Долгое время существование огромных волн высотой более 20 метров, возникающих при спокойной погоде, отрицалось, и лишь их случайная фиксация помогла начать исследование проблемы. Но только сейчас австралийским ученым удалось получить так называемую волну-убийцу в лабораторных условиях.
Хотя еще португальцы рассказывали в своих хрониках о существовании беспричинных огромных волн, обрушивающихся на судно при спокойной погоде, океанология считала, что в океанах Земли волны выше 20,7 метров невозможны. Напомним, что даже цунами в открытом море редко превышают 1–1,5 метров; значительной высоты и разрушительной силы эти волны достигают только у берега, передает compulenta.
Исследовательская группа, возглавляемая профессором Нейлом Ахмедиевым из Австралийского национального университета, провела эксперимент, чтобы лучше понять механизм возникновения волн и их потенциальные свойства.
В обычном лабораторном бассейне, используя специальный генератор волн и "мишень" в виде игрушечного пирата на игрушечном плоту, ученые создали то, что сами называют "суперволнами-убийцами". До того считалось, что волна-убийца может вдвое превышать размер обычных волн, характерных для той или иной зоны. Таким образом, нигде в мире ее высота не должна превышать 40 метров. Однако результаты первого же лабораторного опыта свидетельствуют: возможны волны, впятеро превышающие максимальную высоту обычных волн, вызванных стандартными причинами, что для земных океанов означает колоссальные цифры. Как отмечают исследователи, получить документальные свидетельства о таких явлениях очень, очень сложно (если вообще возможно). Судно, попадающее под обычную волну-убийцу, испытывает давление до 10 атмосфер, ну а "суперволна-убийца" в открытом море, скорее всего, никогда не оставляет живых свидетелей.
Ученые считают, что этот и последующие опыты помогут лучше понять природу больших и сверхбольших волн такого рода и хотя бы до некоторой степени минимизировать взаимодействие судов с ними в будущем. Кроме того, понимание границ возможностей сверхбольших волн может привести к выработке таких прочностных требований к корпусам кораблей, буровых платформ и офшорных ветряков, которые обеспечивали бы им хотя бы некоторую вероятность выживания при столкновении с подобным явлением.