Художник родился 12 октября 1881 года, но юбилейную выставку его 30 картин, созданных в Полтаве, откроют 9 декабря. В местном художественном музее принято выставлять фондовые сбережения в конце года. К слову, подобной коллекции работ Ивана Мясоедова нет ни в одном городе Украины и даже России. Лишь в Лихтенштейне есть музей Мясоедова, общество его имени и фонд. Но с Полтавой художник связан не только картинами. На окраине города до сих пор стоит его двухэтажный особняк, на нем - мемориальная доска. А жители улицы Мясоедова не устают пересказывать о "Ваньке" легенды, услышанные от старожилов.
ДО 17 ЛЕТ НЕ ЗНАЛ, ЧТО ЕГО РОДИЛА НЯНЯ
Тихий уголок Полтавы, в народе называемый Павленками, в конце XIX века был обычным селом. Именно здесь и купил несколько гектаров земли и домик известный художник-передвижник Григорий Мясоедов. Когда семья переехала из Харькова в Полтаву, Ване исполнилось 8 лет.
Мальчик родился вне брака. Григорий сразу хотел отказаться от малыша, но потом придумал историю о подкидыше и официально его усыновил. А мать Вани - 19-летнюю Ксению Иванову, студентку-художницу, от сына отстранил. Она была Ване кем угодно - нянькой, кухаркой… Но только не мамой.
Григорий сына не баловал. Мясоедов-старший вообще был жестким и грубым. Не удивительно, что именно с него Репин писал Ивана Грозного.
Когда Ивану исполнилось 17 лет, скоропостижно умерла его мать Ксения, и Григорий решился рассказать сыну тайну его рождения. Ваня был в шоке и в знак протеста поселился во флигеле. Отношения с отцом после этого разладились.
|
Тем не менее Иван пошел по стопам отца. Закончил художественную школу в Полтаве, учился в знаменитом Московском училище живописи. Даже получил премию Куинджи. Но живопись была не единственной его страстью.
Однажды в Полтаву приехал цирк. Ивана до того пленили силачи, что он наводнил отцовскую усадьбу гирями и штангами, а вскоре и сам стал силачом. Двухметровый детина мог скрутить кочергу в узел или одним ударом руки уложить быка. А на Всероссийском чемпионате по тяжелой атлетике толкнул 110-килограммовую штангу и стал первым.
Вскоре страсть Мясоедова к спорту, красоте тела перекочевала и на его полотна. Во дворе Иван устроил так называемый "Сад богов". Раздевшись донага, молодежь позировала молодому художнику. Любопытные соседи подсматривали за происходящим сквозь щели забора, а отец прежде, чем посетить сына, посылал к нему гонца, чтобы "боги" успели одеться.
|
ЧТОБЫ ЖЕНИТЬСЯ, УСТРОИЛ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
- Во время гастролей итальянского цирка в Питере он познакомился со своей будущей женой, - рассказывает Николай Тищук, который собирает рассказы старожилов о семье художников. - 16-летняя гимнастка Мальвина Верничи, дочь директора цирка, с первого взгляда запала ему в душу. Но на ухаживания красавца девушка не реагировала, думала только о карьере. И тогда Мясоедов подкупил работников цирка, чтобы те подстроили падение гимнастки. Мальвина получила незначительные травмы, но врач (по просьбе Мясоедова) убедил ее в обратном и уговорил бросить цирк.
Иван долгое время не появлялся в больнице, дав возможность Мальвине подумать. А когда пришел с огромным букетом и официальным предложением руки и сердца, она уже была готова стать его женой.
Невесту он привез в Полтаву. И на землях, доставшихся от отца, начал строить двухэтажный особняк в итальянском стиле. Но перед этим устроил две выставки работ отца с распродажей. В газетах тогда писали, что художник выручил 7 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги.
|
РАЗБОГАТЕЛ В РАЗРУХУ
Уже 85 лет в доме Мясоедова располагается обсерватория. Видно, что здание строили на века: добротные дубовые двери, деревянная лестница, огромные подвалы - все сохранилось.
- В стенах были специальные ниши и своеобразная шахта лифта, по которой можно было спуститься в подвал, - рассказывает директор обсерватории Валентин Булацен. - Старожилы уверяли, что в подвале якобы хранился "клад" - оборудование для изготовления фальшивых денег. Некоторые исследователи считают, что именно в Полтаве Мясоедов начал рисовать деньги в трудные дореволюционные времена. Правда, прямых доказательств этому не найдено. Есть лишь один факт: когда Мясоедов бежал из города, на его счету было 200 тысяч рублей. Такие деньги на картинах в период инфляции не заработаешь.
- Соседи догадывались, что Иван что-то нечистое затеял. Вокруг разруха, голод, а к его дому продукты доставляют возами, - вспоминает рассказы старожилов Николай Тищук. - Хотя Иван был не жадным, часто давал местным ребятишкам деньги на сладости.
Ходили слухи, что на Мясоедова за изготовление фальшивок донесли, но доказать так ничего и не смогли. Художник быстро переделал свой подвал под винодельню. Вскоре, в 1919 году, покинул город с армией Деникина, а через два года - и страну.
ТЮРЬМА СДЕЛАЛА ЕГО СТАРИКОМ
Жизнь в Германии тоже была нелегкой, и Иван снова взялся за старое. В итоге его дважды судили за изготовление фальшивых фунтов. Из заключения, хоть и недлительного, Де-Красац вернулся уже седобородым стариком.
С приходом к власти Гитлера он с женой и дочерью по поддельным паспортам на фамилию Зотовы едут в Ригу, а потом в Лихтенштейн.
В маленьком государстве весьма положительно относились к талантливому художнику Евгению Зотову, он удостоился чести рисовать князя и семью, выпустил марки об истории Лихтенштейна, оформлял храмы, проводил выставки. Но и тут успел набедокурить - попался не только на изготовлении фальшивых денег, но и документов.
Паспорта себе и жене он умело нарисовал сам. Засылать в тюрьму Зотова в третий раз не стали, но посоветовали по-тихому покинуть страну.
На новом месте, в столице Аргентины, всего через три месяца после переезда Мясоедов умер от рака печени. Ему было 72 года. Его жена Мальвина прожила еще 20 лет и даже приезжала в Полтаву в поисках картин мужа, но так ничего и не нашла…
Фото автора и из альбома работ Мясоедова, изданного в Лихтенштейне.
КОМПЕТЕНТНО
"Ни одна из утерянных картин не всплыла"
Художественное наследие Ивана Мясоедова впечатляет: за 70 лет он нарисовал около 4 тысяч картин.
- После Мясоедова никто так не показывал античный мир, - говорит замдиректора по научной части Полтавского художественного музея Светлана Бочарова. - Полтавский период жизни был, пожалуй, самым плодотворным. Чего только стоят огромные 5-метровые полотна "Поход аргонавтов", "Бой с кентаврами", "Отдых амазонок", "Вакханалия"…
Эмигрировав, художник все бросил в доме. Его работы в музей передал Комитет по охране памятников старины искусства и природы на Полтавщине. Трудно сказать, сколько их было. До наших дней уцелели лишь 30 картин, в основном это портреты и эскизы. В годы войны музей неоднократно горел, также известно, что многие музейные экспонаты немцы паковали в коробки и увозили. Но ни одна из утерянных работ Мясоедова-младшего так и не всплыла.