Нашумевшая история об американском ученом украинского происхождения, профессоре Александре Северинском, получила свое продолжение. Компания Paice LLC, связанная с харьковчанином и победившая "Тойоту" в суде, подала иск и на корейских автопроизводителей. По мнению юристов, в автомобилях с гибридными двигателями "Хюндай СОНАТА" и "КИА Оптима" используется изобретение ученого без соответствующего на то разрешения. Хотя сумма иска и не разглашается, в обоих случаях говорится о миллионных компенсациях.
- По американским законам, в случаях, когда речь идет о патентных нарушениях на сумму свыше 25 миллионов долларов, компания может ожидать судебного решения, которое поднимет "планку" выплат выше 4 миллионов плюс проценты с каждой машины. Тут может быть такой случай, - считает Дэвид Кайли, главред журнала AOL Autos.
Если иск будет удовлетворен, профессор Северинский и его адвокаты получат как минимум 8 миллионов долларов плюс проценты. Общий объем выплат со стороны автопроизводителей, по мнению Кайли, перешагнет за 100 миллионов долларов. Тем более что у украинского изобретателя появились еще две "потенциальные мишени" - "Фольксваген" и "Порше": немецкий автопром использует систему, похожую на изобретение Северинского.
|
- Подобный способ заработка в США именуется "патентным троллингом". Компании, имеющие право на какую-нибудь деталь, выматывают нервы гигантским корпорациям и заставляют те платить отступные под страхом запрета на использование их продукции в Америке, - рассказал "КП" специалист по корпоративному праву Алексей Кучеров. - В таком бизнесе часто участвуют и "самородки" - выходцы из Советского Союза, которые успели вывезти свои патенты в США и там их зарегистрировать.
В самой компании Paice сообщают лишь, что корейские компании без спроса позаимствовали четыре изобретения Северинского, особенно самый важный "патент 672". С руководством "КИА" и "Хюндая" американцы якобы пытаются безуспешно связаться уже 10 лет подряд, но те игнорируют все попытки восстановить справедливость. Сам Александр Северинский комментировать для "КП" новые иски не захотел. Сейчас 67-летний ученый читает лекции в Мэрилендском инженерном университете имени Джеймса Кларка в качестве приходящего профессора на общественных началах.
1. Обычный электрический мотор: электроэнергия генерируется аккумулятором и сразу превращается в кинетическую, двигая машину.
2. Мотор с технологией "Гипердрайв" (автор - Северинский): в нем работает система из двух двигателей - электрического и бензинового, которые включаются одновременно или по отдельности. Электромотор также может работать в качестве генератора, превращающего кинетическую энергию в электричество и подзаряжающего аккумулятор.
СПРАВКА "КП"
Александр СЕВЕРИНСКИЙ - выпускник Харьковского института радиоэлектроники и Московского - высокоточных измерений в радиоэлектронике и физике. В США переехал с семьей в 1978 году, имея в кармане всего 800 долларов.
Заметив тенденцию к созданию экономичных двигателей, ученый занялся разработками. 20 лет потратил на создание концепции "гибридного" двигателя, который состоял бы из электромотора и бензинового движка (экономит в 2 раза больше топлива, см. инфографику). Свое изобретение - "высоковольтную систему передачи электроэнергии" - запатентовал в 1994 году.
В 2010 году отсудил у компании "Тойота" единоразовую компенсацию в 4,3 миллиона долларов, а также ежемесячные отчисления - по 1,2 миллиона долларов, или по 98 долларов с каждого выпущенного автомобиля "Тойота Приус". После аналогичного иска компания "Форд" согласилась на мировую.