Города, принимающие еврочемпионат, один за другим обзаводятся сайтами для туристов. Все странички пока что работают в тестовом режиме. Более того, сейчас есть возможность добавить в них информацию и внести необходимые исправления. А такая потребность явно налицо, ведь, по мнению наших экспертов, качество сайтов оставляет желать лучшего - и если гости будут ориентироваться по страничкам, которые сотворили украинские программисты, их ждет огромное разочарование от подготовки нашей страны к чемпионату.
Сейчас в поле зрения интернет-общественности попали два города - Киев и Харьков. Мы попросили проанализировать сайты главного редактора сети порталов "В городе" Наташу Соколову.
СТРАНИЦЫ ЗА ПОЛМИЛЛИОНА "СТРОИЛИ" НА БЕСПЛАТНОМ ДВИЖКЕ
- Огромнейшее недоумение вызвала цена веб-сайтов, - говорит Соколова.
По официальным данным, страничка Киева стоила около 450 тысяч гривен, Харькова, по слухам, "потянула" на аналогичную сумму.
- Внешний вид сайтов вызвал настоящее изумление - их создали на основе бесплатного движка Joomla и Wordpress (это системы, позволяющие создавать сайты и управлять ими в дальнейшем), - пояснила эксперт.
Едва ли стоит надеяться, что иностранные гости не заметят убогости страничек. Любой более-менее продвинутый интернет-пользователь может скачать этот движок абсолютно бесплатно, разобраться с инструкцией и за короткое время "слепить" личный блог или страничку-"визитку". Начинающие программисты берутся настроить движок от 200 до 500 долларов, в зависимости от предпочтений клиента.
Стоит отметить, что создание киевского сайта было возложено на столичное Управление туризма при КГГА - исполнителем был выбран Институт передовых технологий.
ЯЗЫКОВОЙ ВОПРОС
- Еще одна претензия к обеим страничкам - их языковые версии, - продолжила Соколова. - Столичные программисты осилили две: украинскую и английскую.
Кстати, гостям из "братских республик" (а именно их, по словам вице-премьера Бориса Колесникова, приедет на Евро больше всего) придется либо открывать онлайн-переводчики, либо изучать "мову". Но даже с этими двумя языками сайт работает плохо - если пользователь переключится на английскую версию странички, вернуться на украинскую он уже не сможет.
Харьковчане, в свою очередь, "забыли" об украинской версии. Логика непонятна - все-таки сайт имиджевый, он призван служить "визиткой" и для украиноязычной аудитории.
Кроме того, на обоих сайтах не работает поиск. На официальной страничке Харькова он не предусмотрен вообще - дотошному пользователю придется посетить все разделы подряд, чтобы найти нужную информацию.
|
"РАЗРАБОТЧИК СРЕДНЕЙ РУКИ ЗАПРОСИЛ БЫ 200 ДОЛЛАРОВ"
- Дизайн обоих сайтов также вызывает множество вопросов, - считает Соколова. - Как правило, все дизайнеры стараются разместить в первом экране максимум информации - ведь это первое, что видит посетитель на страничке. Однако в случае с киевским сайтом почти весь первый экран занимает огромная фотография Киева. Харьковская страничка вообще является бесплатным готовым "лекалом", к заголовку которого добавили две картинки.
- Даже дизайнер средней руки берет за создание макета аналогичного сайта "под ключ" от 200 долларов, - соглашается и бизнес-аналитик в сфере IT Ирина Морозова. - Могу сказать, что начинающие дизайнеры нашего города получили отличное наглядное пособие того, как не надо делать, создавая сайт.
ПРОКОЛЫ ДИЗАЙНЕРОВ
Отдельно эксперты отмечают и самые забавные недоработки. К примеру, на столичном сайте раздел "карта Киева" представляет собой карту, которая очень похожа на отсканированную бумажную. Для тех, кто не в курсе: сервисы Google и Яндекс уже очень давно (и совершенно бесплатно) разработали интерактивные карты - наведя мышку на отдельный элемент, пользователь сможет, к примеру, узнать историю исторического объекта или справиться о том, какие организации находятся в офисном здании. Иностранцам наверняка очень "понравится" столь удобный и функциональный раздел на киевском сайте.
Забавная деталь: посетителям наверняка будет приятно узнать, что киевляне очень гордятся знаменитыми выходцами из украинской столицы. Всеми четырьмя людьми: Александром Довженко, Петром Сагайдачным, Тарасом Шевченко и Богданом Хмельницким (ни один из них не родился в Киеве).
Сомнительны и "новшества" харьковского сайта. Внутренний гид (путеводитель) по городу был составлен еще в
2010-м - информация устарела, на нем даже не отмечены новые станции метро. Сайт не был протестирован, разработчики поленились отсортировать список гостиниц. А если присмотреться к тексту, можно разглядеть даже грамматические ошибки - например, слово "browser" прописано, как "brouser".
Это лишь основные ошибки. Оба сайта можно было бы разбирать по косточкам еще долго. Но на днях разработчики киевской странички заявили, что это всего лишь тестовая версия, и закрыли ее от пользователей. Сейчас на ее месте можно увидеть только скриншот того, как сайт будет выглядеть, когда наконец-то заработает...
КОМПЕТЕНТНО
Петр Чуб, программист: "Оба ресурса - около 4 недель работы"
- Скажу, по опыту, что себестоимость такого сайта 5-6 тыс. грн. Это оплата работы программиста и дизайнера. По срокам это около 4 недель работы: 2 недели дизайн, 2 недели его интеграция с движком. То, что мы видели, явно не тянет на полмиллиона гривен.
СПРАВКА "КП"
"В городе" (vgorode.ua) - это сеть городских порталов в 8 крупных областных центрах Украины. Портал работает уже около 3 лет и занимает 1-е место среди региональных сайтов страны. "В городе" пишет о жизни горожан, дает полную городскую афишу и справочную информацию.
ОФИЦИАЛЬНО
Мы обратились за комментариями к директору Института передовых технологий Александру Барладину. Его учреждение разрабатывало киевский интернет-сайт. По его словам, в тестовом режиме сайт должен был находиться приблизительно до конца февраля, но в связи с серией нелицеприятных комментариев в СМИ и социальных сетях этот вопрос будет решать уже заказчик - Министерство туризма.
- Очень хочется, чтобы сейчас эксперты из Интернета не давали своих некомпетентных комментариев. Тогда, когда этот сайт будет доведен до конечного результата, мы и получим достойный качественный продукт - с хорошими иллюстрациями и в переводе на множество языков, - рассказал нам Барладин. - В сумму (450 тысяч гривен. - Прим. авт.) входит не только создание сайта. Разработка туристического портала и его наполнение - всего лишь одна из немногих составляющих, которыми занимается наш институт. Сюда же входят приложения для iPad, синхронизация портала с реальными физическими объектами, посвященными в том числе и Евро-2012, и многое-многое другое.
Заместитель директора Департамента международного сотрудничества Харьковского городского совета Алексей Поникаровский:
- Сайт еще находится на "обкатке". У нас уже есть какие-то наброски, будем его дополнять. Что касается украинского языка, то в принципе ресурс рассчитан на иностранного туриста, поэтому делать акцент на государственный язык мы не планировали. Возможно, появится немецкий язык.
Хочу подчеркнуть, что аналогов подобного сайта у города нет. А такому мегаполису, как Харьков, сайт-презентация просто необходим. Создан он вовсе не специально под Евро. Он будет функционировать и после игр.
Что касается цены. На разработку этого сайта мы не потратили ни копейки бюджетных средств. Он создан нашими работниками. Откуда берутся цифры, названные в Интернете, понять не могу. Заверяю вас - сайт сделан полностью нашими усилиями.