Специалисты выяснили, почему российский грузовой "Прогресс М-12М", вместо того чтобы довезти на Международную станцию воду, продукты и аппаратуру, рухнул где-то в Алтайских горах. Нештатно cработали двигатели третьей ступени ракеты "Союз-У", которая поднимала корабль на орбиту: засбоил газогенератор.
Но от этого шестерке космонавтов, несущей сейчас вахту на орбите, легче не стало. Нарушений технологии при производстве двигателя на Воронежском механическом заводе не обнаружено. Значит, двигатель засбоил по другой причине. По какой? Пока ее не вычислят, запуски ракет "Союз-У" будут приостановлены. Ни новые грузы, ни - что гораздо важнее - новая смена на станцию не прилетят.
Вот тут возникает проблема. Запасов воды, продуктов и воздуха для шестерки надолго не хватит. Мало того, есть и гарантийный срок нахождения на орбите спасательных кораблей "Союз" - их сейчас пристыковано к громаде станции два. В каждом могут вернуться на Землю по три космонавта. Пока подержать корабли на орбите возможно - гарантийный срок "Союза" - 210 суток, но бывали случаи, когда они возвращались и через 220 дней.
И все же больше семи месяцев никто не решится держать на орбите корабль. Значит, если дело с выяснением причин аварии двигателя затянется, Центру управления полетами придется принимать решение о возвращении экипажей без замены. "Союз ТМА-21", на котором в апреле на станцию прилетели Андрей Борисенко, Александр Самокутяев и Рональд Гаран, на орбите уже почти пять месяцев. То есть может находиться в космосе еще месяца два, не больше. "Союз ТМА-02М" Сергея Волкова, Майкла Фоссума и Сатоси Фурукава свежее - на орбите с июня. Спускать его надо не позднее февраля - марта 2012 года.
И вот тогда МКС придется оставлять в автономном полете.
- Мы ожидаем, что следующий пилотируемый запуск состоится в конце октября или в начале ноября, не раньше, - считает начальник Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. Но осторожно добавляет: - Если по какой-то причине мы не сможем отправить следующий экипаж до конца ноября, нам придется изучить все варианты, в том числе с оставлением станции без экипажа.
- Нынешняя задача - сохранение людей на МКС, - добавляет программный директор
НАСА по космической станции Майкл Саффредини. - Если нам придется лишить МКС экипажа,
у нас будет безопасный способ это сделать. Хотя мы постараемся предотвратить такой вариант развития событий.
В чем дело? Почему инженеры боятся консервировать МКС? Дело в том, что оставлять без присмотра людей махину массой свыше 400 тонн, зависшую всего лишь в 400 километрах над Землей, очень опасно. Да, какое-то время она сможет работать автономно. Но какое?
Когда сводили с орбиты российскую станцию "Мир", один из аргументов был - она уже в таком состоянии, что работать на ней экипажам опасно, а оставлять в законсервированном состоянии - преступно. Техника есть техника - в какой-то момент может произойти авария, и тогда поди угадай, на чью голову свалится огромная неуправляемая конструкция. Напомню, "Мир" был массой всего 140 тонн. МКС - втрое тяжелее.
Если уж не все части "Мира" при управляемом своде его с орбиты не сгорели в атмосфере, то неконтролируемое падение МКС может быть сродни взрыву Тунгусского метеорита. Если кто не помнит: тогда в тайге образовалась гигантская воронка, а деревья повалило в радиусе нескольких километров.
- Сейчас МКС в хорошем состоянии, хотя два основных модуля российского сегмента летают уже почти двенадцать лет, - рассказал мне один из специалистов ракетно-космической корпорации "Энергия". - Но вы же сами знаете - даже если обычную квартиру надолго оставить без хозяев, это не очень хорошо. А уж если оставить без присмотра такое сложное сооружение, как МКС...
Малейший сбой компьютеров, управляющих станцией (кстати, такое уже случалось, но тогда на борту был экипаж, который смог неполадку устранить), - и МКС перестает слушаться команд с Земли. Ну а дальше...