Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Правнука Достоевского не трогают даже гаишники!

Правнука Достоевского не трогают даже гаишники!
Фото: Фото Тимура ХАНОВА.

В скромной квартире в не самом престижном райо­не Петербурга 190-летие Достоевского отпразднует правнук классика Дмитрий Андреевич. 

Он очень похож на предка. С бородой. Говорит на хорошем литературном языке. Внимательнейшим образом прочел все сочинения прадеда, уже в зрелом возрасте, после сорока. И... стал хранителем традиций семьи.

- Борода мне не мешает, все-таки я - Достоевский, - смеется Дмитрий Андреевич. - Она появилась еще до женитьбы. Жене я уже явился бородатым. Как-то больше старался думать, понравится ли она мне. И хотел быть естественным, а главное - честным. Вот выявил, что у Федора Михайловича была принципиальная честность во всем. И я ему стараюсь подражать и в этом тоже. А моя жена выше­упомянутая, насколько она знает характер моего предка по книгам, говорит, что мы схожи. Характер у меня тоже взрывной, но отходчивый. 

- А есть у вас что-нибудь от прадедушки материальное? Ну хоть ручка, которой он писал, завалялась?

- К сожалению, ничего - нуль. За это надо сказать спасибо большевикам. Они национализировали не только самого Федора Михайловича, его произведения, но и все отобрали у моего отца. Что-то остававшееся от бабушки, от отца - все было у него добровольно-принудительно конфисковано.

- И куда это все дели?

- Растолкали по архивам. А сейчас архивы закрываются, очень тяжело до них добраться. В музее кое-какие вещи есть, а у меня ничего. Даже метрики отца забрали. Когда я получал бумагу на товарный знак "Достоевский", мне метрики пришлось заказывать в архивах. А ведь это документ, который люди хранят от преды­дущих поколений дома. 

- Помогает товарный знак?

- Мне пришлось зарегистрировать его вместе с музеем. Выяснилось, что частное лицо вообще не имеет права на такие бумаги. Пришлось музей привлекать, и на двоих мы официально в Москве оформили. Появилось спокойствие, что не будет водки "Достоевский", казино "Достоевский" и тому подобного.

Дмитрий Достоевский хранит традиции славного рода. На фото он с сестрой и сыном. Фото из семейного архива. 

- То есть денег вам ваш бренд не приносит. Может, самому начать водку выпускать?

- А я сызмальства привык все своими руками делать.

- Знаменитая фамилия помогает или мешает?

- По-разному. Мешает в том плане, что ко мне могут обратиться не просто как к Дмитрию Андреевичу, а через меня к нашему великому писателю. И надо соответствовать. Отвечать осмысленно, со знанием материала. Моя жизнь, конечно, разбивается на две части: своя собственная личная и принадлежность и служение гению. Я люблю один сюжет: если ГАИ остановит, они обычно обращают внимание на фамилию. Тогда я признаюсь, что правнук. Иногда отпускают без штрафа.

- То есть гаишники у нас читают Достоевского!

- Как правило, да. Редко, когда у нас Достоевского с Дунаевским путают.

- А что, бывало такое?

- Нет, это я уж так придумал. Но на самом деле, когда я получал газеты по подписке, то мне на почте почтальонша писала "ДАстоевский" через "а". А я все стеснялся зайти и ее поправить. Обидится еще, газет не будет носить.

А вообще я Европу объездил с именем Достоевский, не затратив ни одного рубля. Хотя бы это положительное - мир посмотрел. В Неаполь ездил в прошлом году на Международную конференцию, так познакомился с представителями Австралии, Новой Зеландии, две очень симпатичные женщины. А представитель Латинской Америки в прошлом году скандал устрои­ла. В конце каждой конференции, она раз в четыре года проходит, решается вопрос, где следующая будет. И когда этот вопрос подняли на "круг­лом столе", выскочил бразилец и сказал: доколе это все будет происходить в Европе и Америке? Мы тоже неплохо знаем Достоевского и хотим, чтобы конференция была в одной из стран Латинской Америки. Решили, что следующая встреча будет в Москве. А после этого латиноамериканцы добьются, видимо, желаемого.

- В Бразилию съездите.

- Это еще восемь лет ждать! На этих сборах очень многолюдно, по триста достоеведов собирается. 

Справка "КП" 

Дмитрий Андреевич ДОСТОЕВСКИЙ. Родился 22 апреля 1945 года.

Работал водителем трамвая. Единственный прямой потомок Федора Достоевского. А также его сын и три внучки. 

КСТАТИ 

Теплоход и человек 

Получается, Достоевский - это бренд. Что ж, посмотрим, каким именно предметам уже присвоили имя классика.

  • В "Аэрофлоте" есть дальнемагистральный "Боинг В767" "Ф. Достоевский". 
  • В речные круизы по Волге ходит четырехпалубный теплоход "Федор Достоевский". 
  • В Санкт-Петербурге функционирует мини-отель "Дом Достоевского". Такое название владельцы объясняют тем, что в этом доме жил в свое время Федор Михайлович. 
  • В Москве в прошлом году открылась станция метро "Достоевская", 181-я по счету.
  • В честь Федора Михайловича назван кратер на Марсе. 

 

Федор Михайлович - лучший друг женщин 

Достоевскому было за пятьдесят, когда он несколько успокоился  и начал привыкать к семейной жизни. Он по-прежнему предпочитал работать при двух свечах в ночной тишине и вставал поздно. К завтраку выходил в городском пиджаке и галстуке и все осматривался, нет ли где пятен на костюме: очень их не любил.

Достоевский был совершенно особенным - и писателем, и человеком... 

Пил Федор Михайлович чай и требовал такого тщательного приготовления напитка, что даже Анна Григорьевна (вторая жена. - Прим. ред.) не вытерпела его привередливости и отказалась этим заниматься: он сам возился с чайником и кипятком, выпивал два стакана сильно подслащенного крепкого чая, а третий уносил в кабинет и прихлебывал, работая. Все в его комнате должно было оставаться в неизменном порядке, и каждое утро Анна Григорьевна проверяла, на своем ли месте мебель в кабинете и бумаги. Если что-нибудь было не так, Достоевский подымал целый скандал. 

В ящике у Федора Михайловича хранилась пастила, изюм, орехи и сласти, он угощал ими детей, когда они забегали случайно в кабинет, прорвав материнскую заставу.

Анна Григорьевна рассказывала, что он имел много искренних друзей среди женщин и они охотно поверяли ему свои тайны и просили совета. "Редко кто понимал так глубоко женскую душу и ее страдания, как понимал и угадывал их Федор Михайлович". Но она ничуть его не ревновала. Когда он приезжал домой во втором часу ночи, она ждала его, готовила ему чай, а он, переодевшись в широкое летнее пальто, служившее ему вместо халата, приходил к ней в спальную - они обыкновенно спали отдельно, - рассказывал ей со всеми подробностями, как он провел вечер, и беседа их порою длилась до утра.

Анна Сниткина - вторая жена классика. Именно она дала ему ощущение теплого семейного очага.

У Достоевского в любви к жене был свой ритм, свои приливы и отливы, и он отлично понимал: чувство и чувственность описывают кривые. Но постоянным в их отношениях была именно эротика. Половое желание не только не притупилось с годами, но даже приобрело новую силу. Он едет в Эмс лечиться и признается: "Думаю о тебе поминутно, Анька, я тоскую по тебе мучительно!.. Вечером и ложась спать (это между нами) думаю о тебе уже с мучением, обнимаю тебя в воображении и целую в воображении всю (понимаешь?). Ты мне снишься обольстительно. Ты говорила, что я, пожалуй, пущусь за другими женщинами здесь заграницей. Друг мой, я на опыте изведал, что и вообразить не могу другой, кроме тебя. Не надо мне совсем других, мне тебя надо, вот что я говорю себе каждо­дневно. Слишком я привык к тебе и слишком стал семьянином. Старое все прошло. Да и нет в этом отношении ничего лучше моей Анечки. Не юродствуй, читая это, ты должна знать меня. Надеюсь, что письмо это никому не покажешь".