Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Отшельники поневоле

Отшельники поневоле
Фото: Дом, в котором живет единственный житель Красавичей Иван Марченко.

Сегодня не счесть сел, постепенно исчезающих с карты Украины. В одной только Запорожской области населенных пунктов, где живет менее 50 жителей, перевалило за сотню. В некоторых соседствуют пять-семь человек. А есть и вовсе опустевшие, которые выдают лишь пометка на карте да указатель на дороге. 

Именно эта верная примета - разбитая проселочная дорога - вывела нас в Красавичи. Проехав пару километров по разбитому ответвлению, минуя полуразрушенные пустые хаты, мы добрались до вырисовывавшихся еще издали приземистых домиков. Приближающуюся машину единственный житель Красавичей увидел сразу и вышел на дорогу поглядеть, не заблудился ли кто. Иван давно смирился с тем, что его тихое счастье мало кто понимает, а потому и в гости никто не приезжает. Хотя единственный житель Красавичей - человек гостеприимный, скромный и искренний. Разговор заладился с первых минут знакомства.

ОБЕЩАЛИ ПРОИЗВОДСТВО - ПОЛУЧИЛАСЬ РАЗРУХА

- Когда я был мальчишкой, помню, старики рассказывали, что село наше - древнее. Якобы на этом месте останавливались на отдых чумаки, ехавшие за солью и рыбой к Черному и Азовскому морям. Тогда здесь еще не было железной дороги и водного канала, но места - загляденье, - рассказывает Иван Марченко. - Однако в голодные годы село опустело. Говорили, что почти все умерли. Но потом сюда снова стали переселяться люди из соседних сел, даже из России переезжали.  

В 60-70-х годах прошлого века жизнь в Красавичах забурлила: появились сельсовет, клуб, магазин, школа на 4 класса. А еще конюшня, кузница, несколько ферм. Обе улицы были застроены домами и заселены людьми. Цветущие сады, выбеленные хаты, выкрашенные заборы - все под стать названию.  

- Дружно жили, свое село красивым и цветущим сами делали. У кого бардак во дворе, осуждали и помогали навести порядок, - продолжил ностальгировать селянин. - В свое время даже дорогу, ведущую в Красавичи, строили капитально, по правилам. Тогда планировалось, что здесь скоро появится крупный завод. К тому же неподалеку от нас проходила ветка железной дороги.

Увы, надежды не оправдались… Со временем школу разрушили, клуб превратили в склад, не осталось и других важных для жизни села объектов. Все это селяне еще как-то терпели. Последней каплей стало убийство пожилой женщины в 1996 году. Преступника тогда не нашли, а люди стали один за другим уезжать. В Красавичах началась настоящая разруха… 

СОЛНЦА И ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ ХВАТАЕТ 

Марченко живет как настоящий отшельник - даже без элементарных удобств. О микроволновке, холодильнике и стиральной машине речь даже не идет - в Красавичах нынче нет электричества. 

Еще в 2000 году линии электропередач, подведенные к селу, сняли воры. Их  восстановили. Однако очень скоро ситуация повторилась, и коммунальщики в помощи на этот раз отказали. Хотя тогда в селе жили несколько семей. 

Все эти годы Ивана Марченко по вечерам спасает лишь масляная лампада. А аккумулятор мобильника он заряжает на солнце. Еду летом готовит на газовой плите, зимой - на вымощенной в доме печи. Питьевой водой запасается в соседнем селе, в нескольких километрах от дома. 

Хозяйство у отшельника небольшое: две козочки да огород. Питается тем, что сам выращивает. Этого не всегда хватает, вот и приходится подрабатывать (помогает с огородами жителям соседних сел) - все ж хлеб да сигареты нужно за что-то покупать. А еще рыжего пса-охранника и с десяток мурлык кормить надо.

ПРИВЯЗАЛИ ТАК, ЧТО НЕ ОТОРВАТЬ

И все же Иван Андреевич на судьбу не жалуется: мол, в родном доме и стены помогают.

- Я родился в хате, которая сейчас пустует, - там мама жила до самой смерти. Как она рассказывала, мне трижды завязывали пуп - будущая крестная, медсестра, а после, чтобы наверняка, еще и врач. Видать, крепко "привязали", никак отсюда не вырвусь, - улыбается хозяин Красавичей. - Но вы не думайте - я жизнью доволен. Вон у меня какие цветы растут! А еще всегда находятся люди, которые помогают - кто по старой памяти, кто по совести. Как-то даже хотел заняться разведением бычков и гусей, но для такого дела нужна подстраховка - жена. Сам не справлюсь.

Супруга Ивана Марченко еще несколько лет назад уехала из Красавичей - не выдержала испытания отшельничеством. Сейчас живет в другом конце области вместе с дочкой, зятем и двумя внуками. Когда-то Иван Андреевич мечтал, что его единственная наследница будет жить по соседству, в доме своей бабушки. Но не сложилось… 

- А не страшно посреди поля самому? - спрашиваю.

- Что вы, кого здесь бояться? - разводит руками мой собеседник. - У вас в городе намного страшнее. Я когда-то работал в милиции и в городе, и в районе, и тут по месту, так что хорошо знаю, сколько там происшествий случается. Уверяю вас - намного больше, чем здесь.

Геройства в своей отшельнической жизни Иван Марченко не видит и скромно предпочитает об этом не говорить, на словах защищая родные стены и просторы. Что будет завтра, не загадывает, но точно знает одно: пока живет в селе хотя бы один человек, живет и оно.

Фото автора. 

КСТАТИ

Уцелели только освященные дома

В советские времена в Красавичах жили люди, в большинстве своем настроенные прокоммунистически. За что, по словам старожилов, здесь все и полегли в голодные годы. А вот Марченко были верующими. Может, поэтому только их два дома - со всего села! - уцелели? 

- Всю жизнь с женой несладко жили, а тут прям до развода дошло. Решили последнее средство для примирения испробовать и поехали в церковь, - рассказывает Иван. - Батюшка предложил посвятить дом. Мы взяли ладан, свечи, свяченую воду, крестики и все сделали сами. И жизнь к нашему удивлению изменилась. Так полюбили друг друга, как в молодости не любили. Появилась атмосфера, при которой жить хотелось даже в таких условиях - без света и воды. Но, наверное, свое счастье нужно было держать при себе, а я отпустил жену. Освящать второй дом пригласили церковнослужителя. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Один в поле фермер 

Николай Скрипник - фермер-одиночка из села Зеленая Балка.

В сотне километров от Красавичей борется за жизнь еще одного села Николай Скрипник. Правда, его бытие не похоже на отшельническое: он ведет собственное хозяйство, работает в поле и строит дом.

- Я приехал в Зеленую Балку 19 лет назад. Здесь тогда жили три семьи, - рассказывает фермер. - Один дом арендовал, второй со временем купил. И начал обживаться.

Новые красующиеся издалека двухэтажные хоромы Николай строит своими руками уже несколько лет. Признается - тяжело. 

- На этой земле люди никогда богато не жили - больше впроголодь. Хотя останавливались многие, кто бежал из Киевской, Харьковской областей. Но я стараюсь, как могу, - говорит Николай Скрипник.

В хозяйстве у фермера-одиночки десять коров, гуси, утки и около сотни гектаров земли. Да еще и целое село в придачу. Правда, есть и помощники: доярка, друзья из соседнего села. Здесь все друг другу помогают. 

Близлежащий населенный пункт - село Гюновка - расположен в полутора километрах. Там и продуктами запастись можно, и почту забрать, и медицинскую помощь получить.

Бросать или продавать родное село 45-летний собственник не собирается - напротив, планирует его развивать в надежде, что однажды в нем снова забурлит жизнь и оно полностью возродится.