25 ноября
Загрузить еще

Новый закон о высшем образовании: "за" и "против"

Новый закон о высшем образовании:
Фото: К следующему 1 сентября вузам обещают новые правила жизни, а студентам - высокую стипендию.

Изменить правила, по которым украинцы получают высшее образование, в стране планируют последние лет десять. Сейчас в парламент наконец-то внесен законопроект, который предлагает принять Кабмин. Его обсуждали и в рабочей группе в Кабмине, на съезде учителей, в вузах, много споров он вызвал и среди студентов. Теперь, по словам создателей, потенциальный закон был доработан и учитывает замечания и критику всех заинтересованных сторон. 

Когда законопроекту присвоят регистрационный номер, депутаты настроены принять его в первом чтении как срочный и неотложный. Это должно произойти уже на следующей неделе. Планируется, что следующий учебный год 2012-2013 страна начнет уже с новым законом о высшем образовании. 

Мы попросили высказать свое мнение относительно нового законопроекта людей, которые имеют непосредственное отношение и к созданию законов, и к образовательной системе Украины. 

ПОДРОБНОСТИ 

Что еще предлагается изменить? 

- Все вузы, кроме военных, должны подчиняться Министерству образования - норма, на которой сломали множество копий. А тем временем, пока законопроект обсуждали, она уже принята отдельным решением Кабмина. 

- Упраздняется степень специалиста, остаются бакалавр - магистр - доктор философии и доктор наук. При этом продолжительность учебы на каждом из этих уровней увеличится. 

- Вузам предлагают дать право зарабатывать и пользоваться этими деньгами, вести хозяйственную деятельность, например сдавать помещения в аренду, то есть право на финансовую самостоятельность. Это было одним из главных предложений. Правда, доживет ли норма до последнего варианта закона, неясно. 

- За плагиат, то есть списанные или выкачанные из Интернета курсовые, дипломы, предлагают ввести суровое наказание. Вплоть до отчисления. 

- Классификация вузов меняется. Есть два подхода: по количественным и качественным показателям. В законопроекте остался качественный показатель (количество педсоветов, специальностей, направлений). По нему вузы будут делиться на университет, академию, колледж и профессиональный колледж. 

МНЕНИЕ "ЗА"

 

Народный депутат, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования Максим ЛУЦКИЙ:  "Мы предлагаем повысить стипендию и узаконить авторитет средней школы"

- Первый плюс этого закона в том, что он есть. Мы его столько лет ждем! После непростых обсуждений подготовлен документ, в котором мы учли альтернативные точки зрения. После съезда учителей заседала рабочая группа, членом которой я был. Мы сняли все конфликтные вопросы: это касалось коэффициента инфляции при повышении платы за обучение, сняли количественные показатели при определении, что такое университет, академия и так далее, расширили автономию для высших учебных заведений, узаконили тестирование. Учли роль аттестата об окончании средней школы не в том формате, как раньше, теперь это фактически одна треть - 200 баллов. 

- Размер стипендий увеличат? 

- Да, это самая революционная норма. Уровень стипендий будет приравнен к минимальной заработной плате. 

- Плата за обучение не будет меняться?

- Будет, но не по какой-то неизвестной формуле. Мы предлагаем узаконить, что плата может повышаться не более чем раз в год, на уровень инфляции, который дает Минстат.

- Все вузы теперь должны подчиняться Мин­образования. Этим, считают многие, уменьшается их автономия... 

- Я считаю, вузы должны подчиняться только Министерству образования. Не может вуз по всем программам и нормативам подчиняться одному центральному органу исполнительной власти, а его руководитель - другому. Иначе руководитель вуза делает что хочет: где его ответственность, если он не подчиняется этому министерству и министру? Никакой другой цели в этом нет. 

- Говорят, в новом проекте заложено, что часть учебной программы студенты смогут выбирать сами? 

- Я против того, чтобы студенты сами выбирали дисциплины. Есть четкие нормы - минимальный набор предметов и часов преподавания. В законе есть норма о свободном выборе предметов, но решение должно приниматься вузами, они сами смогут определять программы. 

- Вы говорите, этот закон адаптирует систему образования к Болонскому процессу. Какими нормами? 

- Например, о дополнении к диплому европейского образца. Раньше были четко указаны нормы - академические часы, например, сегодня эти нормативы сняты. Что такое Болонский процесс? Это унификация систем. Вы приехали в другую страну, там открыли ваш диплом, посмотрели количество часов, и вы подтвердили свои знания. Еврокомиссия сделала вывод, что наш законопроект отвечает нормам европейского законодательства. 

- Для средней школы что-то меняется? 

- Важно, что в нем мы не потеряли, а узаконили авторитет средней школы. Имею в виду 200 баллов за аттестат. Система поступления только по результатам тестирования не покажет всех знаний абитуриента. Особенно это чувствуют технические вузы после первой сессии. Наша школа перестала называться общеобразовательной, в ней натаскивают на тесты, и выпускник игнорирует другие предметы. 

- Вы этим законом удовлетворены на 100%?

- Не бывает идеального закона. Между первым и вторым чтением будет еще тысяча поправок от народных депутатов… Ведь документ стратегически важный, определяет направление развития образования на 10-20 лет вперед. Он такой, который нас удовлетворяет в первом чтении. А дальше мы должны еще многое обсудить. 

МНЕНИЕ "ПРОТИВ"

 

Глава Центра образовательного мониторинга, экс-замминистра образования Павел ПОЛЯНСКИЙ:  "Это топтание на месте, а то и шаг назад"

- К новому, так называемому "министерскому", законопроекту много вопросов. И первый - сам способ, которым протаскивают этот проект закона. Его последнюю редакцию никто не видел! Но будем полагать, что особенных изменений не произошло. Перечислю основные вопросы к проекту. В нем увеличиваются полномочия Минобразования, выстраивается жесткая вертикаль в управлении вузами, а расширения автономии вузов, которое декларируется, на самом деле не происходит. Документ же назвали "Закон о Министерстве образования", а не о высшем образовании.

В нем не предусмотрены обмены студентами и преподавателями между университетами как в пределах Украины, так и с зарубежными вузами. А ведь основной принцип Болонской системы - мобильность! Студент должен быть привязан только к специальности, он может учиться сначала в Киеве, потом во Львове, а потом в Кембридже. 

Сохраняются остатки советской системы. Бакалавриат не считают высшим образованием, и поступать в магистратуру бакалавр может не на любую специальность, а только по своему профилю. Хотя в европейских и американских вузах магистратура не зависит от того, что изучал на бакалавриате. 

Важный момент - то, что предлагают упразднить систему поступления только на основании тестов ВНО. Предусмотрено еще и начисление до 200 баллов за аттестат о среднем образовании. Это огромный минус! Баллы за аттестат составят до трети баллов для поступления. А как делают эти 200 баллов, мы уже видели: как переписываются журналы, покупаются оценки… Нельзя! Ведь тестирование проводят не те, кто учит в школе, там универсальные процедуры и подходы. 

В проекте закона предлагают преференции до 20 баллов тем, кто заканчивает подготовительное отделение в вузе, за деньги. Я считаю это скрытой формой взятки. 

Очень мало в законе о том, какие финансовые ресурсы и вообще как распоряжаться деньгами смогут вузы. Мало о том, как развивать науку в вузах. Университет не может осуществлять образовательную деятельность и не осуществлять научную! 

Резюме: в той редакции закона, которую я видел, есть шаг вперед… Но по сравнению с тем, что могло быть создано, это топтание на месте, а по некоторым пунктам и шаг, и два назад. Когда разрабатывается такой законопроект, он пишется "на вырост", не на вчера или сегодня, а на завтра. А там что мы видим? Жесткую административную модель командования вузами, чтобы ходили строем. Мне будет жаль, если его примут. 

Фото Антона ЛУЩИКА и с сайта newvv.net.