Эта победа стала возможной во многом благодаря подпольщикам, которые не только снабжали командование Красной армии ценнейшими сведениями, но и вели свою внутреннюю войну в самом городе.
Организациями киевских диверсантов руководили специально обученные офицеры, которых оставляли на оккупированной территории для создания сети резидентов. О героях этой войны мы и расскажем сегодня.
ВЗРЫВАЛИ ФАШИСТОВ ДАЖЕ В КИНОТЕАТРАХ
Готовить подпольщиков в разведшколах стали еще до начала войны, однако делали это без особой секретности, так как никто не думал, что Киев захватят. Эта небрежность впоследствии стоила жизни многим резидентам.
- Перед подпольщиками ставились разные задачи: информировать население о начале облав и расстрелах, о героических действиях партизан и выявлении предателей, но основными задачами были сбор секретной информации и диверсионная деятельность, - говорит Галина Иванова, заведующая Музеем истории киевского подполья.
Одним из самых известных киевских подпольщиков был капитан Иван Кудря (позывной "Максим"). Этот человек обладал волевым характером, был мастером конспирации и легко входил в доверие. Несмотря на огромные трудности со связью и оружием, в первые дни оккупации Кудря создал первоклассную агентурную сеть. С приходом фашистов в город диверсанты почти сразу уничтожили ряд квартир, в которых жили немецкие офицеры, десятки автомобилей и катеров, мосты, составы. Взлетели на воздух даже битком набитые фашистами кинотеатры (на Печерских Липках и на Крещатике), где в то время шли документальные фильмы о победах Третьего рейха.
Также группа Кудри подорвала здание "Детского мира", в котором фашисты хранили радиоаппаратуру, и соседний дом, где размещалась немецкая комендатура. От рук подпольщиков только в первый месяц в Киеве погибли сотни вражеских солдат и офицеров…
Грандиозным успехом резидентов стало раскрытие разведпункта диверсионной школы абвера в Киеве. Благодаря им советским контрразведчикам стали известны имена, пароли и явки многих агентов, которых немцы собирались заслать в Москву и на Урал…
С каждым месяцем подполье набирало силы. Мстители (так называли себя подпольщики) вели активную пропаганду среди населения. При этом вплотную сотрудничали с партизанскими отрядами, которые базировались в лесах Киевской области.
Во время диверсий мстители действовали с молниеносной быстротой. Подорвав железнодорожное полотно и убив охрану, они выпускали людей, которых собирались увозить в рабство в Германию, после чего быстро исчезали. Порой сами освобожденные не знали, кто был их спасителем.
ПИОНЕРА-ГЕРОЯ ПЫТАЛИ ПОЛГОДА
- Подполье работало в каждом районе Киева, но самыми активными были дарницкая, соломенская и печерская ячейки, - говорит Галина Иванова. - Действовали в городе и подобные краснодонской "Молодой гвардии" молодежные подполья. Особой смелостью и дерзостью выделялись ребята организации "Днепр".
Злейшими же врагами молодых подпольщиков были не только фашисты, но и предатели. Причем действовали местные каратели-полицаи с особой жестокостью - легче было перенести пытки немецкого гестапо, нежели его украинского подразделения (оба здания находились на улице Владимирской)…
Вскоре фашисты поняли глубину опасности и устроили настоящую охоту за руководителями киевского подполья. Многих глав районных организаций раскрыли и расстреляли. Погибли Кудря, Окипная, Бремер...
Жертвой фашистских чисток стал и 11-летний Казимир (Казик) Гапоненко. Причем юный герой так и не сказал пытавшим его гестаповцам ни слова о явках подпольщиков. А ведь именно этот щупленький маленький мальчик был связным группы Ивана Кудри.
- Казимир познакомился с подпольщиками, когда они собирались на квартире его дедушки, - продолжает Галина Иванова. - Казика сдал предатель с говорящей фамилией Гнилюк. Ребенка полгода истязали, после чего расстреляли в Бабьем Яру…
Оккупация Киева длилась 778 дней и закончилась с приходом советских войск 6 ноября 1943 года. После освобождения города героев-подпольщиков призвали в действующую армию и многие из них прошли с боями до самого Берлина...
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
|
К началу войны Иван Кудря успел окончить военно-политическое училище НКВД и работал начальником отдела разведуправления в Киеве, где с приходом немцев возглавил диверсионную группу.
Вот самые знаковые моменты из его биографии подпольщика.
1941 год:
Июль. Кудря под именем Ивана Кондратюка поселился на ул. Институтской, 16.
В группу подпольщиков вошли немка Евгения Бремер, жена сотрудника НКВД, и артистка Раиса Окипная.
Сентябрь. Фашисты уничтожили ряд зданий в центре Киева, в т.ч. здание на Институтской, где были тайники группы Кудри: оружие, шифры… В то же время подпольщики взрывают кинотеатры и комендатуру.
Октябрь. Кудря перевербовал бывшего петлюровца и переводчика спецкомиссии гестапо, работавшего под псевдонимом "Усатый".
1942-43 годы:
Диверсии по всему Киеву - подрыв складов со снарядами и авиабомбами на Теличке, пожар на нефтехранилище на Соломенке, пуск под откос ряда поездов, взрывы мостов, автомобилей, катеров, квартир с фашистами…
5 июля 1942-го агент гестапо Наталья Грюнвальд выдала группу. Кудря, Окипная и Бремер арестованы…
Уцелевшая часть подпольщиков продолжает действовать под руководством друга Кудри Дмитрия Соболева. Фашисты раскрыли и расстреляли Соболева за два дня до освобождения города…
1965 год:
Ивану Кудре присвоили звание Героя Советского Союза. Посмертно.
ВОСПОМИНАНИЯ ПОДПОЛЬЩИКА
"В любой момент могли проколоться и погибнуть"
|
Генерал-майор гражданской авиации Адриан Галябарник участвовал в обороне Киева в рядах ополченцев, когда ему было всего 15 лет (в военкомате парню по ошибке дописали два года). После ранения Адриан остался в Киеве, где работал с подпольщиками. - Я сам попросился к подпольщикам, поскольку у меня там были друзья, - говорит Адриан Прокофьевич. - Я работал грузчиком на железной дороге. Цель этой работы была в том, чтобы на определенных станциях оставлять в тайниках послания нашим разведчикам. Например, если на ящиках было написано "мыло" и "соль", то на самом деле там были бертолетова соль и тол для взрывчатки. Я работал в группе-тройке с двумя товарищами - Юрой Садовченко и Колей Кулиничем. Одного устроили в депо, а другого в авиагородок, где летчики Люфтваффе чинили обувь. Каждый из нас исполнял задания Центра, собирал важную информацию из разговоров фашистов (мы все знали немецкий). Работали конспиративно, задания получали на явочных квартирах, и кроме членов нашей группы больше ни с кем не общались… По словам Адриана Галябарника, ему приходилось выполнять и другие задачи, собирать обрезки фотографий аэросъемки из немецкой лаборатории и передавать их в Центр. - Каждый день мы подвергали наши жизни смертельной опасности, в любой момент могли проколоться и погибнуть. Но о смерти тогда никто не думал, - говорит Адриан Прокофьевич, который потом прошел всю войну рядовым артиллеристом.
Две женщины капитана Кудри
|
В диверсионной деятельности Иван Кудря пользовался помощью двух киевлянок - Евгении Бремер (немка по происхождению) и примы Оперного театра Раисы Окипной. Женщины были вхожи в элиту немецкого офицерства и добывали ценнейшие сведения. Например, Окипная смогла войти в доверие к начальнику полиции на территории Украины полковнику Грибу, поддерживала тесную связь с шефом городской полиции майором Штунде и заместителем начальника генерального комиссариата по Киевской области фон Больхаузеном…
|
37-летняя золотоволосая красавица Евгения Бремер была лучшей подругой Раисы Окипной. Немцы знали, что муж Бремер репрессирован, и считали ее своей - "фольксдойч". Именно она переодела, снабдила документами и вывела из занятого немцами Киева девятнадцать советских офицеров. По заданию "Максима" Евгения собирала сведения о военных перевозках, графике поездов, о грузах и специальных эшелонах…
Фото Олега Кожухаря, с сайтов memory-tour.ru и il2u.ru.