Беседовали о наболевшем: как сделать так, чтобы и пешеходы, и автолюбители чувствовали себя на дороге защищенными.
УСИЛИВАЕМ КОНТРОЛЬ ЗА ПЕРЕВОЗЧИКАМИ
- Почему автомобилисты так часто стали сбивать пешеходов на зебрах? Страшно переходить дорогу там, где нет светофора. К кому обратиться, чтобы установили светофор?
- Это действительно проблема. Почти 35% всех ДТП – это наезд на пешехода по его вине или по вине водителя. Но ГАИ не устанавливает объекты регулирования дорожного движения, это компетенция владельца дорожной инфраструктуры. Если речь идет о городе, этим занимается муниципальная власть, если о дороге государственного значения - Укравтодор. Госавтоинспекция лишь согласовывает их действия с требованиями стандартов. Необходимо писать заявление главе городской госадминистрации с просьбой установить светофор или ограничитель скорости и указать причину. Лучше, чтобы несколько человек написали заявления. В одиночку сложно чиновника в чем-то убедить. Я и сам чиновник, но когда смотрю на ситуацию на дорогах, то кажется, что кроме ГАИ безопасность людей никому не интересна.
- Водители маршруток часто ведут себя безобразно: курят за рулем, берут деньги, не сбавляя скорости. Машины разбитые… Я могу жаловаться в ГАИ? И как доказать, что я все это не придумал? Фотографировать разговаривающего по телефону водителя?
- Если речь идет о нарушении ПДД и вы смогли зафиксировать это, то, конечно, обращайтесь в ГАИ. Доказательства будут оценены, а если есть основания для протокола – его составят. Если речь идет о нарушении правил предоставления услуг, то это компетенция Министерства инфраструктуры. Мы передаем документы туда. Наказания могут быть серьезные, вплоть до лишения перевозчика лицензии. Это действительно больная тема: только в июле с участием автобусов произошло 15 ДТП, 20 человек погибли, 163 получили травмы. И мы, и Мининфраструктуры работаем над тем, чтобы усилить контроль за перевозчиками. Сейчас в каждом управлении ГАИ области, в Киеве есть мобильные диагностические станции. Если фиксируется, что машина неисправна, составляется протокол на перевозчика и отсылается в орган, который выдал лицензию.
ВСЕ УСИЛИЯ ИНОГДА РАЗБИВАЮТСЯ О НЕХВАТКУ СРЕДСТВ
- Некоторое время назад с машин ГАИ сняли тонировку. В России сейчас и водителей заставляют снимать тонированные стекла. Я считаю, что это правильно, а то многие ездят, как слепые.
- Я тоже считаю, что авто без тонированных окон дает возможность лучше ориентироваться на дороге. И еще: при тонированных окнах сотруднику ГАИ не видно, есть ли опасные предметы в салоне у водителя - оружие, взрывчатка. Поэтому Россия пошла этим путем. Думаю, нам также нужно обратить на это внимание.
- Контролирует ли ГАИ качество дорог?
- Да, мы принимаем участие в комиссионных обследованиях дорожной инфраструктуры. Если в действиях лица, которое отвечает за состояние покрытия, обнаруживаются нарушения, составляется административный протокол. За этот год таких было составлено 12 тысяч, направлено 10 тысяч предписаний о недостатках. То есть контроль есть, но все усилия иногда разбиваются о нехватку средств. Мне бы очень хотелось, чтоб все дороги были такие, как на Бориспольской трассе. Хотя получается парадокс: в Европе чем лучше дорога, тем меньше аварийность, а у нас наоборот – как только трасса позволяет разгоняться до лежащей стрелки спидометра, то сразу начинают лихачить. А это приводит к увеличению ДТП.
- Как обезопасить железнодорожные переезды? Все мы помним трагедию в Марганце в 2010 году. А совсем недавно в Польше произошла похожая авария. Мы сделали какие-то для себя выводы?
- Выводы делаются. Жаль, что это происходит, когда случается беда. А необходимо предупреждать ее. Если говорить о Марганце, то сотрудник ГАИ, который контролировал содержание этого переезда, составлял протоколы, писал в прокуратуру, в органы местной власти о том, что переезд нужно оборудовать дорожными знаками, привести в соответствие со стандартами. Как отреагировали – этот вопрос не ко мне. Если не будем финансировать мероприятия по безопасности дорожного движения, то количество ДТП станет возрастать на 10% с каждым годом - это оценка международных специалистов.
|
ФОТОФИКСАЦИЯ НЕОБХОДИМА
- Сейчас говорят о том, что нужно вернуть фотофиксацию нарушений ДТП. А средств хватит?
- Я эту сумму пока даже представить не могу. Сейчас в Украине 1143 места концентрации дорожно-транспортных происшествий, где необходимо установить контроль. 90% причин ДТП на этих отрезках дорог - превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и так далее. Сейчас в Украину обращается много крупных инвесторов, которые имеют опыт установки систем фотофиксации. Если мы примем их предложения, то они закупят оборудование, установят его и "под ключ" передадут государственному органу. При этом они не требуют всех денег сразу. Есть процедуры возмещения затрат. Нужно, чтобы было принято решение относительно целесообразности использования такого способа. Фотофиксация необходима, целесообразность этого вопроса даже не обсуждаеся. Некоторые говорят, что сотрудники ГАИ некомпетентны, берут взятки. Тогда давайте сделаем так, чтобы не было с кем договариваться. Поставьте камеры фотофиксации - с ними не поспоришь. У нас же на дорогах лихачат потому, что знают: скорость не контролируется. Нет сдерживающего фактора.
- Система видеонаблюдения может принести какую-то пользу, кроме фиксации нарушений?
- Например, когда мы вводили в действие систему видеоконтроля "Рубеж", которая позволяет в потоке транспорта выделить разыскиваемый автомобиль и оперативно дать команду на задержание, эффективность системы видеоконтроля подтвердилась. Если в 2010 году задержали около 400 авто, которые были в розыске, то с момента ввода в действие системы - а это около года - почти 5 тысяч. Мы бы хотели взять на вооружение опыт Южной Кореи, где построены целые комплексы, позволяющие контролировать дороги, мосты, места, где запрещена остановка. Кроме того, такая система сама мониторит проблемные участки дороги и выдает оператору информацию о том, где заторы, ДТП и так далее. Это позволяет оперативно выезжать на место.
ЕСЛИ ЗНАК ЕСТЬ, А РАБОТ НЕТ - ВОДИТЕЛЬ НЕ ВИНОВАТ
- Слышал, что внесены изменения в правила ограничения скоростного режима на дорогах. Что это означает?
- С 18 июля введены временные и постоянные ограничения скорости. Временное вводится в тех случаях, когда на участке дороги идут ремонтные работы, проводятся массовые или специальные мероприятия, и в случаях, связанных со стихией. Обязательно ставится знак, на котором указана скорость, например 40 км/час, и предупреждение: "Дорожные работы". Если знак есть, а работ нет – водителя нельзя привлекать к ответственности. Постоянное ограничение скорости вводится на опасных участках дорог, перед нерегулируемыми пешеходными переходами, стационарными постами ДПС, возле школ и детских садов.
- В Киеве планируют реконструировать Почтовую площадь. Какие будут ограничения движения?
- Сейчас я не могу дать точную информацию, однако знаю, что после реконструкции будет минимум в два раза упрощен проезд на этом участке дороги. Конечно, во время проведения работ проезд будет сложным, но давайте немного потерпим, чтобы потом нам же было удобно ездить.
Фото Максима ЛЮКОВА и Антона ЛУЩИКА.
ВОПРОС ДНЯ
Что нужно сделать, чтобы на дорогах гибло меньше людей?
|
Алексей МОЧАНОВ, автогонщик, телеведущий:
- Когда люди перестанут вести себя на дороге как жлобы, тогда все изменится к лучшему. Надо проявлять уважение друг к другу - и пешеходам, и водителям, и велосипедистам, и мотоциклистам.
Виктор ШВЕЦ, депутат Верховной Рады:
- Нужно разработать и воплотить в жизнь общегосударственную программу по повышению безопасности. И делать украинские дороги качественно. При этом ограничить рекламу или запретить ее на трассах - она отвлекает внимание водителей. А еще поработать над ментальностью народа, чтобы наши сограждане соблюдали Правила дорожного движения.
Николай ПЕТРЕНКО, директор Киевского государственного академического театра кукол:
- Нужна дисциплина и воспитание. Для этого мы сотрудничаем с ГАИ и устраиваем для школьников иллюстрированные спектакли на тему: как вести себя на дороге.
Михаил ШАМАНОВ, телеведущий:
- Помнится, раньше Правила дорожного движения изучали еще в школе. Сейчас, увы, этого нет. Думаю, если опять внедрить в школьную программу эти уроки - ситуация изменится. А еще лучше - начинать этот процесс с садика.
Сергей ЛАВРИК, ведущий Центральной Слобожанской лиги КВН, Харьков:
- Меня как водителя очень раздражает то, что люди переходят дорогу в неположенных местах. Это кошмар какой-то! Штрафы для нерадивых пешеходов и видеонаблюдение за зебрами, мне кажется, очень дисциплинирует.
Иван НИТОЧКО, директор Государственного архива Одесской области:
- Нужно, чтобы государство напоминало водителям и пешеходам быть внимательнее, объяснять, что каждого дома кто-то ждет.
Олег БОГДАНОВ, активист "Дорожного контроля", Донецк:
- Нужно, чтобы гаишники стояли в местах концентрации ДТП, а не прятались в кустах там, где можно получать нетрудовые доходы. У нас много неработающих светофоров, нет разметки. Особенно ямы опасны, мой друг недавно вылетел с трассы, потому что не смог нормально затормозить - колеса-то по колдобинам скачут, сцепления с трассой нет.
Игорь ВАСИЛЕНКО, директор турагентства, Запорожье:
- Учитывая, что сейчас гибнет много туристов, думаю, мне и коллегам нужно более серьезно подходить к подбору водителей. Наверное, стоит отправлять их в поездку с родственниками, чтобы был стимул ехать аккуратно.
Ольга, читательница сайта kp.ua:
- Не надо продавать водительские права!