Загрузить еще

В программу школьников вернули "Маленького принца"

Война вокруг литературных героев развернулась еще  весной. Минобразования опубликовало программу, по которой собирались преподавать всемирную литературу детям в 5-9 классах начиная с 1 сентября 2013 года. 
 
По этому плану, среди обязательных книжек не оказалось “Маленького принца” Антуана де Сент-Екзюпери, "Фауста" Гете, “Маугли” Киплинга, “Властелина мух" Голдинга, а также “Робинзон Крузо” и "Айвенго". 
 
Зато появились книги Пауло Коэльо и Ричарда Баха, "Баллада о прокуренном вагоне" Александр Кочеткова и "Кысь" Татьяны Толстой. 
 
Шум подняли киевские учителя. Еще 5 апреля они написали Заявление от учителей на имя министра образования Дмитрия Табачника, и поставили под этим обращением 50 подписей. Они оспорили очень многие пункты из предложенной чиновниками программы. 
 
И вот, на днях на сайте Минобразования появились новые программы по всемирной литературе. Учителя победили! "Маленький принц" вместе с "Айвенго" вернулись в основную программу, для чтения на уроках. "Гарри Поттер" и "Хроники Нарнии" остались как дополнительное чтение, по желанию ребенка. А вот "Баллада о прокуренном вагоне" и "Кысь" из программы исчезли, как, все же, слишком взрослые для детей такого возраста. 
 
Как и объясняли раньше чиновники Минобразования,  "Фауст" и "Божественная комедия" не исчезли, они нашлись в программе для учеников  10-11 класса. Как и, например, серьезные романы Федора Достоевского. 
 
"Маугли" остался только в  программе для дополнительного чтения. А вот "Тараса Бульбы" в планах по всемиорной литерытуре вообще не нашлось. Но, как оказалось, никакого покушения на великое произведение: его просто перенесли в программу по украинской литературе. 
 
ПОДРОБНОСТИ
Что в програмне? Приводим пример обязательных литературных произведений для 9 класса (цитата из учебных планов): 
 
РОМАНТИЗМ
Генріх Гейне (1797-1856). "Книга пісень" ("На півночі кедр одинокий…", "Не знаю, що стало зо мною…", "Коли розлучаються двоє…"). 
Джордж Ноел Гордон Байрон (1788-1824). "Хотів би жити знов у горах…", "Мій дух як ніч…", "Мазепа". 
 
ВЗАЄМОДІЯ РОМАНТИЗМУ І РЕАЛІЗМУ
Олександр Сергійович Пушкін (1799-1837). Лірика (До А.П. Керн ("Я пам’ятаю мить чудову…"), "Я вас кохав…", "Я пам’ятник собі поставив незотлінний…"). "Євгеній Онєгін". 
Михайло Юрійович Лермонтов (1814-1841). Лірика ("Сосна", "І нудно і сумно…", "На дорогу йду я в самотині…"). "Герой нашого часу". 
 
РЕАЛІЗМ
Оноре де Бальзак (1799-1850). "Гобсек".  
Микола Васильович Гоголь (1809-1852). "Шинель". 
Федір Михайлович Достоєвський (1821-1881). "Хлопчик у Христа на ялинці". 
 
ПЕРЕХІД ДО МОДЕРНІЗМУ 
Ш. Бодлер. Збірка "Квіти зла". 
Поль Верлен (1844-1896). "Поетичне мистецтво", "Осіння пісня" 
Артюр Рембо (1854-1891). "Голосівки", "Відчуття" (1 за вибором учителя). 
Генрік Ібсен (1828-1906). "Ляльковий дім".  
Бернард Шоу (1856-1950). "Пігмаліон". 
Михайло Опанасович Булгаков (1891-1940). "Собаче серце". 
 
СУЧАСНА ЛІТЕРАТУРА
ЖИТТЯ, ІСТОРІЯ, КУЛЬТУРА
(1-2 твори за вибором учнів і вчителя)
Шолом-Алейхем (1859-1916). "Тев’є-молочар" 
Рей Дуглас Бредбері (нар. 1920). "451° за Фаренгейтом". 
Гарпер Лі (нар. 1926). "Убити пересмішника". 
Ерік Вольф Сігел (1937-2010). "Історія одного кохання".