Ученые тревожатся: солнце впадает в спячку Комментарии: 15

ТРЕВОЖНЫЙ ЦИКЛ

- Мы обнаружили, что за последние 9 300 лет было 24 периода наивысшей солнечной активности, или так называемых "великих максимумов" Солнца, - объяснял на Национальном собрании астрономии в Манчестере, посвященному солнечному изменению климата, аспирант Люк Барнард из Редингского университета (Великобритания). - Об этом свидетельствуют изотопы в ледниковых щитах и кольцах деревьев. Теперь же этот "максимум" близится к концу.

Когда же он закончится? Здесь мнения ученых расходятся. Одни считают, что в начале 2017 года. Другие отодвигают дату на 2021 или 2022 год.

Но, подумаешь - очередной цикл. Даже знаменитые календари майя отсчитывали определённые периоды. Так, например, 21 декабря 2012 года заканчивается "Великий цикл" или, по их, майянской, терминологии, "Пятое Солнце" продолжительностью 5126 лет. И начинается новый под названием "шестое Солнце". Без всяких концов света. И 24-й солнечный "великий максимум" как-нибудь переживем. Но оказалось, можно и не пережить.

- С окончанием этого цикла совпала космическая эра истории человечества, - пугает Люк Барнард. - Эра, которая никогда за всю историю человечества так не зависела от космической погоды. А ее - погоду - очень сильно может изменить поведение нашего светила.

Что же произойдет с Солнцем?

ИСЧЕЗНУТ ПЯТНА

По словам Барнарда, показатели магнитного поля Солнца упадут, сократится число солнечных пятен, корональные выбросы массы будут случаться реже. К таким выводам, независимо друг от друга, пришли сразу три научные группы.

Так, по данным Мэтью Пенна и Уильяма Ливингстона из американской Национальной солнечной обсерватории (NSO), накопленным с 1990 года, количество пятен уменьшится вдвое. А к 25-циклу светило полностью очистится. Значит, заметно снизится и его активность.

Вторая группа под руководством Ричарда Алтрока, астрофизика из Исследовательской лаборатории ВВС США, обнаружили странности в движении плазменных потоков внутри Солнца. И, как следствие, аномальные изменения в магнитных полях. А именно от них, главным образом, и зависит формирование пятен. В итоге, Алтрок с коллегами тоже увидели крайнюю слабость грядущего цикла.

А третья группа ученых не увидела в солнечной короне - наиболее горячей и беспокойной части светила - характерных признаков подготовки 25-го цикла. Обычно они - признаки - становятся заметными задолго до его начала, когда еще продолжается предыдущий цикл. В это время зона активности начинает смещаться из высоких широт Солнца к экватору. А новое магнитное поле выталкивает остатки предыдущего цикла к полюсам. Подобные процессы должны были бы уже начаться. Но их нет. И это беспокоит.

- Эти наблюдения очень необычны и неожиданны, но тот факт, что три принципиально разных подхода к исследованию Солнца приводят к одному выводу, является мощным свидетельством того, что Солнце может впасть в спячку, - уверяет физик Фрэнк Хилл из Национальной солнечной обсерватории в штате Нью-Мексико. - Этот феномен затронет климат на Земле.

ОСЛАБНЕТ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

На первый взгляд опасения ученых кажутся надуманными. Ведь спящее Солнце - это прекрасно. Не будет солнечных бурь, а, значит, станет меньше будет сбоев в работе спутников и электронных приборов. А многие люди перестанут страдать из-за своей чувствительности к изменениям магнитного поля Земли, которое подвергается сильному воздействию вспышек на Солнце. Но не все так просто.

- При снижении активности Солнца так же ослабнет и его магнитное поле, - пророчит Люк Барнард. - А именно магнитное поле Солнца "укутывает" нашу систему, защищая ее от галактических космических лучей. Кроме того, хотя снижение солнечной активности приведет к менее частым выбросам частиц высокой энергии, вспышки будут сильнее и нанесут больше вреда.

Тут и парадокс: снижение солнечной активности приведет к тому, что количество радиации, находящейся в околоземном пространстве, значительно возрастет. Тогда спутники станут сбоить и ломаться чаще, чем раньше. Под угрозу попадут не только космонавты, но даже экипажи высоко летящих самолетов. И даже трудно спрогнозировать, что будет со всей земной электроникой, поскольку она рассчитана, в основном, на воздействие именно солнечной радиации, а не космических лучей.

- Нынешние космические аппараты и самолеты имеют защиту только от того уровня излучения, который наблюдался в течение космической эры, - объясняет Барнард.

По словам ученого, в ближайшем будущем поток галактических космических лучей увеличится в 2,5 раза по сравнению с сегодняшним значением. А крупные выбросы частиц высокой энергии будут наблюдаться раз восемь за столетие вместо нынешних пяти. В итоге околоземное космическое излучение станет невероятно опасным. И это еще не все беды.

- Я сравнил текущий "великий максимум" с 23-мя предыдущими, - поделился своими выкладками Бернард, - и считаю, что солнечная активность упадет до такого низкого уровня, который был в XVII-XVIII веках.

Тогда почти 70 лет, с 1645 по 1715 годы, продолжался так называемый малый ледниковый период в Европе. Он получил название "маундеровский минимум". В это время наблюдалось всего около 50 солнечных пятен вместо 40-50 тысяч в "обычные" годы. Замерзали Темза и Сена, снег выпадал даже на юге Италии. Ученый прогнозирует: сильное похолодание может начаться уже в 2020 году. Или даже раньше. И никакое глобальное потепление, вызванное деятельностью человеческой цивилизации, его не остановит.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Сергей ЯЗЕВ:

ергей Арктурович Язев- директор астрономической обсерватории.
Сергей Арктурович Язев- директор астрономической обсерватории.

- Действительно, в периоды высокой солнечной активности в атмосферу Земли прорывается меньше энергичных частиц галактического происхождения – солнечный ветер и солнечное магнитное поле нас защищают. Но не со всеми дальнейшими выводами господина Барнарда можно согласиться.

Барнард далеко не первый, кто предположил, что сейчас дело идет к аналогу минимума Маундера. Такая возможность обсуждается уже несколько лет. Принято считать, что именно глубокий минимум солнечной активности и породил понижение температуры на Земле. Вероятно, так оно и было, хотя, строго говоря, окончательно это не доказано. Замечу, что есть данные о том, что в некоторых других регионах планеты похолодания в этот период не было, так что проблема остается открытой.

Повторится ли ситуация XVII-XVIII веков в ближайшие десятилетия? Практически все современные прогнозы указывают, что и нынешний 24-ый, и скорее всего, последующие циклы солнечной активности, будут невысокими. Но это вовсе не означает, что снова наступает минимум типа Маундера! Были в истории и менее ярко выраженные минимумы солнечной активности  - например, минимум Дальтона в начале XIX века и минимум Гневышева в начале века XX. Пока что ход активности текущего 24 цикла очень напоминает развитие ситуации в 16 цикле (1923-1933 гг). Это был сравнительно невысокий цикл (сглаженное число Вольфа в максимуме достигло 78), но все-таки к циклам типа минимальных его никто не причисляет!

Думаю, что нынешний цикл тоже выйдет в максимуме своего развития примерно на такое же значение (около 80). А это означает, что в ближайшее время о минимуме типа Маундера говорить рано. Следовательно, и прогноз Барнарда о грядущем сильном нарастании мощности галактического излучения выглядит не очень обоснованным.

Путин станцевал на свадьбе с главой МИД Австрии
Путин станцевал на свадьбе с главой МИД Австрии [видео] 1784

Президент России побывал на церемонии бракосочетания Карин Кнайсль и бизнесмена Вольфганга Майлингера.

Умер экс-генсек ООН и нобелевский лауреат Кофи Аннан
Умер экс-генсек ООН и нобелевский лауреат Кофи Аннан 589 2

Он был первым представителем темнокожего населения Африки на посту Генерального секретаря ООН.

СМИ: В России хотят ввести ограничение на число детей в многодетной семье
СМИ: В России хотят ввести ограничение на число детей в многодетной семье 1302 2

Исключение составят случаи передачи под опеку или попечительство братьев и сестер

Штаб ООС: в Донбассе погибли двое украинских военных

Еще двое солдат получили ранения.

На Закарпатье людей испугал смерч
На Закарпатье людей испугал смерч [видео] 626

Редкое для региона явление сняли на видео в селе Зняцево Мукаческого района.

Российское судно  Механик Погодин  заблокировали в Херсоне на 3 года
Российское судно "Механик Погодин" заблокировали в Херсоне на 3 года 780 3

Танкер задержали в порту 10 августа, поскольку он принадлежит российской компании, которая находится в "черном" списке СНБО Украины.

Что будет с долларом к концу лета
Что будет с долларом к концу лета 2479

На фоне соседей по региону гривна выглядит далеко не самой слабой валютой.

Удорожание логистики вызвано безнаказанностью и безответственностью Укрзализныци 285

Причиной роста затрат грузоотправителей является царящая на "Укрзализныце" безнаказанность и безответственность, а также отсутствие контроля за обоснованностью грузовых железнодорожных тарифов.

Когда отменят поезда в Россию: какой документ подписал министр Омелян
Когда отменят поезда в Россию: какой документ подписал министр Омелян 6143 11

"КП" в Украине" вместе с экспертами выясняла, какой "исторический документ" подписал министр инфраструктуры, а также разбиралась, кто выиграет, а кто проиграет от прекращения пассажирского железнодорожного сообщения с РФ.

Как в интернете шутят про открытие H&M в Киеве
Как в интернете шутят про открытие H&M в Киеве 1529 1

Толпы людей, ночевка у входа и пробки у торгового центра - ничто не ускользнуло от внимания блогеров.

Дрогобычу грозит экологическая катастрофа из-за мусорной блокады
Дрогобычу грозит экологическая катастрофа из-за мусорной блокады 219

Селяне полгода блокируют подъезд к свалке, куда десятилетиями вывозили мусор, а альтернативного полигона у города нет.

Как украинец заставил капитулировать 600-тысячную японскую армию
Как украинец заставил капитулировать 600-тысячную японскую армию 864 5

2 сентября Япония капитулировала, поставив этим точку во Второй мировой войне.

Акиньшина развелась и вернется к Шнурову?
Акиньшина развелась и вернется к Шнурову? 2640

31-летняя актриса и 45-летний музыкант долгое время были вместе. А теперь они еще и холосты.

Главный хореограф  Танцев со звездами  Алена Шоптенко:  Я рада, что у меня есть два Алексея
Главный хореограф "Танцев со звездами" Алена Шоптенко: "Я рада, что у меня есть два Алексея" 553

Спустя два месяца после родов танцовщица собирается закружить в танце всю страну.

В США покончила с собой вокалистка группы Huntress
В США покончила с собой вокалистка группы Huntress 744

Джилл Янус, одна из самых красивых женщин в рок-музыке, страдала от психического расстройства.

Украина отправит 13 биатлонистов на летний чемпионат в Чехию
Украина отправит 13 биатлонистов на летний чемпионат в Чехию 161

Среди них Меркушина, Пидгрушная, Семеренко, Кильчицкий и Пидручный.

Вернидуб:  Бюджет  Браги  раз в 10 больше, чем наш, но мы доказываем, что - тоже команда
Вернидуб: "Бюджет "Браги" раз в 10 больше, чем наш, но мы доказываем, что - тоже команда" 407

Главный тренер луганской "Зари" прокомментировал выход в плей-офф квалификации Лиги Европы

Турецкий клуб продал футболистов, чтобы купить коз и накормить оставшихся игроков 414

Турецкий "Гулспор" провел уникальную трансферную сделку.