В то время как Египет охвачен конфликтами между коптским меньшинством и мусульманским большинством, Нигерия и Судан - гражданской войной между мусульманами и христианами, Йемен, Сирия и Ирак раздираемы внутренними межконфессиональными противоречиями среди приверженцев ислама, лидеры крупнейших мировых религиозных общин попытались найти ключи к диалогу, взаимоуважению и толерантности на II Межконфессиональном форуме в Киеве.
Инициатор форума, народный депутат Украины Александр Фельдман уверен, что только осознав проблемы религиозных меньшинств, те, кто в других странах принадлежит к большинству, смогут по-настоящему понять, что такое дискриминация, страх и отсутствие свободы. Без такого понимания не может быть настоящего сочувствия и заинтересованности в диалоге.
Организаторы Киевского межконфессионального форума обещают, что это мероприятие станет ежегодным и что в следующем году среди гостей будут известные во всем мире политики и общественные деятели, чья деятельность мотивирована религиозными ценностями и чья жизненная позиция является примером удачного сочетания религиозности и прогрессивности.
О будущем мировых религий, совместимости религии и демократии, взаимоотношениях светского и религиозного обществ читайте интервью с народным депутатом, инициатором Киевского межконфессионального форума и основателем Института по правам человека, противодействия экстремизму и ксенофобии Александром Фельдманом.
|
"Религиозность не является синонимом ретроградства"
- Александр Борисович, какова основная цель проведения Киевского межконфессионального форума?
- Цель простая - показать миллионам верующих во всем мире, что лидеры крупнейших религиозных общин являются достаточно прогрессивными и открытыми людьми, что они на равных общаются с лидерами других религий и не испытывают к ним никаких враждебных чувств.
Кроме того, важно показать, что религиозность не является синонимом средневековости и ретроградства. У нас были очень интересные секции, посвященные гендерной проблематике, сред-ствам массовой информации и высоким технологиям.
Вера и религия является сегодня единственной глобальной силой, которая может противостоять варвар-ству и жестокости - об этом в один голос говорили представители ислама, христианства, иудаизма, буддизма и индуизма.
- Возле отеля, где проходила конференция, был небольшой пикет протестующих… Кто эти люди и с чем они не согласны?
- Это представители одной из конфессий, которые вообще не воспринимают идею диалога между представителями различных религий и не согласны с самим фактом существования других вероисповеданий. Думаю, что эти люди сделали абсолютно ненужную рекламу для своей конфессии среди достаточно влиятельных религиозных лидеров.
- В любой религии есть свои конфессии, т.е. внутренние течения, которые зачастую конфликтуют между собой… Многоконфессиональность - это хорошо или плохо?
- Прежде всего, к этому нужно относиться как к факту. Точно знаю одно: между конфессиями, религиями, религиозным и светским обществом должны быть диалог и взаимоуважение. Там, где диалога нет, происходят конфликты и противостояние.
Крах потерпел не мультикультурализм, а миграционная политика
- В последнее время в европейских странах становятся более жесткими нормы, которые ограничивают ношение религиозной атрибутики и одежды. Ваше к этому отношение?
- Если ношение религиозной атрибутики и одежды не мешает окружающим и не нарушает правил поведения в обществе, то к этому нужно относиться толерантно. Почему бы нет?!
В самом этом вопросе, как и в дискуссиях по поводу ношения паранджи на европейских улицах, скрыт некоторый подвох. Во-первых, власти европейских стран и городов насторожены не ношением религиозной одежды как таковой, а ношением такой одежды, под которой в общественные места можно пронести взрывное устройство... Во-вторых, европейцы стараются ограничивать не конкретные религиозные традиции, а демонстративнонавязчивое поведение отдельных представителей религиозных общин. В-третьих, проблема религиозной атрибутики очень часто трактуется политиками в категориях отношений религиозного большинства и меньшинства, хотя на самом деле эта проблема намного глубже и сложнее. Речь на самом деле идет о взаимоотношении религиозного общества и светского. Почему-то никто не хочет обратить внимание на одно важное обстоятельство - европейское Просвещение дало миру "человека светского", со своими правами и ценностями. И этот светский человек тоже имеет полное право быть представленным за круглым столом вместе с людьми верующими.
- Многие европейские лидеры признали, что политика мультикультурализма (мирного сосуществования различных культур и религий) потерпела крах. Согласны ли вы с этим утверждением, и какие могут быть альтернативы?
- Крах потерпел не мультикультурализм как идея мирного сосуществования представителей различных религий и национальностей. Крах потерпела неправильная миграционная политика в крупных европейских странах, которые видели в человеке только придаток к экономике и игнорировали его гуманитарные потребности.
Правительства Германии, Франции, Великобритании думали, что выходцы из вчерашних колоний приедут в метрополию, где быстро включатся в экономический процесс и в погоне за материальным обогащением позабудут о своих корнях и традициях. Поэтому никто не думал ни об интеграции мигрантов, ни о возможных сбоях в такой политике.
Вот именно такой подход и потерпел крах, а мультикультурализму пока не видно никакой разумной альтернативы.
"Люби ближнего - это вечная максима"
- Парадоксально, но факт - во всех религиях большое место отводится женщинам (праведницы, сподвижницы пророков, персонажи религиозной истории), но ни на одном представительском религиозном мероприятии почему-то не присутствуют женщины… Почему так происходит и каково ваше к этому отношение?
- Это не совсем так. Кроме того, что в иудаизме считается, что женщина находится ближе к Создателю, чем мужчина, на межрелигиозных мероприятиях с участием молодежи больше половины участников - это девушки и женщины. Кроме того, проводится масса форумов, которые организуют сами женщины. Здесь нет никакой гендерной дискриминации, просто религиозная жизнь регламентирована иначе, чем жизнь светская.
- В текстах основных религий есть фрагменты, которые, мягко говоря, можно квалифицировать как проявления ксенофобии к представителям других религий. Причем это касается всех без исключения религий, наверное, кроме буддизма… Ваше к этому отношение?
- Важно понимать исторический контекст становления мировых религий и особенно комментариев к основным текстам. Давайте учитывать, что любой фундаментальный религиозный текст составлялся много веков назад, для нужд собственной религиозной общины, с целью сплочения членов общины перед Богом, а также перед угрозами и недоброжелателями.
Только спустя века и тысячелетия религии стали глобальными, нравы людей стали мягче, взаимозависимость крепче, появились СМИ и сама возможность сравнивать религии и задавать вопросы...… Так что ко всему нужно относиться с пониманием. Главное - это заповеди и прин-ципы, а также то, что все религии учат любви и добру. Именно это мы и хотим показать работой форума.
- Глядя на последние события на Ближнем Востоке, задаешься закономерным вопросом - насколько глубокая религиозность вообще со-вместима с демократией?
- Истинная религиозность и есть человеколюбие, равенство, взаимоуважение. Демократия - это не что иное, как выражение базовых религиозных ценностей языком политики. Нетерпимость и фундаментализм - это обратное явление, когда конъюнктурные политические цели провозглашают языком религии.
- Религия на протяжении нескольких тысячелетий была источником морали и права для общества. Есть ли альтернатива религии в этих вопросах в новом тысячелетии?
- Там, где есть мораль и право, альтернативы для религии нет. Люби ближнего - это вечная максима. Можно прочитать десять заповедей на пергаменте, а можно на ноутбуке, но от этого их смысл не поменяется.