"РОВНО ЧЕРЕЗ ГОД МНЕ БУДЕТ ТРИДЦАТЬ. НЕ ДУМАЛА, ЧТО ДОЖИВУ"
Говорят, у Анны не было близких подруг - таких, чтобы плакаться в жилетку. Откровенной она всегда была с матерью. Но тоже, возможно, не до конца. Пожалуй, больше всего она доверяла дневнику. И многие ее записи - пророческие.
"Ночь уже, но часики тикают. В спину дышит новый день. Ровно через год мне будет тридцать лет. Никогда не думала, что доживу. Так странно. Ну что я могу сказать о жизни - что получилась длинной…" - записала она в свой последний день рождения, 20 июля 2010 года.
А незадолго до трагедии оставила другую запись: "Мне кажется, у меня осталось очень мало времени".
За день до гибели мама Ани приехала к дочери, чтобы побыть с внучкой на время ее командировки.
- Она очень колебалась, стоит ли ехать в Москву, - вспоминает Вера Андреевна. - Все время спрашивала у меня и даже у Машеньки (дочь Анны. - Авт.): может, мне остаться? А та улыбалась и говорила: "Мамочка, ты не едь, не надо".
Уже попрощавшись со всеми и спустившись к машине, которая ее должна была увезти в аэропорт, Анна неожиданно вернулась - она что-то забыла дома.
- Опять всех нас расцеловала и уехала, - говорит мама Анны. - Потом звонила из аэропорта, говорила, что на улице пурга и снег и она не знает, будет ли вылет. А я подумала еще, как было бы хорошо, чтобы Анечка никуда не полетела и вернулась домой.
Прилетев в Москву, Анна отправила маме сообщение на телефон: "Я в Москве", а через полчаса ее не стало.
"НАРКОЗ, ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ ПУСТОТУ НЕ ЛЕЧАТ"
Удивительно, что такая плодотворная и успешная, обладательница многочисленных премий и конкурсов, Анна больше всего гордилась не своими достижениями в литературе, а своей дочкой Машей. Она безумно любила дочь. За три дня до гибели мамы девочке исполнилось три года.
- Аня так целовала ее! - вспоминает Вера Андреевна. - Смотрела на нее, как на божество. А у меня иногда спрашивала: как ты думаешь, мама, она вырастет хорошим человеком?
Сейчас Маше четыре, и ее бабушка Вера, которая всегда помогала Анне с заботами о дочке, мечтает только об одном - чтобы Машенька, когда вырастет, знала, кто ее мама.
|
После смерти Анны Яблонской Вера Андреевна стала реже видеть внучку. Как объяснил нам отец Анны - Григорий Яблонский, всего через месяц после похорон муж Анны привел в дом другую женщину.
Многие знакомые Яблонской говорили о том, что Анна была счастлива в браке. Со своим мужем Артемом они были красивой парой, и Аня говорила, что мечтает родить второго ребенка. Но действительно ли все было гладко?
Вот еще одна запись в дневнике - за 10 дней до смерти: "Наркоз, транквилизаторы, обезболивающее, гормоны пустоту не лечат". О чем это она?
А вот еще запись, и тоже в своем роде предчувствие. "Думаю о том, что я сделала в жизни и что не сделала. Т.е. я не имею в виду мои какие-то достижения (смешно), а вот просто что-то такое, о чем потом можно будет рассказывать в старости. Например, о том, как в молодости я очень боялась старости. Как прыгала с парашютом в 15 лет и как ела ЛСД в 25. О том, как в 19 в припадке любовной лихорадки взяла ножницы и откоцала целую прядь волос и отослала в конверте тому, кому... И как в 21 провела целую ночь в московском обезьяннике (район Красной Пресни) вместе с бомжами и проститутками в первый же мой приезд в столицу - за отсутствие регистрации... И как в 28 в Афинах ночью к нам в дом забрались воры через оставленное мной открытое окно, и мы чудом остались живы и нас даже газом не отравили. И как во время восстания на углу улицы стали громить банк и как ехали по дороге мимо горящих машин, которые могли взорваться любой момент..."
В ОДЕССЕ СТАВЯТ "ЯЗЫЧНИКОВ" ПОД ДРУГИМ НАЗВАНИЕМ
Сегодня в Одессе в рамках проекта "Анна Яблонская. Возвращение" состоится премьера спектакля "Террористы" по последней пьесе Анны Яблонской. У Анны было другое название - "Язычники", пьесу переименовали, чтобы подчеркнуть одну важную мысль: люди по отношению друг к другу террористы, утверждает режиссер Сергей Проскурня.
Это один из первых спектаклей, поставленных на родине. А вот в России талант Яблонской оценили давно. Ее пьесы "Видеокамера", "Выход к морю", "Чтобылобыесли", "Утюги", "Заброшенное радио", "Монодиалоги" ставили на сценах российских театров.
Всего Яблонская успела написать 13 пьес - критики оценивали их очень высоко.
- У меня было такое ощущение, что у нее будет большая судьба и в театре, и в кино,- говорил главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей. - Ее пьеса "Язычники" - настоящее исследование природы человеческой жизни.
Российский театральный критик Павел Руднев так писал о ней: "Драматург Анна Яблонская - это особое имя в русскоязычной новой пьесе. Одесситка по месту проживания, она как человек современный, к счастью, лишена дурного одесситства в стиле письма и мировоззрении… Яблонская - одна из самых важных представительниц женской линии в новой российской драме".