23 ноября
Загрузить еще

Портрет явления: детская гиперактивность или ребенок, которого слишком много

Портрет явления: детская гиперактивность или ребенок, которого слишком много
Фото: Выдержать не в меру активного малыша под силу не каждому взрослому.

Учителя жалуются, что он неуправляем, игнорирует требования соблюдать дисциплину и плохо адаптируется в коллективе. Окружающие, видя в нем неиссякаемый источник конфликтов и неприятностей, считают его плохо воспитанным. А бабушки и дедушки предпочитают любить такого внука на расстоянии, отказываясь брать его на выходные… Сам Петя искренне мечтает стать хорошим и послушным, но это заказанное Деду Морозу желание остается не выполненным.

ЖЕСТКИЕ РАМКИ

Не нужно быть полиглотом, чтобы определить: "гиперактивный" означает "чрезмерно подвижный". Внимание такого ребенка легко привлечь, но сложно удержать. Он легко вовлекается в новую деятельность, но быстро теряет к ней всякий интерес, его действия непродуктивны: не успев толком начать одно дело, он бросает его и принимается за следующее. Его всегда "слишком много": действия слишком энергичны и суетливы, количество движений и слов - безмерно. Он не может спокойно усидеть ни за партой, ни за обеденным столом, ни в автобусе, отвечает на вопросы, не дослушав их до конца, не соблюдает очередности в играх, бесцеремонно вмешивается в чужие дела.

- Нарушения поведения, подобные описанным выше, называют гиперкинетическим расстройством (ГКР) или расстройством с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ). По разным данным до 10% детей в массовых школах имеют нарушения активности и внимания в той или иной степени, - говорит ведущий научный сотрудник отдела медико-социальных проблем терапии Украинского научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии и наркологии МОЗ Украины Яна БИКШАЕВА. – Число детей с нарушениями активности и внимания, которые не могут адаптироваться в школе, растет. В немалой степени это происходит из-за того, что в последние годы жизнь школьников становится все более жестко регламентированной. Мы требуем от ребенка дисциплины и самоконтроля в слишком раннем возрасте. Физиологические возможности ребенка в младших классах не редко не позволяют ему выполнять требования педагогов, сохранять концентрацию в течение всего урока. Ребенок должен иметь возможность переключаться с мыслительной деятельности на физическую, с монотонной на эмоциональную. Современный же ребенок и после 6-7 уроков не отдыхает, а продолжает заниматься умственной работой – уроки, английский и т.д. – причем все это по жесткому графику! К сожалению, современное общество не позволяет детям переключаться: многие родители стараются загрузить ребенка максимально. А чем в более жестких рамках находится ребенок, тем скорее выявляются "краевые" формы расстройства. И если такого ребенка поместить в условия, созданные в наших школах, социальная дезадаптация неизбежна. Если бы такой ребенок находился в более толерантных условиях, он бы был вполне успешным, и мы бы говорили не о расстройстве, а о  том, что по характеру он более шустрый и непоседливый.

ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ НИ ПРИ ЧЕМ!

Однако "толерантные условия" многим нашим детям и не снятся. Не только школа, но уже и детские сады не желают терпеть детские проказы и шалости, полагая, что дети должны быть самостоятельными и заинтересованными в образовательном процессе.

Выполнение этих требований оказывается сверхактивному малышу не под силу: тратя неимоверное количество усилий, он достигает очень скромных результатов. К тому же в школе, дома, на улице его буквально преследуют неприятности. Из-за неспособности освоить разнообразные правила и следовать им, такой ребенок невольно становится нарушителем дисциплины, вызывая неудовольствие окружающих, в первую очередь учителей. В школе не хотят видеть таких учеников, рекомендуя родителям индивидуальную форму обучения. Некоторые медико-педагогические комиссии идут навстречу таким пожеланиям учителей. Детей обвиняют в плохом воспитании, асоциальном поведении и агрессии. Наследием советской психиатрии являются диагнозы несуществующих в цивилизованном мире заболеваний: психоорганический синдром, психопатия, органическое расстройство личности. Однако специалисты утверждают, что подобные выводы не имеют под собой никакой почвы.

- Многочисленные исследования подтверждают, что РДВГ – это нейробиологически и генетически обусловленное расстройство, так что плохое воспитание здесь совершенно ни при чем, - говорит Яна Бикшаева. – Часто родители, приведя ребенка на консультацию, рассказывают, что он слишком агрессивный, путая агрессию и импульсивность, которая, кстати, является одним из основных проявлений РДВГ. Гиперактивный ребенок с проявлением импульсивности не планирует заранее, как он совершит поступок, кто от этого пострадает и как ему можно избежать наказания. Он просто сначала делает, потом думает. Агрессивные же дети как правило целенаправленно планируют нехорошие акты, и уже в соответствии со своим планом начинают действовать, в том числе втягивая и других детей.

ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ САМИ

Гиперактивные дети не нуждаются в специальных учебных заведениях и учебных программах. Учителя всех общеобразовательных школ должны владеть навыками работы с детьми, имеющими нарушения активности и внимания,  должны создавать условия, учитывающие их особые потребности. Например, ребенка с РДВГ не следует садить на последнюю парту или возле окна, ему может быть позволено вставать и ходить во время урока. Учитель должен владеть навыками повышения эффективности управления поведением ребенка, должен контролировать, чтобы учащийся не уходил из школы без записанного домашнего задания, преподаватель должен знать, как активировать внимание школьника при выполнении длительного и монотонного контрольного задания.

Психиатры советуют обращать внимание на поведение ребенка с РДВГ как можно раньше. В противном случае с течением времени ребенок наработает неправильные формы поведения и в средней и старшей школе к РДВГ присоединятся еще и поведенческие нарушения, которых, возможно, изначально и не было.

- Для любой массовой школы поведенческие нарушения являются противопоказанием, - говорит Бикшаева. – Сам РДВГ не является основанием для вывода ребенка из школы на индивидуальное обучение, но если учитель сможет доказать, что ребенок является агрессивным и социально опасным, его вполне могут из школы исключить. Между тем РДВГ лечится хорошо. Дети с этим расстройством имеют сохранный интеллект и хорошую речь, социально адаптивны. Стоит только взрослым чуть-чуть вмешаться, направив их поведение в правильное русло, и такие дети станут достойными членами нашего общества.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Для начала можно обратиться к психологу

- Для начала я бы посоветовала родителям гиперактивного ребенка обратиться к психологу, который проведет первичную диагностику, используя специальные скрининговые шкалы, - говорит Яна Бикшаева. - Существуют варианты шкалы, учитывающие возраст и пол ребенка, есть шкалы для родителей, учителей и самооценки. И если окажется, что некоторые показатели зашкаливают, это должно стать для родителей весомым аргументом в пользу того, что им все же стоит обратиться к психиатру.

СПРАВКА "КП"

РДВГ – это расстройство, характеризующееся дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Распространенность РДВГ среди детей школьного возраста составляет 3-10%, причем у мальчиков расстройство встречается в 3-9 раз чаще, чем у девочек. У 30-50% пациентов основные симптомы расстройства сохраняются в подростковом возрасте и наблюдаются у взрослых. Около половины родителей, у которых было РДВГ, имеют детей с этим нарушением.

КОМПЕТЕНТНО

"Наказание не приводит к ожидаемому результату"

О том, как можно помочь гиперактивным детям, "Комсомолка" спросила главного детского психиатра Минздрава Украины Игоря МАРЦЕНКОВСКОГО.

- Игорь Анатольевич, правда ли, что дети с ГКР не просто не послушны, но и в силу болезненных проявлений не в состоянии соответствовать ожиданиям родителей и педагогов?

- Да, это так. То, что мы называем непослушанием, неуважением ко взрослым или агрессивностью на самом деле нередко является проявлением импульсивности, слабости волевого контроля над своими эмоциями. Дети с РДВГ нередко сначала  что-то делают, а уже потом оценивают последствия своих поступков. Многие дети в классе за глаза называли учительницу дурой, но кто ей об этом сказал? Кто воплотил общую идею прибить сумку педагога гвоздями к столу? Кто влез на брошенную в коридоре лестницу и упал? Ощутив побуждение к действию, мы обычно мысленно оцениваем его полезность для нас, сложность, опасность, возможные последствия. И в зависимости от сделанных выводов либо действуем, либо нет. У импульсивного ребенка все не так, и это создает в его жизни множество проблем. Более того: в связи с тем, что ребенок с ГКР не может четко представить последствия своего поведения, его очень легко подтолкнуть к глупой выходке. Этим часто пользуются сверстники, толкая таких детей на различные авантюры и асоциальные действия.

- Нередко родители даже гордятся сверхактивностью своего малыша. Непредсказуемый "Петя Пяточкин" - замечательный ребенок, которого не нужно лечить, ведь он и так всем хорош!

- Родители гиперактивного ребенка редко имеют повод для гордости. Учителя ругают, утверждая, что родители не занимаются его воспитанием. Сверстники также нередко настроены к таким детям недоброжелательно. Гиперактивный ребенок – это, нередко, потенциальный козел отпущения в учебном коллективе, причем нередко команду "фас" дают учителя. Кто сорвал урок? Пяточкин. Кто обидел девочку? Пяточкин. Поэтому ты, Вася, когда дал в глаз Пяточкину, сделал очень правильно – молодец!

- Какую роль в проявлении РДВГ играет школа?

- Если представить себе воображаемую страну, где, например, можно было бы слушать учителя, вися вниз головой, то у детей этой страны не было бы РДВГ. В украинской школе так себя вести ребенку не дадут, отсюда и расстройства. Основная проблема таких детей – социальная адаптация. Хорошо, если родители нашли школу, где ребенок чувствует себя комфортно, но ведь есть немало детей, которые не могут адаптироваться ни в какой школе!

Кстати, отмечу, что в расстройстве с дефицитом внимания гиперактивность является самой малозначимой проблемой - с возрастом она уменьшается, а, значит, ее можно пережить. Гораздо более значимая проблема – невнимательность. Она влияет на школьную успеваемость, на возможность усваивать предметы. Многие родители видят выход в наказании, однако эффективность таких мер не просто крайне низка, но и приводит к противоположным результатам. Еще более печально, если ребенка начинают пичкать лекарствами для улучшения памяти. Разнообразные нейрометаболические препараты, выпускаемые фармпромышленностью России и Украины назначаются таким детям совершенно необоснованно. Не существует никаких научных доказательств их эффективности.

Сегодня ни система образования, ни система здравоохранения не готовы решать проблемы детей с РДВГ. Мы не готовы ни правильно их распознавать, ни правильно к ним относиться, у нас нет ничего, чтобы помочь таким детям. Нередко приходиться слышать, что прежде чем что-то делать, надо проводить какие-то исследования. Спешу разочаровать: никаких исследований проводить не надо! Психотерапевтические вмешательства хорошо разработаны, используются во многих странах, поэтому не надо изобретать велосипед. Очень плохо обстоят дела и с лекарственным обеспечением детей с РДВГ. Украина является уникальной страной, где из десятка лекарств, используемых для лечения детей во всем мире, у нас нет ничего. Причины недоступности психостимуляторов в Украине называются разные, но они вряд ли заслуживают внимания: очевидно, что лекарства должны быть доступны детям, которые в них нуждаются.

- Как могут помочь в такой ситуации своему ребенку родители?

- Самое удобное решение для школы – вывести ребенка из общеобразовательного класса и перевести его на индивидуальное обучение, и родители должны сказать таким попыткам твердое "нет"! Родители детей с РДВГ должны твердо знать, что не виноваты в поведении ребенка и что таким детям, как и всем остальным, должны быть обеспечены условия для получения среднего образования.

- У нас получилось, что в неадекватном поведении не виноват ни ребенок, ни его родители. Но все же должна быть какая-то грань. Возвращаясь к началу нашего разговора, если 6-летний ребенок говорит учительнице, что она дура, возможно, он в этом не виноват. Но если такое же говорит 16-летний подросток, вряд ли можно говорить о "невиновности" - все же в таком возрасте пора и соображать. Так где же проходит эта грань? Она возрастная или какая-то другая?

- Если взрослый человек осознает, что он делает недостойные вещи, но все же делает их, значит, он виноват. Если человек отдает отчет в своих действиях, но не может руководить ими, он ограниченно ответственен за свои поступки. В данном случае проблема в другом: нередко наказание не приводит к ожидаемому результату. Например, подросток совершил какой-то проступок, и его за это вышвырнули из школы. В результате вся его активность переместилась на пришкольную территорию, он снова что-то натворил. Его отправили в колонию. Но он же выйдет из колонии, ведь за кражу или драку ему пожизненный срок не дадут! И вряд ли его поведение изменится в лучшую сторону.  Поэтому я бы отвлекся от оценок "виноват – не виноват". Проблема в том, что с этим нужно что-то делать, потому что решить вопрос наказаниями невозможно! Но наше общество предпочитает расходовать миллионы на пенитенциарные затраты, вместо того, чтобы потратить в сотни раз меньше на профилактику поведенческих нарушений у детей с РДВГ. Согласитесь: проще и гуманнее было бы помочь этим детям в младшем школьном возрасте, чем спустя 10 лет думать, что делать с подростками, которые из них выросли.

Петя Пяточкин - неиссякаемый источник энергии и... неприятностей.

История 1. Активный малыш

- Воспитательница в детском саду постоянно жалуется, - рассказывает мама 4-летней Алины. - И если сначала мне говорили о том, что Алина очень подвижная, потом – что мы ее плохо воспитываем и она не умеет себя вести, то сейчас мне намекают, что дочка не совсем нормальная и советуют обратиться к психиатру. Но я не вижу таких страшных проблем, чтобы ребенка нужно было показывать психиатру! Выход один – посидим до школы дома.

Комментарий специалиста:

- Родителям кажется, что главная проблема заключается в том, что ребенок очень активный, но на самом деле это не так, - говорит Игорь Марценковский. – Наше общество достаточно толерантно относится к дошкольникам и родители слишком шустрых детей не торопятся к психиатру, рассуждая, что если поведение ребенка не выдерживают в садике, можно обойтись и без садика. Правда, когда приходит время идти в школу, оказывается, что ребенок не в состоянии не то, что усидеть – устоять на месте и буквально сносит все окружающее. Следует помнить, что тяжелые проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста могут свидетельствовать о тяжелом инвалидизирующем расстройстве из спектра аутизма. Советую родителям обратиться к детскому психиатру именно для того, чтобы не пропустить это расстройство, которое требует очень раннего вмешательства. Не надо бояться, что ребенка начнут пичкать психотропными лекарствами: детям до 5 лет не назначают медикаментозное лечение. Скорее всего, это будут специальные формы психотерапии либо корреляционные занятия.

История 2. Невыносимый подросток

- Уже несколько лет я только и слышу о том, что мой сын невыносим, - рассказывает мама 12-летнего Андрея. – Так устала от этого, что перестала ходить в школу даже на собрания. Правда, это мало помогает – классный руководитель звонит с жалобами по два-три раза в неделю: говорит, что сын неусидчивый, постоянно хамит, огрызается и срывает уроки. А недавно сказала, что Андрей влез на парту и оплевал весь потолок! Ну это уже ни в какие ворота не лезет – не могу в это поверить! Думаю, что это сделал кто-то другой, а на сына свалили! Андрей помогает мне по дому, убирает в своей комнате, и я бы не сказала, что он не может усидеть на месте, как об этом говорит классный руководитель: за компьютером может тихо просидеть и два, и три часа – и не слышно его, и не видно!

Комментарий специалиста:

- Если родители говорят о том, что ребенок в детском коллективе ведет себя идеально, а дома все сносит, это, скорее всего, проявление психологических или поведенческих нарушений, связанных с ситуацией в семье. Если же ребенок дома ведет себя хорошо, а в школе на него каждый день жалуются – это и есть проявление РДВГ, - говорит Яна Бикшаева. – Еще один момент: гиперактивные дети за компьютером могут вести себя совершенно упорядоченно. Выполняя виды деятельности, которые приносят ему моральное удовлетворение, гиперактивный ребенок способен быть усидчивым и внимательным довольно долго. И если педагог достаточно компетентен, он сможет заинтересовать ребенка материалом, чтобы тот не засыпал на уроке, а был вовлечен в процесс. Такому ребенку в течение урока нужно постоянно давать возможность "включаться" в новые виды деятельности - то есть учитель должен вести не монолог, а диалог с детьми, чтобы кора головного мозга активизировалась. Существуют и другие эффективные терапевтические способы помощи таким детям.

История 3. Импульсивный старшеклассник

- Сын достаточно вспыльчивый – может сгоряча наговорить неприятные вещи, - говорит мама 16-летнего Антона. – Его очень легко спровоцировать на конфликт, и из-за этого – постоянные проблемы. Перед новым годом даже позвонили из лицея, пообещав его отчислить за хамство! Но Антон очень добрый, он просто не способен никого обидеть. На мой взгляд, это обычное проявление подростковой несдержанности, и, возможно, учителям самим следовало бы себя вести немного спокойнее. Успеваемость у сына за последний год упала. Вроде бы и учится, но невнимательный какой-то, рассеянный. Мне кажется, это именно из-за нервной и нездоровой обстановки в классе.

Комментарий специалиста:

- У ребенка с дефицитом внимания к 16-17 годам гиперактивность, как правило, уменьшается, на первое место выходят проблемы, связанные с невнимательностью и импульсивностью - разъясняет Игорь Марценковский. – Таких детей действительно очень легко спровоцировать на любое действие, вовлечь в нехорошую историю, а, кроме того, они часто становятся зависимыми от алкоголя, табакокурения и наркотиков. При лечении таких подростков эффективна медикаментозная терапия. Существует специальный класс препаратов, который применяется с 60-х годов прошлого века и имеет высокую эффективность во всех странах мира. Зачастую проблема решается в течение недели после начала приема лекарств.

В ТЕМУ

Характеристика ребенка с РДВГ

Проявление невнимательности

  • не способен сосредоточиться даже на интересном для себя занятии,
  • не реагирует на обращение и не слушает, что ему говорят,
  • с энтузиазмом берется за дело, но почти никогда его не заканчивает,
  • часто теряет вещи,
  • уклоняется от деятельности, требующей длительного умственного напряжения,
  • легко отвлекается посторонним шумом,
  • забывчив в повседневной деятельности.

 

Проявление гиперактивности

  • не может спокойно усидеть на месте,
  • резко поднимается с места и быстро бежит,
  • бегает или карабкается в ситуациях, когда это неуместно,
  • избегает "тихих" занятий,
  • находится в непрерывном движении.

 

Проявления импульсивности

  • выкрикивает на уроке с места,
  • чрезмерно говорлив, со взрослыми фамильярен,
  • не способен дождаться своей очереди,
  • имеет привычку отвечать до того, как ему зададут вопрос,
  • часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает собеседника.

 

СОВЕТ "КП"

Как вести себя с ребенком с РДВГ:

Хвалить при каждом успехе.

Избегать частого повторения слов "нет" и "нельзя".

Говорить сдержанно и спокойно.

Избегать негативных эмоциональных реакций.

Следить за соблюдением четкого распорядка дня.

Оберегать ребенка от переутомления.

Напоминать о последствиях поступков.

Использовать физические упражнения для снятия напряжения.

Не читать нотации, "объяснения" устраивать один на один.

Заменить вопрос "Зачем ты это сделал?" на вопрос "Как ты думаешь, почему это произошло?".

Научить ребенка стратегии решения проблем: обнаружение проблемы, пути ее решения, взвешивание всех "за" и "против".