Ученые тревожатся: солнце впадает в спячку Комментарии: 15

ТРЕВОЖНЫЙ ЦИКЛ

- Мы обнаружили, что за последние 9 300 лет было 24 периода наивысшей солнечной активности, или так называемых "великих максимумов" Солнца, - объяснял на Национальном собрании астрономии в Манчестере, посвященному солнечному изменению климата, аспирант Люк Барнард из Редингского университета (Великобритания). - Об этом свидетельствуют изотопы в ледниковых щитах и кольцах деревьев. Теперь же этот "максимум" близится к концу.

Когда же он закончится? Здесь мнения ученых расходятся. Одни считают, что в начале 2017 года. Другие отодвигают дату на 2021 или 2022 год.

Но, подумаешь - очередной цикл. Даже знаменитые календари майя отсчитывали определённые периоды. Так, например, 21 декабря 2012 года заканчивается "Великий цикл" или, по их, майянской, терминологии, "Пятое Солнце" продолжительностью 5126 лет. И начинается новый под названием "шестое Солнце". Без всяких концов света. И 24-й солнечный "великий максимум" как-нибудь переживем. Но оказалось, можно и не пережить.

- С окончанием этого цикла совпала космическая эра истории человечества, - пугает Люк Барнард. - Эра, которая никогда за всю историю человечества так не зависела от космической погоды. А ее - погоду - очень сильно может изменить поведение нашего светила.

Что же произойдет с Солнцем?

ИСЧЕЗНУТ ПЯТНА

По словам Барнарда, показатели магнитного поля Солнца упадут, сократится число солнечных пятен, корональные выбросы массы будут случаться реже. К таким выводам, независимо друг от друга, пришли сразу три научные группы.

Так, по данным Мэтью Пенна и Уильяма Ливингстона из американской Национальной солнечной обсерватории (NSO), накопленным с 1990 года, количество пятен уменьшится вдвое. А к 25-циклу светило полностью очистится. Значит, заметно снизится и его активность.

Вторая группа под руководством Ричарда Алтрока, астрофизика из Исследовательской лаборатории ВВС США, обнаружили странности в движении плазменных потоков внутри Солнца. И, как следствие, аномальные изменения в магнитных полях. А именно от них, главным образом, и зависит формирование пятен. В итоге, Алтрок с коллегами тоже увидели крайнюю слабость грядущего цикла.

А третья группа ученых не увидела в солнечной короне - наиболее горячей и беспокойной части светила - характерных признаков подготовки 25-го цикла. Обычно они - признаки - становятся заметными задолго до его начала, когда еще продолжается предыдущий цикл. В это время зона активности начинает смещаться из высоких широт Солнца к экватору. А новое магнитное поле выталкивает остатки предыдущего цикла к полюсам. Подобные процессы должны были бы уже начаться. Но их нет. И это беспокоит.

- Эти наблюдения очень необычны и неожиданны, но тот факт, что три принципиально разных подхода к исследованию Солнца приводят к одному выводу, является мощным свидетельством того, что Солнце может впасть в спячку, - уверяет физик Фрэнк Хилл из Национальной солнечной обсерватории в штате Нью-Мексико. - Этот феномен затронет климат на Земле.

ОСЛАБНЕТ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

На первый взгляд опасения ученых кажутся надуманными. Ведь спящее Солнце - это прекрасно. Не будет солнечных бурь, а, значит, станет меньше будет сбоев в работе спутников и электронных приборов. А многие люди перестанут страдать из-за своей чувствительности к изменениям магнитного поля Земли, которое подвергается сильному воздействию вспышек на Солнце. Но не все так просто.

- При снижении активности Солнца так же ослабнет и его магнитное поле, - пророчит Люк Барнард. - А именно магнитное поле Солнца "укутывает" нашу систему, защищая ее от галактических космических лучей. Кроме того, хотя снижение солнечной активности приведет к менее частым выбросам частиц высокой энергии, вспышки будут сильнее и нанесут больше вреда.

Тут и парадокс: снижение солнечной активности приведет к тому, что количество радиации, находящейся в околоземном пространстве, значительно возрастет. Тогда спутники станут сбоить и ломаться чаще, чем раньше. Под угрозу попадут не только космонавты, но даже экипажи высоко летящих самолетов. И даже трудно спрогнозировать, что будет со всей земной электроникой, поскольку она рассчитана, в основном, на воздействие именно солнечной радиации, а не космических лучей.

- Нынешние космические аппараты и самолеты имеют защиту только от того уровня излучения, который наблюдался в течение космической эры, - объясняет Барнард.

По словам ученого, в ближайшем будущем поток галактических космических лучей увеличится в 2,5 раза по сравнению с сегодняшним значением. А крупные выбросы частиц высокой энергии будут наблюдаться раз восемь за столетие вместо нынешних пяти. В итоге околоземное космическое излучение станет невероятно опасным. И это еще не все беды.

- Я сравнил текущий "великий максимум" с 23-мя предыдущими, - поделился своими выкладками Бернард, - и считаю, что солнечная активность упадет до такого низкого уровня, который был в XVII-XVIII веках.

Тогда почти 70 лет, с 1645 по 1715 годы, продолжался так называемый малый ледниковый период в Европе. Он получил название "маундеровский минимум". В это время наблюдалось всего около 50 солнечных пятен вместо 40-50 тысяч в "обычные" годы. Замерзали Темза и Сена, снег выпадал даже на юге Италии. Ученый прогнозирует: сильное похолодание может начаться уже в 2020 году. Или даже раньше. И никакое глобальное потепление, вызванное деятельностью человеческой цивилизации, его не остановит.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Сергей ЯЗЕВ:

ергей Арктурович Язев- директор астрономической обсерватории.
Сергей Арктурович Язев- директор астрономической обсерватории.

- Действительно, в периоды высокой солнечной активности в атмосферу Земли прорывается меньше энергичных частиц галактического происхождения – солнечный ветер и солнечное магнитное поле нас защищают. Но не со всеми дальнейшими выводами господина Барнарда можно согласиться.

Барнард далеко не первый, кто предположил, что сейчас дело идет к аналогу минимума Маундера. Такая возможность обсуждается уже несколько лет. Принято считать, что именно глубокий минимум солнечной активности и породил понижение температуры на Земле. Вероятно, так оно и было, хотя, строго говоря, окончательно это не доказано. Замечу, что есть данные о том, что в некоторых других регионах планеты похолодания в этот период не было, так что проблема остается открытой.

Повторится ли ситуация XVII-XVIII веков в ближайшие десятилетия? Практически все современные прогнозы указывают, что и нынешний 24-ый, и скорее всего, последующие циклы солнечной активности, будут невысокими. Но это вовсе не означает, что снова наступает минимум типа Маундера! Были в истории и менее ярко выраженные минимумы солнечной активности  - например, минимум Дальтона в начале XIX века и минимум Гневышева в начале века XX. Пока что ход активности текущего 24 цикла очень напоминает развитие ситуации в 16 цикле (1923-1933 гг). Это был сравнительно невысокий цикл (сглаженное число Вольфа в максимуме достигло 78), но все-таки к циклам типа минимальных его никто не причисляет!

Думаю, что нынешний цикл тоже выйдет в максимуме своего развития примерно на такое же значение (около 80). А это означает, что в ближайшее время о минимуме типа Маундера говорить рано. Следовательно, и прогноз Барнарда о грядущем сильном нарастании мощности галактического излучения выглядит не очень обоснованным.

В Киеве с международными экспертами изучат подпись Саакашвили
В Киеве с международными экспертами изучат подпись Саакашвили 41

Адвокаты пытаются доказать, что автограф на документе, на основании которого политика лишили украинского паспорта, фальшивая.

Каталония разорвала официальные отношения с испанским королем
Каталония разорвала официальные отношения с испанским королем 67

Протокольные отношения прекращены. Теперь каталонские власти не будут посещать официальные приемы у короля и не будут приглашать его.

Дом профсоюзов  открывается : что будет со знаковым зданием на Майдане
Дом профсоюзов "открывается": что будет со знаковым зданием на Майдане 79

Корреспондент "КП" в Украине" зашел внутрь легендарного здания, чтобы выяснить его будущее.

СБУ задержала банду, которая пыталась продать в Украине радиоактивный Радий-226
СБУ задержала банду, которая пыталась продать в Украине радиоактивный Радий-226 [фото, видео] 11

Вещество было произведено еще в 1930-х годах в Чехословакии. Его доставили в Украину из Центральной Европы. Злоумышленники могли создать "грязную бомбу".

Нацполиция подтвердила задержание криворожского маньяка
Нацполиция подтвердила задержание криворожского маньяка [фото] 107

Насильника поймали в ходе спецоперации с участием девушки, которая была "приманкой".

В Мариупольском суде нашли скрытые камеры и прослушку
В Мариупольском суде нашли скрытые камеры и прослушку 59

Провод от аппаратуры вел в кабинет председателя суда.

В Польше работает миллион украинцев, однако пенсию из них сможет получать лишь каждый третий, - Рева 282

Сегодня в Польше работает один миллион украинцев, однако в пенсионной системе из них зарегистрированы только 300 тысяч человек

Что будет с долларом на следующей неделе
Что будет с долларом на следующей неделе 432 1

Эксперты говорят о стабилизации курса вблизи текущих значений.

Уловки туроператоров: как у меня украли день отпуска
Уловки туроператоров: как у меня украли день отпуска 4549 3

Корреспондент "КП" в Украине" на себе испытала обман от задержки рейса

Из Львова в Люблин запустят прямой поезд
Из Львова в Люблин запустят прямой поезд 23

Пока проект находится на уровне обсуждения.

На Закарпатье град принес убытков на 60 миллионов гривен
На Закарпатье град принес убытков на 60 миллионов гривен 201

Больше всего пострадал частный сектор – починка продырявленных крыш и помятых автомобилей обойдется больше, чем в половину этой суммы.

Блогеры попросили : YouTube вводит платную подписку на популярные каналы
"Блогеры попросили": YouTube вводит платную подписку на популярные каналы 213

Подписка будет стоить 4,99 долларов в месяц. Оформившие ее получат доступ к дополнительному контенту, эксклюзивным прямым трансляциям и новому набору смайликов.

Актеры сериала  Проводница  - о поездах:  Есть что вспомнить, да нечего детям рассказать
Актеры сериала "Проводница" - о поездах: "Есть что вспомнить, да нечего детям рассказать" 179

Что связывает героев сериала с железной дорогой.

Ани Лорак в Киеве:  Я очень соскучилась по моим зрителям в Украине
Ани Лорак в Киеве: "Я очень соскучилась по моим зрителям в Украине" 419

"КП в Украине" пообщалась с певицей в фан-зоне на концерте британца Jamiroquai.

Дмитрий Комаров:  Президент должен любить страну, и не важно - артист он или политик
Дмитрий Комаров: "Президент должен любить страну, и не важно - артист он или политик" 233

Ведущий "Мира наизнанку" отметил 35-летие и улетает в джунгли снимать новый сезон своего проекта.

Мы просто хорошо подготовились : сборная России по футболу ответила на подозрения в допинге
"Мы просто хорошо подготовились": сборная России по футболу ответила на подозрения в допинге 175

Британская пресса заметила, что россияне не только впервые в истории вышли из группы, но и набегали больше других сборных на ЧМ-2018.

Неймар в слезах. Есть первая победа Бразилии на чемпионате мира!
Неймар в слезах. Есть первая победа Бразилии на чемпионате мира! 239