Ученые тревожатся: солнце впадает в спячку Комментарии: 15

ТРЕВОЖНЫЙ ЦИКЛ

- Мы обнаружили, что за последние 9 300 лет было 24 периода наивысшей солнечной активности, или так называемых "великих максимумов" Солнца, - объяснял на Национальном собрании астрономии в Манчестере, посвященному солнечному изменению климата, аспирант Люк Барнард из Редингского университета (Великобритания). - Об этом свидетельствуют изотопы в ледниковых щитах и кольцах деревьев. Теперь же этот "максимум" близится к концу.

Когда же он закончится? Здесь мнения ученых расходятся. Одни считают, что в начале 2017 года. Другие отодвигают дату на 2021 или 2022 год.

Но, подумаешь - очередной цикл. Даже знаменитые календари майя отсчитывали определённые периоды. Так, например, 21 декабря 2012 года заканчивается "Великий цикл" или, по их, майянской, терминологии, "Пятое Солнце" продолжительностью 5126 лет. И начинается новый под названием "шестое Солнце". Без всяких концов света. И 24-й солнечный "великий максимум" как-нибудь переживем. Но оказалось, можно и не пережить.

- С окончанием этого цикла совпала космическая эра истории человечества, - пугает Люк Барнард. - Эра, которая никогда за всю историю человечества так не зависела от космической погоды. А ее - погоду - очень сильно может изменить поведение нашего светила.

Что же произойдет с Солнцем?

ИСЧЕЗНУТ ПЯТНА

По словам Барнарда, показатели магнитного поля Солнца упадут, сократится число солнечных пятен, корональные выбросы массы будут случаться реже. К таким выводам, независимо друг от друга, пришли сразу три научные группы.

Так, по данным Мэтью Пенна и Уильяма Ливингстона из американской Национальной солнечной обсерватории (NSO), накопленным с 1990 года, количество пятен уменьшится вдвое. А к 25-циклу светило полностью очистится. Значит, заметно снизится и его активность.

Вторая группа под руководством Ричарда Алтрока, астрофизика из Исследовательской лаборатории ВВС США, обнаружили странности в движении плазменных потоков внутри Солнца. И, как следствие, аномальные изменения в магнитных полях. А именно от них, главным образом, и зависит формирование пятен. В итоге, Алтрок с коллегами тоже увидели крайнюю слабость грядущего цикла.

А третья группа ученых не увидела в солнечной короне - наиболее горячей и беспокойной части светила - характерных признаков подготовки 25-го цикла. Обычно они - признаки - становятся заметными задолго до его начала, когда еще продолжается предыдущий цикл. В это время зона активности начинает смещаться из высоких широт Солнца к экватору. А новое магнитное поле выталкивает остатки предыдущего цикла к полюсам. Подобные процессы должны были бы уже начаться. Но их нет. И это беспокоит.

- Эти наблюдения очень необычны и неожиданны, но тот факт, что три принципиально разных подхода к исследованию Солнца приводят к одному выводу, является мощным свидетельством того, что Солнце может впасть в спячку, - уверяет физик Фрэнк Хилл из Национальной солнечной обсерватории в штате Нью-Мексико. - Этот феномен затронет климат на Земле.

ОСЛАБНЕТ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

На первый взгляд опасения ученых кажутся надуманными. Ведь спящее Солнце - это прекрасно. Не будет солнечных бурь, а, значит, станет меньше будет сбоев в работе спутников и электронных приборов. А многие люди перестанут страдать из-за своей чувствительности к изменениям магнитного поля Земли, которое подвергается сильному воздействию вспышек на Солнце. Но не все так просто.

- При снижении активности Солнца так же ослабнет и его магнитное поле, - пророчит Люк Барнард. - А именно магнитное поле Солнца "укутывает" нашу систему, защищая ее от галактических космических лучей. Кроме того, хотя снижение солнечной активности приведет к менее частым выбросам частиц высокой энергии, вспышки будут сильнее и нанесут больше вреда.

Тут и парадокс: снижение солнечной активности приведет к тому, что количество радиации, находящейся в околоземном пространстве, значительно возрастет. Тогда спутники станут сбоить и ломаться чаще, чем раньше. Под угрозу попадут не только космонавты, но даже экипажи высоко летящих самолетов. И даже трудно спрогнозировать, что будет со всей земной электроникой, поскольку она рассчитана, в основном, на воздействие именно солнечной радиации, а не космических лучей.

- Нынешние космические аппараты и самолеты имеют защиту только от того уровня излучения, который наблюдался в течение космической эры, - объясняет Барнард.

По словам ученого, в ближайшем будущем поток галактических космических лучей увеличится в 2,5 раза по сравнению с сегодняшним значением. А крупные выбросы частиц высокой энергии будут наблюдаться раз восемь за столетие вместо нынешних пяти. В итоге околоземное космическое излучение станет невероятно опасным. И это еще не все беды.

- Я сравнил текущий "великий максимум" с 23-мя предыдущими, - поделился своими выкладками Бернард, - и считаю, что солнечная активность упадет до такого низкого уровня, который был в XVII-XVIII веках.

Тогда почти 70 лет, с 1645 по 1715 годы, продолжался так называемый малый ледниковый период в Европе. Он получил название "маундеровский минимум". В это время наблюдалось всего около 50 солнечных пятен вместо 40-50 тысяч в "обычные" годы. Замерзали Темза и Сена, снег выпадал даже на юге Италии. Ученый прогнозирует: сильное похолодание может начаться уже в 2020 году. Или даже раньше. И никакое глобальное потепление, вызванное деятельностью человеческой цивилизации, его не остановит.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Сергей ЯЗЕВ:

ергей Арктурович Язев- директор астрономической обсерватории.
Сергей Арктурович Язев- директор астрономической обсерватории.

- Действительно, в периоды высокой солнечной активности в атмосферу Земли прорывается меньше энергичных частиц галактического происхождения – солнечный ветер и солнечное магнитное поле нас защищают. Но не со всеми дальнейшими выводами господина Барнарда можно согласиться.

Барнард далеко не первый, кто предположил, что сейчас дело идет к аналогу минимума Маундера. Такая возможность обсуждается уже несколько лет. Принято считать, что именно глубокий минимум солнечной активности и породил понижение температуры на Земле. Вероятно, так оно и было, хотя, строго говоря, окончательно это не доказано. Замечу, что есть данные о том, что в некоторых других регионах планеты похолодания в этот период не было, так что проблема остается открытой.

Повторится ли ситуация XVII-XVIII веков в ближайшие десятилетия? Практически все современные прогнозы указывают, что и нынешний 24-ый, и скорее всего, последующие циклы солнечной активности, будут невысокими. Но это вовсе не означает, что снова наступает минимум типа Маундера! Были в истории и менее ярко выраженные минимумы солнечной активности  - например, минимум Дальтона в начале XIX века и минимум Гневышева в начале века XX. Пока что ход активности текущего 24 цикла очень напоминает развитие ситуации в 16 цикле (1923-1933 гг). Это был сравнительно невысокий цикл (сглаженное число Вольфа в максимуме достигло 78), но все-таки к циклам типа минимальных его никто не причисляет!

Думаю, что нынешний цикл тоже выйдет в максимуме своего развития примерно на такое же значение (около 80). А это означает, что в ближайшее время о минимуме типа Маундера говорить рано. Следовательно, и прогноз Барнарда о грядущем сильном нарастании мощности галактического излучения выглядит не очень обоснованным.

Медведев: СССР десятилетиями жил в условиях санкций -  и ничего
Медведев: СССР десятилетиями жил в условиях санкций - "и ничего" 599 1

Российский премьер-министр "философски" высказался об ограничениях.

Лукашенко предложил студентам служить на летних каникулах
Лукашенко предложил студентам служить на летних каникулах 302

Глава Беларуси крайне обеспокоен тем, что молодые люди "косят от армии".

Вышел сборник статей первого украинского министра пропаганды
Вышел сборник статей первого украинского министра пропаганды 185 1

Министр УНР Иларион Косенко умер в эмиграции в 1950 году.

Саудовская Аравия признала убийство журналиста
Саудовская Аравия признала убийство журналиста 56

Власти страны подтвердили, что оппозиционный журналист Джамал Хашогги был убит в саудовском консульстве в Стамбуле.

Матиос назвал четыре версии крушения Су-27
Матиос назвал четыре версии крушения Су-27 664

Следствие считает, что самолет могли заправить некачественным топливом.

Двум туристам грозит десять лет тюрьмы за граффити в Таиланде
Двум туристам грозит десять лет тюрьмы за граффити в Таиланде 469 2

Местные власти выдвинули им обвинения в вандализме.

Украина и МВФ договорились о новой программе
Украина и МВФ договорились о новой программе 482 2

Следующий договор рассчитан на 14 месяцев.

"Росток-Холдинг": "Дайте аграриям работать – и мы наполним бюджет страны" 124 1

Президента просили вмешаться в ситуацию и дать возможность собрать урожай.

Отдых для пенсионеров - куда отправиться в недорогое путешествие
Отдых для пенсионеров - куда отправиться в недорогое путешествие 1360 8

"КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, какой отдых могут себе позволить пожилые украинцы, где не очень дорого, но интересно и есть, на что посмотреть.

Синоптики против народных примет: чья зима будет теплее?
Синоптики против народных примет: чья зима будет теплее? 80

"КП" в Украине" вместе с метеорологами проверяла наблюдения наших предков.

Супрун напомнила о вреде громкой музыки
Супрун напомнила о вреде громкой музыки 85

Около 1,1 миллиарда молодых людей в возрасте от 12 до 35 лет рискуют потерять слух.

В Херсоне русский язык перестал быть региональным
В Херсоне русский язык перестал быть региональным 210 2

С 2012 года он официально использовался в работе местных органов самоуправления.

В ДТП погибла актриса  Дизель Шоу  Марина Поплавская
В ДТП погибла актриса "Дизель Шоу" Марина Поплавская [фото, видео] 744

На 28 километре автотрассы Киев - Чоп возле села Милая столкнулись автобус "Неоплан" и грузовик.

На “Мисс Вселенная-2018” украинка едет с драгоценным камнем в 228 каратов!
На “Мисс Вселенная-2018” украинка едет с драгоценным камнем в 228 каратов! [фото] 595 1

Киевские ювелиры создали для конкурса необычную подвеску в виде земного шара.

Известный сериальный актер умер в 39 лет
Известный сериальный актер умер в 39 лет [фото] 2571

Дмитрий Солодовник не дожил до юбилея три месяца.

Кокорину и Мамаеву выдвинули очередные обвинения
Кокорину и Мамаеву выдвинули очередные обвинения 722

Спортсменов снова обвиняют в побоях. Все материалы объединены в одно дело.

Григорий Суркис заканчивает карьеру в УЕФА
Григорий Суркис заканчивает карьеру в УЕФА 522

Известный украинский футбольный функционер Григорий Суркис в данный момент является вице-президентом УЕФА, и его полномочия в этой организации истекают в 2019 году.

Украинских игроков команды  Карпаталья  навсегда дисквалифицировали
Украинских игроков команды "Карпаталья" навсегда дисквалифицировали 970 2

Спортсмены приняли участие в так называемом чемпионате непризнанных государств - турнире ConIFA World Football Cup.