Уже много веков легендарная плащаница не дает покоя исследователям. Является ли она подлинным полотном, в которое было завернуто тело Христа, или это средневековая подделка? Четкого ответа до сих пор нет. Напротив, каждое новое изучение святыни порождает новые вопросы.
В надежде разобраться в этой наитруднейшей проблеме Национальное агентство по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию Италии (Enea) опубликовало доклад о пяти годах исследований Туринской плащаницы, пишет
"Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, - сообщает в докладе, - обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях, невозможно повторить, а значит, и фальсифицировать изображения на плащанице. Но это также не позволяет сформулировать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка. Сегодня наука не в состоянии объяснить, каким образом на Плащанице образовался отпечаток тела". Было лишь учтановлено, что тело находилось на полотне как будто бы не более двух дней.
Но происхождение отпечатка на Плащанице - это и есть главная тайна. И она остается нераскрытой. Поэтому не ясно, откуда у ученых берется столько уверенности, чтобы утверждать о решении вековой загадки. Тем более, что остается масса вопросов. Так, например, установлено: под каплями крови нет изображения. Значит, следы крови появились на ткани до появления изображения, которое каким-то образом сформировалось позднее? Далее - все кровяные пятна имеют четкие очертания. Значит ли это, что тело не снималось с простыни? И почему на ткани отсутствуют следы разложения, которые обычно проявляются спустя 40 часов после смерти?
Плащаница ждет новые и, может быть, более совершенные технологические способы исследования.
КСТАТИ
Может, Плащаницу создал итальянский художник?
Легендарный кусок ткани - не оригинал и не фальшивка, а художественное произведение Джотто ди Бондоне - знаменитого итальянского мастера эпохи раннего Возрождения. Такое мнение высказал историк и реставратор из Венеции Лучано Бузо еще летом этого года.
- Я нашел подпись Джотто ди Бондоне, сделанную сепией (светло-коричневое красящее вещество. - Ред.) в цвет ткани, а также цифры 15, - рассказывает он в интервью The Daily Telegraph telegraph. - Скорее всего, это число указывает на 1315 год - дату, когда художник получил заказ на создание точной копии святой реликвии. Эта дата не противоречит результатам современных радиоуглеродных испытаний, показавших, что легендарное полотно появилась в начале ХIV века. Саму же подпись не находили ранее потому, что художник ее скрыл в изображении лица и рук Христа. И выполнена она была сложными мазками, которые почти невидимы невооруженным глазом.
Но где же был оригинал? По словам реставратора, полотно, в которое завернули тело Христова, существовало. Но, по одной из версий, оно от времени истлело. По-второй, возможно, было просто сожжено после того, как художник изготовил копию. Не вызывает вопросов и сама кандидатура для исполнения столь важной миссии: Джотто ди Бондоне являлся одним из самых известных и способных художников Средневековья. Поэтому церковь и доверила ему это почетное поручение.