрывать глаза на то, что он приносит чужие вещи в дом. Если он продолжает настаивать, что нашел вещи, твердо скажите, что находку необходимо вернуть хозяину, и вы с удовольствием займетесь этим вместе с ним. Ребенок должен знать, что родители не пустят дело на самотек, и воровство непременно раскроется.
- Когда ребенок начинает выносить деньги из дома, для родителей это становится настоящим шоком. Часто само по себе это не проходит, и с каждым новым инцидентом уровень доверия к ребенку падает. Как найти выход из этой ситуации?
- Деньги для детей, как правило, не самоцель, а способ реализации какой-то потребности. Ребенок может взять деньги, потому что у него требуют "долг", он мог потерять чью-то вещь, а теперь пришло время ее отдавать. Словом, причины могут быть самыми разными. Порой родители недоумевают: почему же он не обратился за помощью, предпочтя молча залезть в карман? Но ведь это вопрос скорее не к ребенку, а как раз к родителям. Возможно, на сегодняшний день ваши отношения сложились таким образом, что вы - последний из тех, кому он может рассказать о своих неприятностях!
В любом случае для начала стоит поговорить с ребенком и объяснить, что своим поступком он не только очень вас огорчил, но и лишил всю семью каких-то удовольствий. Стоит сказать, что вам неприятны конфликты из-за денег. И, возможно, выход состоит в том, чтобы в разумных пределах увеличить сумму на карманные расходы.
При этом я хочу предостеречь тех, кто думает, что подобную проблему можно решить в один день. Это не так. Помните, что воровство из родительского кошелька фактически означает, что ребенок перестал вас пускать в свою жизнь. И вам придется очень постараться, чтобы он изменил свое решение.
ВАЖНО
Фактор страха
Мнение о том, что большинство людей удерживает от правонарушений (в том числе и воровства) только страх перед неизбежным наказанием, достаточно распространено. Однако очевидно: тот, кто боится наказания, скорее совершит кражу, нежели тот, кто понимает, что ему это просто не нужно. Ведь рано или поздно человек может попасть в ситуацию, которая гарантирует ему стопроцентную уверенность в собственной безнаказанности, и тогда этот единственный сдерживающий "фактор страха" попросту не сработает.
КСТАТИ
А как у дошколят?
Среди мотивов, толкающих на воровство малышей, психологи выделяют несколько основных желаний:
☛ Владеть определенной вещью, чаще всего игрушкой.
☛ Сделать приятный подарок кому-то из близких.
☛ Привлечь внимание сверстников к себе как обладателю желанной вещи.
☛ Отомстить обидчику.
Первые два мотива связаны с отсутствием отрицательной оценки краж у дошкольников. Следующие два мотива хотя и отличаются от первых, но, тем не менее, и в этих случаях малыш часто убежден, что поступает справедливо.
Что делать? Помогите ребенку выработать правильную позицию и поведение в ситуациях, когда его кто-то обидел или когда ему очень хочется именно "этого робота". Объясните, что брать чужое нехорошо, и поговорите с ребенком на тему, как чувствует себя тот, у кого он "позаимствовал" понравившуюся вещь. Поинтересуйтесь, что чувствовал бы он сам, лишившись любимой игрушки. Познакомьте малыша с правилом "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объясните смысл этого правила на примерах из своей жизни.
Кстати, детские психологи утверждают, что на детей 5-7 лет сильное впечатление производит рассказ Носова "Огурцы", в котором мальчик-дошкольник собрал урожай с колхозного поля за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, опасаясь наказания, отдал всю "добычу" мальчику. Правда, его мама не на шутку рассердилась и велела отнести огурцы обратно.
В этом рассказе психологи советуют обращать внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, возможность исправить содеянное и, наконец, на облегчение, которое человек испытывает в результате разрешения ситуации. А вот "шоковую терапию", предпринятую в рассказе мамой, специалисты использовать не советуют. Напомним, что мальчик очень боялся нести украденные огурцы сторожу, боясь, что тот его застрелит. На что мама сказала, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын-вор.
Такие меры в жизни редко приносят ожидаемый эффект. Чаще бывает наоборот: оставляя ребенка один на один с проступком и отрекаясь от него, родители только усугубляют проблему, вызвав вместо раскаяния желание оставить все как есть или сделать еще хуже.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Ошибки в воспитании, провоцирующие воровство
● Непоследовательность в воспитании: в аналогичных ситуациях ребенка то наказывают, то "закрывают глаза" на проступок.
● Несогласованность требований родителей: папа запрещает, мама разрешает.
● Двойные стандарты. Родители на словах убеждают, что чужое брать нельзя, и при этом тащат с работы то, что плохо лежит.
● Вседозволенность. Ребенок не привык считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы, убежден, что он самый лучший и ему можно все.
● Тотальный контроль со стороны родителей. Тут дети могут совершать неприглядные поступки в знак протеста.
В ТЕМУ
Оставляйте пути к отступлению
В своей книге "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" американский психолог Эда Ле Шан рассказывает такую историю. Девочка пришла из детского сада с коробкой цветных мелков. На вопрос отца, откуда они у нее, сказала: "Воспитательница разрешила мне взять их, потому что я хорошо вела себя". Вместо того чтобы предположить, что девочка украла эти мелки и прямо заявить ей об этом, отец сказал, что прекрасно понимает ее, ведь очень многие пятилетние девочки не могут остановить себя, когда им чего-нибудь хочется. "Завтра утром мы вернем мелки и объясним, что ты еще слишком маленькая, чтобы понимать, что нельзя брать чужие вещи", - сказал отец.
Также психолог говорит о том, что очень важно оставить для ребенка пути к отступлению. Например, если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите, что ее можно просто положить на место. А обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, можно сказать следующее: "Я могу представить, как сильно тебе хотелось эту машинку, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили".
Эдда Ле Шан советует не паниковать и столкнувшись с воровством у подростков, хотя, конечно, тут все сложнее и серьезнее. Специалист поясняет, что дети зачастую воруют из-за чувства неполноценности: им кажется, что вожделенные вещи сделают их красивее, мужественнее и популярнее. Поэтому, ведя душеспасительную беседу с сыном или дочерью, можно как бы ненароком признаться, что и у вас самих порой возникало непреодолимое желание взять чужую вещь, потому что казалось, что именно эта вещь способна придать уверенности в себе. Но это лишь иллюзия.
Фото Thinkstock и из архива "КП".