Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Есть ли у электрической машины будущее в Украине

Есть ли у электрической машины будущее в Украине
Фото: Каждый уважающий себя автопроизводитель считает своим долгом создать электрокар. Правда, должной инфраструктуры для эксплуатации таких машин по-прежнему нет.

Цены на топливо ежедневно бьют мировые рекорды, запасов нефти на планете осталось едва ли на полвека, а за право контролировать месторождения черного золота разворачиваются войны. Казалось бы, самое время пересадить автомобилистов с бензиновых на электрические машинки. Ведь они не только дешевые в эксплуатации, но и экологически чистые. Несмотря на огромные вливания в технологию будущего, электрокары почему-то так и не стали серьезными конкурентами традиционным автомобилям. А машинки на электрическом ходу скорее исключение, а не норма. 

ВСЕМУ ВИНОЙ АККУМУЛЯТОР 

Удивительно, но в сравнении с обычными машинами электрокар намного проще. Батарея подпитывает электроэнергией двигатель, который и раскручивает вал, на котором крепятся колеса. При этом никакой коробки передач не нужно. Почему при всей своей простоте в автосалонах нет изобилия электротачек? По мнению специалистов, главная проблема - аккумулятор. 

- За последние годы ученые  добились значительных успехов, - говорит специалист в области обслуживания экомашин Эдуард Гиннер. - По своим техническим показателям экомашины уже ничем не уступают моделям на бензине и дизеле, но в отличие от двигателей внутреннего сгорания "электрички" не только бесшумные, но и экологически чистые. Что касается аккумуляторов, они стали легче, меньше, а их емкость увеличилась. Современная машина на электричестве может проехать уже не 50 км, а все 170 км, заряжаясь при этом от простой розетки. 

Вместе с преимуществами специалисты видят и большие проблемы в развитии электротехнологий. Главная - емкость и время зарядки аккумулятора. 

- Даже самые современные технологии могут зарядить батарею минимум за 30 минут, - продолжает Эдуард.  - Кто-то скажет - недолго. Но в сравнении с бензином, который заполняет 60-литровый бак за 4 минуты, а проехать на нем можно 700-800 км, это целая вечность. Сейчас ученые ломают голову над созданием батареи,  которую можно восстановить до полной зарядки всего за 6-7 минут, а также увеличить ее емкость минимум в два раза. Но пока это только мечты. 

Правда, по словам Эдуарда, есть альтернативные предложения. Например, французы предлагают решить проблему зарядки путем замены батарей на АЗС. На практике это выглядит так: за небольшую ежемесячную плату владелец электромобиля может в любое время заменить "уставшую" батарею в пункте обмена на живую. Времени это занимает не больше, чем обычная заправка, вопрос только в практичности. Кто их будет таскать? Кроме того, в Европе, не говоря о восточной ее части, пока нет ни единого такого пункта. 

ГЛАВНЫЙ ВРАГ - ЗИМА И ЭКОЛОГИ

Наряду с глобальными проблемами есть в электрокарах и другие недостатки. Например, эксплуатация машины зимой. Вместе со снижением температуры уменьшается и емкость батареи. В последнее время этому вопросу особое внимание уделяет компания Volvo. Шведы признают, что при -10°C максимальный пробег их электрокара Volvo C30 Electric падает со 150 до 80-90 км. А это значит, что даже в условиях, по нашим меркам, теплой зимы владельцу авто придется несладко. Согласитесь, обидно, когда после внезапного похолодания электроэнергия вдруг закончится, скажем, на пути к дому. А ведь даже литра бензина не попросишь. Выход один - на буксир и к розетке. А это часа 3-4 времени. Но даже если и представить, что ученые изобрели супераккумулятор, способный питать авто 700-800 км, заряжаясь при этом 10 минут, возникнет еще одна проблема - где брать электроэнергию?

- Электрических авто пока очень мало, и своей зарядкой они не создают электросетям проблем, - продолжает Эдуард Гиннер. - Но давайте представим, что случится, если, к примеру, в нашей столице построить сеть электрических заправок и пересадить киевлян на электромобили. А ведь только в Киеве около 4 млн машин. Массовая зарядка электрокаров неизбежно выведет из строя всю электросистему города. Нужна колоссальная энергия.  Откуда ее брать? Строить дополнительные ТЭС, АЭС, загрязняя среду? В таком случае экологическая чистота этих машин ставится под сомнение. 

Также, по словам Эдуарда, есть много вопросов и по утилизации "убитых" батарей. Учитывая, что такие источники питания содержат ядовитые вещества - литий и никель, при массовом их использовании тут же возникнет вопрос: куда это все девать?

Некоторые страны ЕС готовы компенсировать покупателям электромашин до 50% их стоимости, но увеличить продажи так и не удалось.

В УКРАИНЕ НЕТ ПОКУПАТЕЛЯ

Есть ли перспективы развития электромобилей в нашей стране? Специалисты склоняются к мнению, что использование автомобилей будущего в ближайшие десятилетия нам не светит. 

- Базовыми потребителями электрокаров должны были стать европейцы. Чтобы такие машины активно продавались, в ЕС начали работать специальные программы для поддержки покупателей. К примеру, в Дании клиентам компенсируют из госбюджета 20 тыс. долларов на покупку такого авто, - рассказывает "КП" Дмитрий Аваев, генеральной директор "Италмоторс Украина". - Есть льготы на парковку и сервис. К сожалению, даже такие меры не помогают. В ЕС в первом полугодии 2011 года продажи электрокаров составили чуть более 5 тысяч автомобилей. По сравнению с продажами традиционного транспорта это капля в море. 

Что касается нашей страны, то компенсировать из бюджета покупки электрических машин у нас никто не будет. Если учесть, что стоимость хорошего электрокара стартует от 30 тысяч долларов, то трудно представить, чтобы человек, способный выложить такую сумму за авто, возил с собой переноску в поисках свободной розетки. Учитывая все сложности с эксплуатацией электрокаров и то, что новые автомобили "кушают" совсем немного бензина, можно сделать вывод, что такие технологии нам не светят еще много лет. Это банально дорого и непрактично. 

ПРЕИМУЩЕСТВА

* Доступность в эксплуатации 

* Отсутствие горючих веществ делает авто полностью безопасным 

* Экологичность (отсутствие выхлопа)

НЕДОСТАТКИ

* Высокая стоимость авто и ремонта

* Малая емкость аккумуляторов и большое время подзарядки 

* Отсутствие инфраструктуры для "заправки"

ИСТОРИЯ ВОПРОСА 

Первое в мире авто на электричестве было создано задолго до изобретения двигателя внутреннего сгорания. Первопроходцем стали конструкторы из США, которые в далеком 1841 году сконструировали авто на электроходу. Несмотря на свои гигантские размеры, машинка была рассчитана всего на двоих - водителя и пассажира. Остальное пространство занимали огромные батареи гальванических элементов. Мотор этого чуда мог разогнать  механизм до 37 км/час, а заряда батареи хватало на преодоление 20 км.