В ТАНЗАНИИ на въезде в национальный парк нам сказали: "Час назад проехал Гржимек" - "А как узнать его?" - "На машине нарисован ёжик. Это эмблема профессора. Смотрите его машину на дороге в парке". Гржимек в Восточной Африке человек очень известный. Этот "заслуженный немец" снимал с сыном фильм. В конце съемок сын в последний раз полетел на маленьком самолете снимать что-то важное, столкнулся в воздухе со стаей грифов и погиб. Могила Михаэля находится на дороге в кратер Нгоронгоро. И отец часто навещает это памятное место.
Машину "с ёжиком" мы повстречали. "Вы, наверное, русские?" - "Как вы узнали?" - "Только русские мою фамилию произносят на свой лад". Я знал, что Гржимек не раз бывал в Советском Союзе, и я очень рад был с ним познакомиться.
На правах завсегдатая Африки профессор пригласил нас пообедать. За столом разговор пошел о птицах-стервятниках. Эти санитары в степных районах Танзании многочисленны, их можно увидеть всюду: во время пира на падали, отдыхающими на деревьях и парящими в небе. Они караулят добычу, один увидел - сразу падает вниз, и за ним по очереди опускаются к добыче сразу все. Среди этих падальщиков есть стервятники с тонкими клювами. Им на пиру достаются лишь остатки мяса на костях падали. Их видишь, когда все покидают остатки добычи. Но есть у стервятников одно преимущество: они находят страусиные яйца и разбивают их. Каким образом? Есть у них, тонкоклювых, подходящий инструмент - небольшие камни. Появляясь у яйца с таким камешком, птица начинает яйцо "бомбить" и добивается результата: при метком ударе яйцо дает трещину. Теперь надо торопиться, пока добычу кто-нибудь не заметил, например, другая птица, шакал, гиена, да мало ли охотников до очень вкусной еды в саванне.
Об охоте за страусиными яйцами африканские жители, конечно, знали. А иностранцы увидели разбиванье яиц стервятниками, кажется, только в середине прошлого века. В первую очередь этой новостью заинтересовались фотографы, которых в Африке стало во много раз больше, чем охотников. Я помню сенсационные снимки в журналах. Понятное дело, Гржимек тоже пожелал иметь редкие снимки. Ему сам бог предписывал это сделать.
В машине профессор показал нам картонный ящик, полный страусиных яиц. "На ферме купил. Разложу в подходящих местах и стану караулить, когда появятся охотники их расколоть…"
Мы тоже в саванне стали приглядываться: не яйцо ли заметили в сухой траве стервятники? Но удачи у нас не было. А вернувшись из Африки, во французском журнале я увидел очередной снимок: птицы и большое яйцо. А через полгода, отбирая киносюжеты для очередной передачи "В мире животных" на телевидении, нашел очень интересную для меня информацию. Оказывается, зоологи стали спорить: врожденная способность у стервятников разбивать страусиные яйца или этому надо учиться? Спор разрешил эксперимент, проделанный испанцем Родригасом де ла Фуэнтом. Он инкубировал яйца у себя на родине и вырастил птиц, которые не знали о существовании Африки. Выпущенные на волю молодые стервятники сразу заинтересовались выложенными в открытой степи страусиными яйцами и взялись за камешки. Так спор был закончен. Интерес к желанной добыче - врожденный!
А ВЬЮРКОВ на Галапагосских островах обнаружил, кажется, еще Дарвин. С тех пор знают: мелкие птицы добывают из-под коры червячков с помощью несложного инструмента. Им является колючка, ее можно найти в любом месте (смотрите снимок).
Морским животным, которых называют каланами, инструментом служит камень, который калан (морская выдра) поднимает вместе с морскими ежами со дна. Калан ложится в воде на спину, иногда привязывается к гибким водорослям (если на воде волны) и начинает о камни разрушать добычу. Камень приходится отдавать морю, но к этому выдра привыкла, она без ошибки находит нужный ей инструмент, и обед продолжается.
Мастерами своего дела являются обезьяны. Их "рабочие" способности хорошо известны. Шимпанзе, пользуясь двумя камнями ("молот и наковальня"), легко разрушают орехи. Пользуясь мхом, как тряпочкой, она собирает с растений воду и выжимает ее в нужном месте. А пользуясь гибкой палочкой, смоченной слюной, забирается внутрь термитника и слизывает с палочки лакомую добычу.
В зоопарке города Дели я видел, как вошедшая в раж обезьяна кидала в толпу зрителей мелкие камни, наслаждаясь поднятой ею сумятицей. Люди, заслоняясь от камней, не разбегались, и это нравилось обезьяне, державшей оборону. И видел я снятый на кинопленку сюжет: обезьяна, заметив в комнате пламя, начала закидывать его чем попало - в ходу оказались ботинки, тапочки, детская кукла. Люди, стоявшие наготове за дверью, кинулись помогать обезьяне…
|
У НЕКОТОРЫХ животных речь об "инструментах" не идет, они действуют и без них, пользуясь только смекалкой.
В Америке живет разновидность цапель… Было замечено: птица привлекает рыбу приманкой и потом успешно ловит. Стали подсовывать ей кукурузные зерна, а цапля как будто этого и ждала. Она пускала по течению зерно и бежала к месту, где зерно собирало вокруг себя "толпу" маленьких рыбок. Прежде цапля бросала в воду желтый листок или ягоду, теперь самым уловистым были зерна.
У нас такую же смекалку проявляют грачи. Там, где созревают грецкие орехи, грачи в клювах приносят орехи и бросают их на асфальт. То же самое делает живущий в горах орел-бородач. Поймав добычу, орел съедает все, кроме костей. Но и кости не пропадают. Орел подымает кости и с большой высоты бросает вниз на камни, ему достается награда - лакомство, костный мозг.
Так все живое ищет, как лучше добывать свое пропитание.
Фото автора.