Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Москва требует от Киева отдать кости Юрия Долгорукого

Москва требует от Киева отдать кости Юрия Долгорукого

Недавно депутат Московской государственной думы Иван Новицкий направил соответствующие обращения президенту России Владимиру Путину и мэру Юрию Лужкову. Депутат заметил, что следует сделать исторически справедливый шаг - вернуть из Киева останки основателя Москвы именно сейчас, в год, когда будет отмечаться 860-летний юбилей российской столицы.

«Помимо общественного резонанса, торжественная церемония подчеркнет единые корни двух славянских народов и послужит укреплению дружественных связей двух стран»,- подчеркнул депутат.

Однако украинские ученые полагают: с прахом Юрия Долгорукого в свое время промашка вышла.

Чьи кости?

…Фанерный короб похож на посылку. Его принесли в кабинет заведующего научно-исследовательским отделом археологии Института археологии НАНУ Сергея Балакина откуда-то со стеллажей.

Разрешили снять крышку и развернуть пакеты из вощеной бумаги. Не без симпатии к содержимому сказали:

- Вот и Юра! Если вы настаиваете…

Желтовато-серые, пористые, почти невесомые кости. Берцовая, локтевая… Очень маленькие, как на взгляд современного человека. Череп не сохранился: нашли уже рассыпавшимся в порошок.

Летом 1989 года экспедиция украинских археологов под руководством Виктора Харламова начала масштабные раскопки на территории Киево-Печерской лавры, вокруг старинной церкви Спаса на Берестове. Обнаружили 78 захоронений XII-XIII века. Три из них находились в каменных гробницах.

Сенсация вырвалась в прессу буквально из первого саркофага. Останки погребенного в нем человека археолог Харламов сразу признал прахом Юрия Долгорукого. Того самого, который согласно летописи 1157 года «преставися Киеве Гюрги Володимировичь, князь Киевьськый, месяца мая, в 15, въ среду на ночь, а заутра в четвергъ положиша у манастыри святаго Спаса».

И теперь семнадцать лет ученые пытаются доказать или опровергнуть - точно кости ли Юрия Долгорукого упакованы в «посылку»?

По правде сказать, князь всем уже до смерти надоел. Хотя в Америке отыскался новый родственник, некий эмигрант Виктор Шульман. Пел он в бродвейском ресторане «Хэппи пирожок» до тех пор, пока не стал законным супругом девушки из рода Долгоруких. Тут же принял на себя обязанности члена семьи - вплоть до возвращения ей по закону причитающегося праха! Но потом куда-то пропал вместе с идеей…

Недовольна церковь: потревожили останки православного, превратили надолго в объект изучения, а снова, с соответствующим обрядом, предать земле не спешат. Периодически, накануне какой-нибудь даты, оживляются московские политики. Теребят Киев: «Верните основателя Москвы! Киевляне ведь его совсем не любили и даже отравили, так в летописи сказано!» Дальше снова наступает пауза.

Зато туристы, гуляя по Лавре, заходят в храм Спаса на Берестове и с любопытством осматривают монументальный саркофаг. В нем, судя по надписи, покоится с миром Юрий Долгорукий.

Саркофаг на самом деле называется кенотафом, по-простому - обманкой. Он лишь свидетельство: где-то здесь и вправду лежит легендарный правитель. Не показывать же экскурсиям «спорные» кости!

Нужны доказательства

Археолога Виктора Харламова - того, кто руководил раскопками, принесшими сенсацию, - уже нет на свете. Сейчас в научных кругах доверительно рассказывают, что только у Харламова был так называемый «открытый лист» на работы на территории Лавры, единственный правовой документ, подтверждающий легальность изысканий. То есть оппонировать Харламову никто из коллег не мог.

Его соратник и сторонник версии об обретенном князе - Владимир Гончар нынче среди сотрудников академического Института археологии Украины тоже не числится. Так что развенчивать легенду пришлось непосредственно директору института академику Петру Толочко.

Корреспондент «Комсомолки» выглядела опечаленной: в начале 90-х я тоже писала о сенсационной находке как о доказанном факте.

- Петр Петрович, обидно-то как! Верили-верили, что это Юрий Долгорукий, а вы говорите - скорее всего, нет…

- Начнем с основного - с предлога, который имел двоякое значение. Что хотел сообщить древнерусский летописец: «погребен в монастыре» или «у монастыря»? По статусу, так сказать, последний приют князь обретал в притворе храма, на самом почетном месте. А обнаружили захоронение в трех с половиной метрах от церкви, у апсид с восточной стороны. Никакие атрибуты - оружие, символы власти - находке не сопутствовали. Хотя саркофаг разрушило и время, и, возможно, грабежи в минувших веках.

- Летописные описания Юрия Долгорукого до нас дошли?

- Да: «князь был роста немалого, толстый». Рост же найденного в погребении при жизни не превышал 157 сантиметров.

Несколько лет назад киевские антропологи на базе рабочей группы палеонтологии Центра анатомии Медицинского факультета Геттингенского университета Германии провели рентгенодиагностику костей из саркофага и эндоскопические исследования. Результаты оказались следующими: скелет принадлежит человеку 60-70 лет, низкого роста, грузного телосложения, с большими - широкими и длинными (!) - ладонями, страдавшему остеохондрозом и хроническим плекситом (заболевание нервных сплетений. - Прим. ред.).

Специалисты из московской лаборатории судебной экспертизы тоже изучали останки, но со своими выводами наш институт не ознакомили.

- Но все равно кое-что совпало! Длинные ладони - Долгорукий! - антинаучно возликовала я.

Академик взглянул на меня с сожалением.

- Согласно летописи князь умер на пятый день после пира у осьменника (сборщика податей. - Прим. ред.) Петрилы. Версия об умышленном отравлении появилась еще во времена Киевской Руси. Не ладил Долгорукий с местными боярами. В средневековье существовали такие хитрые яды: жертва погибала не сразу, у отравителей - алиби. Ростислава Тьмутараканского таким же манером отправил на тот свет правитель Херсонеса. Вылил в чашу смертное зелье, а подействовало на пятый день. Позже обвинял киевлян в отравлении Юрия его сын, Андрей Боголюбский. Мы провели соответствующие анализы. Однако тяжелые металлы в костях не обнаружили. Значит, либо не отравлен, а просто перебрал на пиру - немолод, сердце не выдержало… Либо - не Долгорукий.

- А кто же тогда?

- Однозначно - представитель княжеского рода. Других в родовой усыпальнице Мономахов не хоронили.

- Неужели не существует метода, который способен дать точный ответ?

- Разумеется, существует экспертиза ДНК. Но для ее проведения потребуются останки кого-то из великих князей Рюриковичей - Ивана Грозного, например.

- На меньшее не согласны?

- В живых еще есть представители династии. В Киев даже наезжает потомок Долгоруких. Но процесс неимоверно сложен и, главное, не гарантирует стопроцентного результата. Если у кого-то не появится желание заняться мистификацией, конечно.

Возьмите современную историю, связанную с идентификацией тела журналиста Георгия Гонгадзе, который пропал в 2000 году. Сколько делали экспертиз у нас и за рубежом - а результаты разные. И останки, между прочим, до сих пор не захоронены. В морге лежат.

- Словом, надежды «опознать» Юрия Долгорукого нет?

- Мне кажется, эту загадку уже не разгадать.

Долгий ящик

…С археологом Сергеем Балакиным обходим окрестности храма Спаса на Берестове. Вал, поросший кустарником. Неровная земля - то холм небольшой, то выемка. Часть древней надгробной плиты у самой стены церкви.

- Здесь все перекопали задолго до нас, - замечает Сергей Анатольевич. И уточняет: - Высокопрофессиональные люди! Бережно работали. И не грешили против истины.

Самые известные - экспедиция российского ученого Покрышкина в 1913 году и в 1947-м - известного советского археолога Герасимова. Последнему поставил задачу лично Сталин: в год 800-летия Москвы найти и с почестями доставить в столицу СССР прах Юрия Долгорукого.

Вряд ли Покрышкин, а позже и Герасимов могли не заметить и не исследовать гробницу из розового овручского камня, верхняя плита которой находилась на глубине около 30 сантиметров от так называемой древнерусской поверхности и менее двух метров - от уровня XVII века. Тем более что захоронение носило на себе следы неоднократных вскрытий.

Однако честь науки весила больше, чем награда от вождя. Или кара - за неисполнение приказа. Останков князя Герасимов не привез. Просто на входе в храм установили памятную доску, а в самой церкви - саркофаг-кенотаф. Обозначили исторический факт.

Почему же в 1989-м исследователи оказались не столь стойкими в борьбе за истину?

Есть несколько версий. Одна из них - политическая. Накануне распада Советского Союза Украине была важна, как никогда прежде, актуализация себя как без пяти минут отдельного государства - со своими древними героями. Так что киевский князь Юрий Долгорукий просто не мог не найтись! И нашелся…

Теперь ученые мужи ломают головы: как поступить с неопознанными костями?

Академик Петр Толочко и директор Национального музея-заповедника «Киево-Печерская лавра» Сергей Кролевец уверены: в ящике им не место! Может, захоронить по-христиански на том же месте, где были раскопаны? Поместить в капсулу, капсулу замуровать в специальный склеп. Если у потомков возникнет когда-нибудь желание снова разгадывать загадку, достанут без проблем.

Правда, до того академик хочет официально передать останки в ведение музея. А директору эта инициатива не близка:

- Нет подобной практики! Кости не являются предметом музейного экспонирования!

Сергей Балакин тоже склоняется к мысли - надо возвратить прах земле:

- Но на табличке что указывать - Юрий Долгорукий? Человек, похожий на него? Я такое писать не стану!

Единственно, что не обсуждается - вопрос передачи костей россиянам. Он вне компетенции науки. Хоть академику Толочко недавно звонили из МИД РФ. Интересовались, как бы забрать содержимое пресловутого ящика.

Институт даже справку соответствующую недавно подготовил, где сказано: «Великий князь Киевский Юрий Долгорукий, легендарный основатель Москвы, является известной исторический личностью, государственным деятелем. Необходимо ответственно относиться к его памяти. Только в случае устранения каких-либо сомнений в аутентичности останков князя возможно осуществлять те или иные государственные мероприятия, связанные с его именем.

Вопрос о перезахоронении великого князя Киевского (в Москве. - Авт.) следует решать на государственном уровне - в Верховной Раде и Кабинете министров. Хотя тут может возникнуть угрожающий прецедент. Ведь киевские князья основали много городов (Владимир, Ярославль, Тарту и т.д.) Но это не повод перевозить туда их останки».

…Вот только сейчас Верховной Раде, Кабинету министров и Президенту Виктору Ющенко для полного счастья «бедного Юрика» и не хватало!

СПРАВКА «КП»

Юрий Долгорукий (родился в 90-е гг. XI в. - умер в 1157 г.) Сын Владимира Мономаха, князь Суздальский и великий князь Киевский. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. Боролся за Южный Переяславль и Киев (за что получил прозвище Долгорукий). Основатель Москвы (первое упоминание города в летописях - 1147 г.).

В 1155-м вторично овладел Киевом. Как указано в древнерусских летописях, отравлен киевскими боярами.