Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Не по-людски как-то

Не по-людски как-то
Фото: Люди активно используют в рекламе сексуальные мотивы (плакат, рекламирующий мужское белье).

Ученые взялись выяснить, способны ли специально разработанные плакаты заставить "меньших братьев" выбрать тот или иной продукт. Будут ли они реагировать так же, как люди.

Рыночные отношения у обезьян

Труд - самый примитивный - вроде бы сделал из обезьяны человека. А на что способна реклама - этот двигатель прогресса? Ответ на столь оригинальный вопрос в скором времени надеются получить американские ученые Кейт Олвел, Элизабет Кайхнер и Лаура Сантос из Йельского университета. Первые две - специалисты-рекламщики. Последняя - приматолог, которая, исследуя поведение меньших братьев, силится разобраться в особенностях эволюции человеческого разума. Хочет определить, что в нем осталось от обезьян. И сколько. Намерена понять, какие инстинкты и привычки заложены генетически - от природы, а какие приобретены позднее - в социальной среде.

Идея использовать рекламу в познании столь фундаментальных тайн мира животных и людей еще никому не приходила в голову. Исследователи из Йельского университета - первые. Объединившись, они уже разработали нечеловеческую рекламную кампанию - в расчете исключительно на обезьян. Подопытными станут весьма сообразительные представители этих существ - бурые капуцины (Cebus apella). О планах провести с ними эксперименты было объявлено на международном фестивале рекламы "Каннские львы".

Ученые верят: что-то должно получиться. Ведь их коллегам уже удалось научить тех же капуцинов пользоваться деньгами. Эту, казалось бы, исключительно человеческую манеру привили ученые из итальянского Института когнитивных наук и технологий.

В итоге обезьянки стали покупать у людей лакомства. Роль денег при этом выполняли жетоны. Животные понимали: чем вкуснее пища, тем она дороже. И платили больше жетонов, скажем, за виноград или арахис, чем за кусочек сыра.

- Капуцины показали, что способны рассуждать, оперируя символами, - говорит руководитель исследования Эльза Аддесси. А мышление такого уровня - символическое - потом и легло в основу развития денежных отношений среди людей.

А теперь - реклама

Цель предстоящей рекламной кампании - заставить капуцинов пристраститься к одному из продуктов. Конкретно: выбрать тот, продвижение которого поддержано рекламой.

Реклама для обезьян проста - это плакаты, развешанные внутри их клеток.

Продукты - фруктовое желе двух видов: А и В. Они одинаково новые для капуцинов и одинаково вкусные. Но разного цвета. А поддерживается рекламой, В - нет.

- Сначала обезьянки поживут какое-то время, созерцая рекламные плакаты, - рассказывает Кейт Олвел. - После этого им предложат оба продукта. А мы посмотрим, какой они выберут. Надеюсь, что тот, который был прорекламирован. Тем самым мы докажем, что реклама действительно эффективна.

Исследовательницы признают, что создание нечеловеческих баннеров имеет свою специфику. Ведь у обезьян нет языка, нет культурных предпочтений, они с трудом концентрируют внимание. Если это иной раз и получается, то на очень короткие промежутки времени.

Но поведутся ли на такое обезьяны?

Кейт, Элизабет и Лаура показали журналистам два рекламных плаката, созданных специально для обезьян. Фотографировать не разрешили. Попросили подождать завершения исследований. Но описать дозволили.

В первом плакате использована откровенная порнография: продукт А продемонстрирован на фоне самки капуцина, которая крупным планом показывает свои половые органы.

И на втором плакате не без сексуального подтекста: продукт А расположен рядом с альфа-самцом - вожделенным для самок вожаком стаи капуцинов.

- Пожалуй, мы выбрали самые привлекательные мотивы, - говорит Олвел. - В предыдущих экспериментах самки обезьянок с интересом рассматривали фото альфа-самцов, а самцам нравились похабные картинки с гениталиями самок в том или ином ракурсе.

Скорее всего, реклама сработает. Ученые по крайней мере ставят именно на это. Но о чем будет свидетельствовать "положительный" результат? О том, что повестись на рекламу большого ума не надо? Или о том, что сопротивляться навязчивым предложениям бессмысленно, поскольку они воздействуют на инстинкты?

Ученые, конечно же, растолкуют. А "Комсомолка" обязательно расскажет, помог ли секс сбыть желе капуцинам. Пока же нам, людям, стоит проявить осторожность. И до выяснения подробностей не приглядываться к плакатам, на которых полуголые девицы (или мачо) предлагают что-нибудь купить.