Загрузить еще
back icon

Когда cлишком много мачо, дамы влюбляются в "ботаников"

Когда cлишком много мачо, дамы влюбляются в
Фото: Неотразимые самцы в цене, когда их мало.

  Как правило, в схватках за самку у животных побеждает самый агрессивный и сильный самец. Если речь идёт о социальных животных, то в группе обязательно будет доминантный самец, спаривающийся с кем его душе угодно, и более робкие и слабые товарищи, не имеющие почти никакого шанса оставить потомство, пишет science.compulenta.ru.

Тут возникает одна проблема из области генетики. Если отбор благоприятствует доминантному самцу, то в будущем вся популяция должна быть захвачена его генами. То есть должно резко упасть генетическое разнообразие. А уменьшение генетического разнообразия неминуемо скажется на самочувствии всей популяции — генетическая однородность делает ее склонной к вымиранию. Но так как раз потому, что генетическое разнообразие ничуть не уменьшается.

Каким же образом поддерживается разнообразие в популяциях, где отбор, на первый взгляд, благоприятствует накоплению генов доминантного самца? Зоологи из Университета Ювяскюля (Финляндия) построили математическую модель, имитирующую популяцию рыжих полёвок. Оказалось, что одним из механизмов, которые позволяют держать гены доминантного самца в узде, заключается в том, что эти гены благоприятны для самца — но не для самки. Самки, которым досталось генетическое наследство от доминантного папаши, плодят меньше детёнышей, и таким образом путь для генов альфа-самцовости в следующие поколения постепенно сужается.

Однако для поддержания генетического разнообразия в популяции одного этого недостаточно. И тут включается менее очевидный эволюционный фактор. Дело в том, что признаки, позволяющие самцу доминировать, благоприятны для особи только тогда, когда этих генов в сообществе мало. Иначе говоря, как только сильных, агрессивных и вообще мужественных во всех отношениях самцов становится много, все эти прекрасные признаки начинают подвергаться негативному отбору — то есть работать против своих обладателей.

Выходит, каким бы успешным ни был альфа-самец у дам, эволюция всё же умеет его окоротить — его гены работают только тогда, когда он окружён слабаками. Если же мачо становится много, включается механизм сохранения генетического разнообразия, и празднику жизни доминантных самцов приходит конец.

Да и так ли уж выгодно быть альфа-самцом? Недавние исследования показали, что обезьяний вожак вовсе не купается в море удовольствия, наслаждаясь гарантированными благами. Напротив, у него такой же уровень стресса, что и у самого "низкого чина" в его стае. Быть у власти очень энергозатратно. Ученые под руководством доктора Алтман из Принстонского университета обнаружили у вожаков стаи бабуинов дисбаланс уровня гормонов стресса и тестостерона - основного мужского полового гормона. В общем-то, это и не мудрено: ведь у альфа-самцов гораздо больше поводов нервничать и волноваться, чем у остальных.

У вожаков оказался самым высоким в стае уровень гормонов стресса – глюкокортикоидов и пониженный уровень тестостерона. Причем, даже в стабильные периоды, когда им не приходилось доказывать свой статус или воевать с соседями и другими самцами.

Еще одна любопытная деталь – уровень глюкокортикоидов оказался у альфа-самцов таким же, как у их сородичей в самом низу социальной лестницы.

- Но причины у этого явления разные, - поясняет доктор Алтман. - Альфа-самцы нервничают в основном из-за своего статуса, ведь его нужно постоянно поддерживать, отгоняя назойливых конкурентов. Даже если их нет, тревогу они испытывают из-за самой возможности этот статус потерять. К тому же, волнение у них вызывает и изобилие самок, готовых с ними спариться по первому зову. Самцы же, стоящие низко в иерархии стаи, волнуются, в основном, они озабочены поиском пищи.