Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Страстная седмица с "Фомой в Украине"

Страстная седмица с
Фото: Воскресение Христово. Распятие Господне. Новгородская икона.

Небольшой по сроку, но ключевой в человеческой истории. Мы прошли мысленно путь Христа - от момента входа Его в Иерусалим до четверга, когда на Тайной вечере Иисус прощался с учениками. 

Сегодня рассказ - о Страстной пятнице, Великой субботе и, наконец, самом светлом для нас дне  - Воскресения Господня. 

После Тайной вечери Иисус с учениками направился в Гефсиманский сад в предместье Иерусалима. Христос любил это уединенное прекрасное место и часто отдыхал там, беседуя с учениками. Теперь же Гефсиманский сад должен был стать местом Его духовной муки и преддверием Крестной смерти. Наступили последние и самые трудные часы земной жизни Спасителя мира.

Именно там Его застигает Иуда с людьми первосвященника Каиафы. Арестовав Иисуса, они приводят его в Синедрион, на суд высшего иудейского совета.

Судьи не могут найти необходимых по закону свидетельств против Христа, однако после недолгого совещания передают Его в руки римских властей, требуя казни. 

Утром в пятницу арестовавшие Иисуса иудейские первосвященники привели Его к прокуратору Понтию Пилату (главе римской администрации Иудеи). Первоначально Пилат пытался избавить Христа от казни: по его приказу солдаты подвергли Спасителя бичеванию, после чего прокуратор хотел отпустить Его, сказав, что наказание исполнено. Однако толпа под предводительством священников требовала смертной казни, и Пилат, опасаясь бунта в неспокойном Иерусалиме, уступил.

В знак того, что он снимает с себя ответственность, римский прокуратор умыл руки, после чего приказал солдатам привести в исполнение смертный приговор.

Дионисий. Сошествие во ад. 

По жестокому обычаю приговоренный к смерти должен был сам нести свой крест до места казни. В Иерусалиме до сих пор показывают "Скорбный путь", по которому воины вели на казнь Спасителя мира. С того времени многое изменилось в топографии города, но, вероятно, по такой же узкой, как и теперь, восточной улице двигалась скорбная процессия в пасхальную пятницу четырнадцатого нисана тридцатого года.

Обессиленный бессонной ночью, душевными муками и жестоким бичеванием, Христос изнемогал и падал под тяжестью Своего креста. Чтобы ускорить продвижение, воины задержали одного крестьянина, идущего с поля, и заставили его нести крест Спасителя. 

Наконец процессия прибыла на лобное место, называемое Голгофой, которая представляла собой гладкий холм, напоминавший человеческий череп.

Перед распятием осужденным предложили выпить вино, смешанное со смирною. Этот напиток был наркотическим и несколько смягчал нестерпимую боль распятия. Но Спаситель мира не пожелал ни смягчения страданий, ни потемнения сознания во время принесения Своей великой Жертвы. Он отказался от вина и в полном сознании готовился встретить смерть, надвигающуюся на Него.

Палачи сорвали с Иисуса одежду и растянули Его на кресте. Когда Его руки и ноги прибивали ко кресту, Он молился за Своих распинателей: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают".

Около 1502. Икона из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Феропонтова монастыря. Русский музей.

Спаситель скончался к вечеру пятницы. Столь быстрая смерть на кресте была редкостью: как правило, человек умирал в страшных мучениях на протяжении нескольких дней.

Евангелие свидетельствует, что в момент смерти Иисуса произошло землетрясение, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря. 

После смерти Христа Его тайные ученики из числа влиятельных иудеев упросили римские власти передать им тело. Они похоронили Спасителя в непосредственной близости от места казни. По требованию иудейских начальников возле гроба была выставлена стража. 

Воскресение Христово произошло в первый день недели по древнееврейскому календарю, или в воскресенье по современному, - на третий день после распятия. 

Оставив у гроба стражу и приложив к камню печать, иудейские вожди торжествовали победу. Но эта победа была призрачной: ни печать Синедриона, ни его стража не могли удержать в гробе Победителя смерти. И печать Синедриона оставалась на камне, и бдительная стража стояла у гроба, но Тела Христова уже не было в могильной пещере. Разумеется, воины этого не могли знать. Они усердно продолжали охранять пустую пещеру. Глубокая ночная тишина царила в саду. Приближался рассвет... Вдруг сильное землетрясение поколебало сад, и в это время испуганные солдаты увидели у входа в гробницу Небесного Посланника.

Вид Ангела был как молния, а одежды на нем были белы, как снег. Он отвалил огромный камень от двери гроба и сел на него, сияя неземным светом. Воины пришли в трепет и от страха лишились чувств. Придя в себя, они убежали из сада и поспешили в Иерусалим к тем, кто их поставил охранять гроб Иисуса.

К утру воскресенья женщины, пришедшие ко Гробу Господню, увидели его опустевшим. Они же стали первыми, кто встретил воскресшего Иисуса, хотя в первый раз и не узнали Его, приняв за садовника. Исполняя просьбу Спасителя, женщины поспешили к Его ученикам сообщить о случившемся. Они радостно возвещали - "Христос воскрес!". 

По материалам журнала "Фома в Украине".