Загрузить еще

5 популярных мифов об отечественных продуктах

5 популярных мифов об отечественных продуктах
Фото: На прилавках супермаркетов зарубежных продуктов очень много. Порой даже продавцы не отличают, где импорт, а где свое, родное. Фото Thinkstock.

Миф 1. Отечественное должно быть дешево

Логика неумолимо подсказывает, что везти куриные окорочка из Киевской области куда ближе и, стало быть, дешевле, чем из Польши, Германии и, тем более, США. Однако каким-то непостижимым образом импорт оказывается дешевле родной украинской продукции.

О том, что наша страна стала рынком сбыта дешевого мясного сырья со всего мира, эксперты говорят давно. Примечательно, что на сегодняшний день особой необходимости импортировать то же мясо птицы у нас нет - собственная индустрия по производству этого продукта развивается очень хорошо. Тем не менее статистика свидетельствует, что "круговорот мяса в природе" происходит достаточно активно. Основная тенденция налицо: продаем мы мясо гораздо дороже, чем покупаем. Так, свинина в январе - апреле 2012 года отправлялась на экспорт в среднем по цене 4,73 доллара за кило, а покупалась по 2,27 доллара. Мяса домашней птицы мы за это же время продали 16,5 тыс. тонн по $1,61/кг, а купили почти 32 тыс. тонн по $1,27/кг.

- В разных странах существуют различные потребительские предпочтения, - разъясняет начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник. - Если говорить о мясе птицы, то европейские потребители предпочитают белое мясо, поэтому в Европу ввозятся куриные грудки. Многие наши сооте­чественники вполне могут довольствоваться окорочками и крылышками, которые существенно дешевле грудок - отсюда и разница в цене.

Впрочем, говорят эксперты, дешевизна импорта объясняется не одними только потребительскими предпочтениями. Не стоит забывать, что на Западе фермеры встроены в "общую вертикаль". Там новейшие технологии, дешевые кредиты, высокая производительность, поэтому их продукция оказывается конкурентоспособнее. 

Допустим, с мясом понятно. Но в чем проблема, скажем, с картошкой? Ведь ее особо перерабатывать не надо: загрузил в машину и привез на рынок!

Оказывается, здесь основная проблема кроется в транспортных издержках, которые тем больше, чем меньше партия товара. Скажем, для тех компаний, которые к нам возят бананы пароходами из Латинской Америки, издержки на килограмм продукции получаются меньше, чем для человека, который из соседней области везет на рынок один мешок картошки. 

 Миф 2. В больших городах все дорого, потому что фермеров туда не пускают

Если посмотреть на столичные рынки, складывается впечатление, что отечественные производители перевелись. Ведь уже не раз попадались: покупаем вроде бы крымские овощи, а на деле они оказываются турецкими, а то и китайскими!

Тем не менее на прилавках супермаркетов еда от украинских фермеров все же есть, правда, продается она втридорога! Исходя из этого можно предположить, что большим спросом у среднестатистических украинцев она не пользуется: проедая более половины своих доходов, мы только и делаем, что изыскиваем резервы для экономии! Однако известная истина о том, что на каждый товар находится свой покупатель, подтверждается и на этот раз.

Алена - домохозяйка и жена столичного бизнесмена. Ее муж увлекся здоровым питанием несколько лет назад, причем предпочитает есть исключительно "органику". И если раньше Алена ездила в специализированный магазин, то теперь заказывает экологически чистые продукты по Интернету - привозят все свеженькое, деревенское и прямо на дом!

И правда: в ХХI веке живем! На запрос про продукты с фермы интернет-поисковик вывалил мне множество страниц с перечнем магазинов деревенской продукции. В ассортименте - свежее мясо, молочная продукция, сыр, птица, сезонные овощи, консервация, мед и многое другое. Как утверждают хозяева, у них все настоящее и сделанное согласно дедовским традициям - даже масло взбивается вручную!

И все бы хорошо, да вот цены!.. Надо полагать, это понимают и сами фермеры, ибо стоимость многих продуктов указана в пересчете на 100-200 граммов, дабы не шокировать общественность трехзначными цифрами. 

Стоимость коровьего молока здесь 23 грн. за литр, козьего - 65 грн., 200 граммов масла фермеры продают в среднем за 65 грн., 100 г твердого сыра - за 16-30 грн., десяток яиц - по 30 грн. Ошеек стоит 130-135 грн. за кило, свиная вырезка - 190 грн., говяжья - 220 грн. и т. д. и т. п. Так что с какой-то стороны, может, и неплохо, что цены у нас диктуют не фермеры…

 Миф 3. Сертифици-рованное - значит, лучшее

Продавцы деревенской еды, как правило, оправдывают высокие цены обнадеживающей приставкой "эко". Теоретически эксперты и не возражают, что крестьянское хозяйство по определению "более органическое", нежели конвейерное производство. Однако тут есть некоторые "но".

- Производство любого органического продукта начинается с сертификации земли. Например, если речь идет о молоке или мясе, в первую очередь органический статус должны получить поля и пастбища, используемые для ведения животноводства, - разъясняет директор компании "Про Агро" Николай Верницкий. - У нас же сертификацию часто получают правдами и неправдами, и рядом с "сертифицированным" пастбищем вполне может располагаться поле, на котором используются пестициды. Есть и другие моменты. Например, по стандартам ЕС, расстояние от хлева до туалета должно быть не менее 50 метров, доение должно быть исключительно аппаратным, без контакта с руками, каждый бидон должен помещаться в отдельный холодильник. У нас же производство органических продуктов - это в большинстве случаев "темный лес". Считается, что молоко является органическим, если корову не кормили химикатами, а то, что она паслась прямо у дороги, никого не волнует!

 Миф 4. Отличить импортные овощи-фрукты от наших - проще простого

Порой даже сами продавцы не могут разобраться, где "иностранцы", а где - "наши", что уж говорить о покупателях! Отличить импортные фрукты от отечественных можно, если следить за сезоном. Всем понятно, что зимняя клубника и весенние баклажаны никак не могут появиться с украинских грядок. Но летом и осенью на рынке все перемешано так, что "национальность" плода вычислить практически нереально. Огурцы с желтыми цветочками и помидоры на зеленой ветке могут вполне оказаться турецкими, сорванными пару месяцев назад, а роскошные крупные яблоки - наоборот, украинскими - прямо с дерева! Ко всему прочему мнение потребителей о том, что раз "наши", значит, "экологически чистые", несколько устарело: в последнее время и отечественные производители начали злоупотреблять химией. 

Исходя из вышесказанного, специалисты советуют в первую очередь обращать внимание не на происхождение, а на натуральность продукта, которую можно определить следующим образом:

1. Все слишком красивое, ровненькое, гладенькое, "отполированное" и совершенно неповрежденное не может быть натуральным.

2. Натуральный фрукт портится медленно, естественно, а ненатуральный долго лежит как новенький, а потом приходит в негодность.

3. "Неправильное" яблоко на разрезе не темнеет.

4. Если мухи и мошки проявляют к фруктам равнодушие, откажитесь от их покупки и вы.

Вообще страшилки о ГМО, антибиотиках, пестицидах, парафине и т. д. кого хочешь убедят: есть импортные овощи-фрукты может только потенциальный самоубийца! Между тем экзотические фрукты у нас просто не растут, так что тем, кто любит бананы, без импорта не обойтись. Да и привычные нам апельсины, мандарины и лимоны также везут из южных стран. Впрочем, тут эксперты опровергают еще один миф, успокаивая: цитрусовые (в отличие, например, от тех же яблок) не теряют витамины при дозревании и хранении, а значит, могут смело отправляться в дальнюю дорогу к своему потребите-лю.

Миф 5. "Бабушкин" творожок полезнее

Диетологи единодушны: то, что самое качественное молоко и творожок можно купить у бабушки на рынке - не более чем миф. Может быть, жирность у этого молока и более высокая, но вот безопасность оставляет желать лучшего.

- Мнение о том, что на рынке или тем более в переходе мы покупаем натуральное свежее молоко, довольно часто далеко от действительности, - считает врач-диетолог Лариса Буткова. -  Во-первых, нет никакой уверенности в том, что продающая продукты бабушка здорова. Во-вторых, хозяйки нередко добавляют в молоко крахмал, мел, мыло, соду и прочие вещества, чтобы оно не скисало - ведь они часами стоят на рынке с этим молоком без холодильника. В этом может убедиться каждый, вспомнив, что нестерилизованный и непастеризованный продукт не скисает по нескольку дней даже в сильную жару! И, наконец, исследуя молоко, купленное на рынке, эксперты раз за разом находят в нем бактерии группы кишечной палочки, дрожжи, плесневые грибы. И несмотря на то что результаты этих исследований публикуются в СМИ регулярно, мамы продолжают покупать на рынках молоко для детей в полной уверенности, что это и есть самый качественный и безопасный продукт!

В последнее время в магазинах появились закваски для самостоятельного приготовления кисломолочных продуктов, и многие мамы готовят йогурты и кефирчики для малышей дома. Специалисты предупреждают: использование таких заквасок в домашних условиях сопряжено с большим риском. Дело в том, что все закваски должны храниться при температуре минус 45 градусов. Даже если в торговой точке и выдерживается нужная температура, пока хозяйка донесет закваску домой, особенно в жару, никто не знает, что там "вырастет" на микробиологическом уровне.

В ТЕМУ 

А свое все-таки лучше!

Как бы то ни было, потребителей всего мира призывают и убеждают покупать отечественное! Так, например, разъясняя европейцам, почему нужно покупать именно местные овощи и фрукты, еврокомиссия выдвигает три главных аргумента:

1. Торговля на дальние расстояния плохо влияет на экологию. Когда огурцы и помидоры везут за много тысяч километров, сжигается огромное количество лишнего бензина. Таким образом, купил огурец, привезенный из тридевятого царства, - нанес дополнительный вред окружающей среде!

2. Долгие переезды плохи и для самого огурца. Хотя технологии выращивания нынче и одинаковы во всем мире, свежесть продукции по дороге теряется.

3. И, наконец, социальный аргумент. Купил местное - поддержал своих фермеров, а чем довольнее жизнью фермеры, тем благополучнее страна. Ведь ситуация, когда большая часть населения стремится в пару-тройку крупных городов, создает большие социальные проблемы и дополнительную напряженность в обществе.

Новости по теме: Экспертиза КП