Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

История киношных спецэффектов: от стоп-кадра до первой компьютерной картины

История киношных спецэффектов: от стоп-кадра до первой компьютерной картины

Оказывается, история спецэффектов берет свое начало с 1897 года, когда французский пионер кинематографа Жорж Мельес осознал, что кинокамера способна не только фиксировать происходящее, но и преображать действительность.

В 1902 году вышла картина Мельеса "Путешествие на Луну", которая стала краеугольным камнем в истории киноискусства. По сути он изобрел кинотрюк, стоп-кадр, двойную и многократную экспозицию, ускоренную и замедленную съемки и ввел их в повседневную практику кинорежиссуры.

Кстати, создатели "Звездных войн" (1977) сами признавались, что старательно изучали работы Мельеса.

КАК ЖЕ СОЗДАВАЛИСЬ СПЕЦЭФФЕКТЫ В ТО ВРЕМЯ?

- рисовали на стекле пейзаж и снимали сквозь него актера, который оказывался вписан в антураж;

- закрывали часть объектива черной тканью, а потом пускали пленку по второму разу, загораживая уже отснятую половину – получалось примитивное совмещение кадров;

- натягивали большой экран позади сцены, на который проецировали специально снятый фильм, создавая, таким образом, иллюзию движения героев в машине или поезде;

Подобные спецэффекты можно назвать начальным этапом. А вот спустя 31 год на экраны вышел "Кинг Конг" (1933), который до сих пор не перестает удивлять своими спецэффектами.

В целом, спецэффекты можно разделить на четыре основных группы – механические, оптические, дигитальные (компьютерные) и связанные с гримом. Чаще всего в работе над фильмом используется их сочетание. Оптические спецэффекты можно получить только в результате комбинированных съемок. Механические спецэффекты, такие как взрывы, порывы ветра, дождь, снег, туман использовались давно. Сравнительно недавно появились особые взрывпакеты, позволяющие фиксировать момент попадания "пули" в героя фильма. Они широко применяются в боевиках. Однако настоящим катализатором для развития механических спецэффектов и грима стал стремительный рост популярности жанра фильмов ужасов в 1970-е гг.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СПЕЦЭФФЕКТАХ:

В 1974 г. для фильма канадского режиссера Д.Кроненберга "Они пришли изнутри" эксперт Д.Блэско разработал новый спецэффект: надувные баллончики под фальш-кожей актера создавали впечатления некоего существа, бегающего по телу жертвы.

1982 год. Первым фильмом с наличием дигитальных спецэффектов стал триллер "Трон" про человека, попавшего внутрь гигантского электронного компьютера. Графика была донельзя примитивная, но иного, по идее, от первого фильма ждать не приходилось.

"Трон" - первый фильм с наличием дигитальных спецэффектов

1985 г. Фильм "Молодой Шерлок Холмс" (спецэффекты – К.Вест, Д.Мурен). Первый объемный персонаж, целиком исполненный на компьютере – рыцарь из стеклянной мозаики в церкви, который вступает в настоящую рукопашную схватку с живым актером. Его получили путем сканирования рисунка и последующей компьютерной обработки. Работа над короткой сценой в фильме заняла четыре месяца.

"Молодой Шерлок Холмс". Первый объемный персонаж, целиком исполненный на компьютере – рыцарь из стеклянной мозаики в церкви

1988 г. Фильм "Кто подставил кролика Роджера?" (спецэффекты – К.Рэлстон, М.Лантиери). Компьютерные технологии позволили совместить в кадре рисованные и живые персонажи таким образом, что их взаимодействие кажется совершенно естественным.

Кто подставил кролика Роджера?". Первый фильм в котором удалось соединить рисованных и живых персонажей.

1988 г. Фильм "Уиллоу" (спецэффекты – Д.Мурен, Ф.Типпет). Первое использование эффекта морфинга в кинофильме: превращение колдуньи из опоссума в козла, из козла в страуса, из страуса в черепаху, из черепахи в тигра, из тигра в человека. Компьютер позволил показать постепенную трансформацию облика одного существа и превращение его в другое с помощью программы изменения линий тел с использованием фотографий различных животных.

1989 г. Фильм "Бездна" (спецэффекты – Д.Мурен, Х.Йетмен, Д.Скотэк, Д.Брано). Создание специальной компьютерной программы для последующего воплощения на экране фантастического существа – в данном случае "псевдопода", состоящего из морской воды. Группа специалистов сначала провела длительные и полновесные исследования всех характеристик воды, от способности преломлять свет до процесса появления волн, а затем заложила эти данные в компьютер.

"Бездна". Воплощение на экране фантастического существа – в данном случае "псевдопода", состоящего из морской воды.

1991 г. Фильм "Терминатор 2" (спецэффекты – Д.Мурен, Р.Скотэк). Развитие эффекта морфинга привело к появлению персонажа из "жидкого металла", который может принимать любые формы. Для этого дизайнеры создали компьютерную модель актера Р.Патрика, на которую можно было "приклеить" любые изображения, от актрисы Л.Хэмилтон до клетчатого пола.

"Терминатор 2". Развитие эффекта морфинга привело к появлению персонажа из "жидкого металла"

1993 г. Фильм "Парк Юрского периода" (спецэффекты – Д.Мурен, С.Винстон, Ф.Типпет, М.Лантьери). Создание абсолютно убедительного компьютерного существа – динозавра, который взаимодействует с живыми актерами и словно бы заснят в натуре. Созданные для фильма модели были просканированы лазером, чтобы компьютерный образ на все 100% соответствовал куклам. В картине около 6 минут чистого времени компьютерной графики.

"Парк Юрского периода". Создание абсолютно убедительного компьютерного существа – динозавра

1994 г. Фильм "Ворон". После трагического случая на съемках, когда актер Б. Ли погиб от случайного выстрела из огнестрельного оружия, продюсеры пришли к решению заменить его дублером, а там, где без его облика не обойтись – воссоздать его лицо компьютерным способом.

"Ворон". После смерти Брендона Ли, его лицо воспроизводили с помощью компьютера.

1995 г. Фильм "История игрушек". Первый полностью нарисованный на компьютере полнометражный фильм.

"История игрушек". Первый фильм полностью нарисованный на компьютере

1999 г. Фильм "Матрица" (спецэффекты – Д.Гаэта). Новый спецэффект под названием "плавающая раскадровка", который до того был использован только в телерекламе. Объемное зависание персонажа в кадре – зритель видит не просто стоп-кадр или замедленную съемку, а объезд камеры вокруг замершего в воздухе актера – было достигнуто путем сочетания компьютерных и механических средств.

"Матрица". Новый спецэффект под названием "плавающая раскадровка"

1999 г. Фильм "Звездные войны, эпизод 1: Призрачная угроза" (спецэффекты – П.Хатчинсон). Среди 60 дигитально синтезированных фантастических существ четыре персонажа уже отпускают реплики, а пятый превращается в полноценного героя фильма, который на равных взаимодействует с актерами-людьми, отличается пугливостью и даже паникерством, причем вся гамма чувств написана на его лице, обладающим выразительной мимикой.

"Звездные войны". Синтезированные фантастические существа начали отпускать реплики.

2000 г. Фильм "Невидимка" (спецэффекты – Л.Бернберг, Б.Дейвис, Б.Эйду, С.Андерсон). Эффект поэтапного исчезновения человека – начиная с кожного покрова последовательно исчезают жировая прокладка, мышцы, внутренности, кости скелета – а также движения "невидимки" под струями воды. Подобное стало реальным после завершения создания компьютерной программы имитации человеческого

"Невидимка". Эффект поэтапного исчезновения человека.

11 июля 2001 г. Точная дата, с которой началось новое летосчисление в истории кино. На экраны США вышел фильм "Финальная фантазия. Духи внутри нас" – первая в истории кино компьютерная картина, в которой не участвует ни одного живого актера. Режиссер "Финальной фантазии" – Х.Сакагучи, создатель виртуальных ландшафтов картины – шведский дизайнер Х.Шерер. Уже в первую неделю проката этот фильм собрал пять миллионов долларов. Главная же героиня, виртуальная девушка по имени Аки Росс, по прогнозам журнала "People", может войти в список "самых красивых людей мира".

"Финальная фантазия". Первый компьютерный фильм.

При подготовке материала использовалась информация с сайтов: Википедия и muzey-factov.ru. Фото с сайта www.kinopoisk.ru.