"КТО ЗНАЕТ, как плетут лапти?" - "Откуда же знать?" А ведь сто лет назад в каждой русской деревне жили мастера по изготовлению лаптей. В нашем селе я застал одного - Галактиона Матвеевича (все звали его просто Лактюха). Жил он прямо против нашего двора, я часто ходил поглядеть, как работает мастер. "Васёк, хочешь, сплету лапотки маленькие для тебя?" - говорил дед. Я тряс головою: "Не хочу! В лаптях ходят только старухи". - "Ну, ладно, не хочешь - ходи в сандалиях". Дед мочил в воде липовое лыко и принимался за дело. В руках у него был кочатыг (кривой ножик), другой нож (обрезать лыко) лежал рядом. К вечеру готов был один лапоть, а на другой день - еще один.
"Раньше мужики и бабы ходили в лаптях, теперь подавай им сапоги и полусапожки, - добродушно ворчал дед Лактюха. - Обувка моя что надо - месяц носи, а потом новые сделаю…"
Вот эти сапоги из лыка, конечно, никто не носил, какой-то мастер сработал их из-за любви к своему делу. Обнаружил я эти лыковые сапоги в маленьком музее Башкирии и с большим удовольствием снял.
|
БЫЛО ВРЕМЯ, когда не знали пластмассы - всё делали из дерева: ложки, прялки, люльки, грабли, лопаты, тачки, телеги, мельницы, бочки, табуретки, рамы для окон, кровати, двери, полы, полки, лыжи, вилы, мосты, колеса, лодки, ведра, игрушки, гребенки, лестницы, ткацкие станы, блюда, плошки и чашки. Из лыка плели лапти и пестери (заплечные мешки для сбора грибов и ягод), из бересты делали туеса - посуду для сметаны и муки. Загляните в музей в лесной зоне севера - все это увидите.
В таежном поселении Лыковых я увидел старинные (времен царя Петра) изделия. Лыко нечасто шло в дело - обувку шили из бересты (более прочный материал) и маленькие туеса делали для походного хранения кедровых орехов и шишек, для хранения сушеной картошки ("чипсов"), рыбы, квашеных грибов и свежих ягод. Из дерева была собрана хижина, ткацкий стан, сделаны ступа, стол, деревянные чашки, ложки, корыта, ловушки для борьбы с мышами и "морды" для ловли рыбы…
|
ГДЕ ЛЕСОВ было мало, в ход шла солома. На Украине я видел в музее старые ульи из соломы. А в Венгрии местный охотник показал мне большие рога оленя, но больше всего он сам гордился посудой, которую делал его дед. И я увидел эти изделия из плотно скрученной соломы и "ремешков" коры какого-то растения. Посуда имела вид больших шаров для хранения зерна. Изделия, пережившие век двух поколений людей и готовые пережить еще много-много лет, - так удачно они были сделаны.
А в Африке я в первый раз услышал слово "калебас". Что это такое? Мне показали изящную, легкую, очень прочную оболочку тыквы-горянки. Ее африканцы используют для хранения молока и воды. А туристы из Европы и Америки охотно покупают эту экзотику на память об Африке. Я тоже купил себе изящный, с узким горлышком калебас. Он никогда не ржавеет, никакой порче не подвержен и очень живописен. "Это что у вас?" - спрашивают гости. Я отвечаю: "Это калебас, сделанный в Африке".
А во Вьетнаме и в Китае поражают изделия из бамбука (это не дерево, а злак, вырастающий толщиною с большое бревно). Из него можно сделать "сто разных" вещей, в том числе строительные конструкции, известные у нас лыжные палки, мебель, плоты для сплава по рекам тонущих тропических бревен и много изделий, включая девичьи головные уборы и зубочистки.
|
Надо еще вспомнить - бамбук очень быстро растет. В древнем Китае грабителей казнили "экзотическим" способом. Разбойника клали на землю спиной вниз и, чтобы он не мог шевелиться, привязывали. Через двое суток осужденный погибал, пронзенный стрелами молодого бамбука.
ПОСЛЕДНИЙ мастер "самой дешевой обувки", как он сам говорил, умер перед войной. Помню некрашеный гроб перед входом в избу, где толпились старушки в черных платках. "Ушел от нас хороший человек…" В открытую дверь было видно: висят в сенях на гвозде никому не нужные теперь лапти…
В войну получила спрос обувка из старых солдатских шинелей - на швейных машинках стеганные "бурки", на которые надевались калоши из автомобильной резины…
А последнего "лапотника" я встретил в городке Касимове на Оке. Тут жил знаменитый краевед, я к нему приехал, чтобы вместе пойти на ярмарку. Тут еще продавались новые телеги, бочки, корыта, косы, грабли, деревянные лопаты, хомуты и пчелиный воск…
|
"Но лапотника уже не встретишь?" - "Почему, - ответил мой краевед. - Сейчас мы его отыщем… Вот он! Прошу любить и жаловать… Анисим Макарович, плетешь старинную обувку?" - "Да, по-прежнему деру липку. Но берут только приезжие туристы…"
Мы с Анисимом Макаровичем поговорили о давно минувшем времени, когда много было на Мещёре дегтярников, углежогов, колодежников, смолокуров, тележников, лапотников.
Правда, местные мужики с Мещёры уходили на промысел в Москву, в Петербург, дошли даже до Австралии. Прозвищем лесному мужику было всем известное: "Рязань косопузая". У него за поясом всегда был топор. Рязанцы строили в больших городах дома, первоначальный Мавзолей в Москве был деревянный, построенный рязанскими мастерами. Красную площадь мостили тоже мещерские мастера… Землю эти мужики не обрабатывали - хозяйство вели женщины, мужики являлись на уборку лугов у Оки…
Хорошо поговорили мы с Анисимом Макаровичем - о лаптях и сапогах, о том, что в Касимов можно будет проехать из Рязани не только рекой. "Заходи, если случится оказаться в Касимове или в Елатьме, - подарю фирменные лапти на память".
Фото автора.