Загрузить еще

Особый случай

МЕСТО действия - Аляска и Камчатка. Действующие лица - фотографы и медведи. 

Я, собираясь на Аляску, пометил в записной книжке: "Не забыть о речке Макнейл". По фильмам, которые мы показывали в передаче "В мире животных", я знал: на аляскинской речке собираются летом рыбачить около ста медведей.

Прилетев на Аляску, я сразу же навел справки, оказалось, желающих снимать медведей так много, что пришлось устраивать лотерею. Кто выиграл - получает билет на съемку. Что делать? Пришлось обратиться к губернатору Аляски. Он вошел в мое положение: "Да, случай особый…" - и достал из ящика стола бумажку: "Вот вам билет на свиданье с медведями. И приглашаю на мою лодку, чтобы увидеть Аляску с моря".

И вот я почти у речки Макнейл: долететь маленьким самолетом - двадцать минут. Но в делах охоты и рыбалки часто играет роль случай. Неожиданно поднялся ветер в заливе, и самолету пришлось вернуться. "Завтра полетим", - сказал пилот.

Я начал расспрашивать людей, которые уже бывали у медведей. Звери собираются к порожистой речке с большой площади. Часто ссорятся из-за места. Уловистый островок всегда достается сильному. Трёпка задается неумехе или ленивцу, норовящему поживиться чужой добычей. Стиль ловли у каждого зверя свой. Один караулит лососей там, где они выпрыгивают из потока, и хватают их пастью, другие на мелководье бьют лапой, третьи бросаются в воду и выныривают с рыбой в зубах. Голодный, выхватив рыбу, съест всю, сытый ест только голову и икру. 

Зоологи, изучающие медведей, многих знают "в лицо", знают характер каждого, знают, кто из каких мест пришел на рыбалку. Есть знаменитости с кличками: Белая Лапа, Заплатка, Стерлинг.

Люди приходят от самолета и лагеря утром, возвращаются вечером. (Всегда их не более десяти.) С площади, где снимают, - ни шагу! 

На Аляске живёт примерно тридцать пять тысяч черных и бурых медведей. Тут случаются две-три человеческие жертвы в год. Но на реке Макнейл ничего подобного не было.

Читатель ждет свиданья с медведями. Но его не было. На второй день мы полетели к реке. Но на подлете пилот сокрушенно развел руками: "Туман!.." Поискали "окно" в тумане и не нашли. Дольше ждать было нельзя - не позволяла дальнейшая программа путешествия. 

Вернуться к медведям, но уже камчатским, я решил недавно, увидев хорошо снятых (женщиной!) мишек.

У КАМЧАТКИ много общего с Аляской - вулканы, близость океана, те же горы. И разно-образный мир животных - медведи, волки, лисы, собаки, морские котики, каланы, моржи, олени, лоси, песцы, росомахи, зайцы. Хлеб Камчатки - ценная рыба, её ловят люди и звери.

Человеку, любящему живую природу, Камчатка нравится прямо с порога, когда, выйдя из самолета, он видит вулканы - "горелые сопки", как называли их открыватели полуострова. Для меня, побывавшего на Камчатке более десяти раз, хорошо знакома влюбленность в этот лежащий на краю света мир. И я не удивился, знакомясь с Ириной Долецкой, когда она сказала: "Двадцать пять лет живу на два дома: один - в Москве, другой - на Камчатке. Очень люблю этот далекий край".

Ирина - профессиональный фотограф, значит, на Камчатке она должна быть готовой полететь в какое-нибудь не очень доступное место на вертолете, зимой - на упряжке оленей, вездеходе либо пешком подниматься на гору, встречать охотника на ловчей тропе, водить дружбу с рыбаками, моряками, вулканологами. Фотограф на Камчатке - это мужская работа, Ирина принимает её как данность. "Вот эти снимки, на которых вы остановили внимание, сделаны на Курильском озере", - говорит Ирина, засветив экран "ящика" для просмотра снимков.

Ожидание рыбы. 

Я ДВА раза был на Курильском озере, снимал медведей, но хороших снимков не получилось. Медведей в то лето было немного, стояли они в воде, на порядочном расстоянии друг от друга. Мы с другом тихо сидели сзади, наблюдая, как медведи бросались за рыбой. Поймав её, он бежал в кусты и ловко разделывал добычу.

Ночевали мы в избушке, которая не могла вместить всех, и мы поставили рядом три палатки. После ужина у костра мы с другом пошли по берегу озера к речке, протекавшей в зарослях. И вдруг увидели при лунном свете трех медведей, стоявших в воде в двадцати шагах. Это были привыкшие к людям звери. Они даже не пошевелились, дав нам попятиться. Но к костру мы уже бежали.

Спать легли в полночь. Я проснулся, помню, от какого-то шороха. Утром мы обнаружили возле палаток медвежий помёт. Один из зверей ночью топтался около. У костра мы нашли кастрюлю, каша была в ней съедена. Медведь пытался жевать новую резиновую лодку. Стали обсуждать происшествие и пришли к выводу: один из медведей перестал бояться людей…

А через год на Курильском озере погиб японский фотограф Мичио Хошина. Он прилетел с оператором телевидения, чтобы снять уже знакомых ему медведей. Всё было сделано, как и планировалось. Приготовились спать. В избушке было душно. Мичио решил спать в палатке. Друзья пытались его отговорить: "А медведи?.." "Они не тронут…" Ночью люди в избе проснулись от страшного крика. Выскочили с фонариком и увидели, как фотографа потащил медведь…

Утром прилетел вызванный из заповедника вертолет. С него увидели растерзанного Мичио, рядом с ним лежал медведь. Его сразу же сверху пристрелили.

Отправляясь к озеру, медведица оставила детей под нашим присмотром...

Я СПРОСИЛ Ирину: знает ли она эту историю? Сказала, что знает. "А как снимались вот эти кадры?" 

"Однажды во время съемки неожиданно из кустов вышла медведица с медвежатами, выбрала место поудобнее недалеко от нашей съемочной группы и улеглась на спину, а медвежата припали к ее соскам. Я машинально снимала. Все продолжалось минуты четыре. Когда медведица поднялась, малыши побежали за ней.

В начале осени встреча повторилась. Медвежата подросли, и мудрая мать подвела их к нам, думаю, сознательно. Наш охранник насторожился… Медведица, издав фыркающий звук, приказала малышам сесть недалеко от нас. Сама она побежала к воде ловить рыбу, а мы наблюдали за ней. Мудрая медведица, вероятно. Запомнила нас, поэтому и оставила медвежат под нашим присмотром. Малыши послушно играли друг с другом, не сходя с места, а наша съемочная группа с удовольствием охраняла их от медведей-самцов, пока мамаша ловила рыбу. Вернулась медведица не сразу и спокойно увела медвежат в лес.

Тут надо сказать: медведи-самцы опасны для малышей, они могут убить. Мать не спускает с них глаз, а при опасности бросается защищать. В этом случае медведица, выросшая у озера, больше доверяла человеку, чем самцу-медведю".

Два слова о японском фотографе. Если бы в двух-трех палатках были люди, медведь напасть, скорее всего, не решился бы. На человека-одиночку напал. В этом был "особый случай".

Фото И. ДОЛЕЦКОЙ.