Ученые взялись выяснить, способны ли специально разработанные плакаты заставить "меньших братьев" выбрать тот или иной продукт. Будут ли они реагировать так же, как люди.
Рыночные отношения у обезьян
Труд - самый примитивный - вроде бы сделал из обезьяны человека. А на что способна реклама - этот двигатель прогресса? Ответ на столь оригинальный вопрос в скором времени надеются получить американские ученые Кейт Олвел, Элизабет Кайхнер и Лаура Сантос из Йельского университета. Первые две - специалисты-рекламщики. Последняя - приматолог, которая, исследуя поведение меньших братьев, силится разобраться в особенностях эволюции человеческого разума. Хочет определить, что в нем осталось от обезьян. И сколько. Намерена понять, какие инстинкты и привычки заложены генетически - от природы, а какие приобретены позднее - в социальной среде.
Идея использовать рекламу в познании столь фундаментальных тайн мира животных и людей еще никому не приходила в голову. Исследователи из Йельского университета - первые. Объединившись, они уже разработали нечеловеческую рекламную кампанию - в расчете исключительно на обезьян. Подопытными станут весьма сообразительные представители этих существ - бурые капуцины (Cebus apella). О планах провести с ними эксперименты было объявлено на международном фестивале рекламы "Каннские львы".
Ученые верят: что-то должно получиться. Ведь их коллегам уже удалось научить тех же капуцинов пользоваться деньгами. Эту, казалось бы, исключительно человеческую манеру привили ученые из итальянского Института когнитивных наук и технологий.
В итоге обезьянки стали покупать у людей лакомства. Роль денег при этом выполняли жетоны. Животные понимали: чем вкуснее пища, тем она дороже. И платили больше жетонов, скажем, за виноград или арахис, чем за кусочек сыра.
- Капуцины показали, что способны рассуждать, оперируя символами, - говорит руководитель исследования Эльза Аддесси. А мышление такого уровня - символическое - потом и легло в основу развития денежных отношений среди людей.
А теперь - реклама
Цель предстоящей рекламной кампании - заставить капуцинов пристраститься к одному из продуктов. Конкретно: выбрать тот, продвижение которого поддержано рекламой.
Реклама для обезьян проста - это плакаты, развешанные внутри их клеток.
Продукты - фруктовое желе двух видов: А и В. Они одинаково новые для капуцинов и одинаково вкусные. Но разного цвета. А поддерживается рекламой, В - нет.
- Сначала обезьянки поживут какое-то время, созерцая рекламные плакаты, - рассказывает Кейт Олвел. - После этого им предложат оба продукта. А мы посмотрим, какой они выберут. Надеюсь, что тот, который был прорекламирован. Тем самым мы докажем, что реклама действительно эффективна.
Исследовательницы признают, что создание нечеловеческих баннеров имеет свою специфику. Ведь у обезьян нет языка, нет культурных предпочтений, они с трудом концентрируют внимание. Если это иной раз и получается, то на очень короткие промежутки времени.
|
Кейт, Элизабет и Лаура показали журналистам два рекламных плаката, созданных специально для обезьян. Фотографировать не разрешили. Попросили подождать завершения исследований. Но описать дозволили.
В первом плакате использована откровенная порнография: продукт А продемонстрирован на фоне самки капуцина, которая крупным планом показывает свои половые органы.
И на втором плакате не без сексуального подтекста: продукт А расположен рядом с альфа-самцом - вожделенным для самок вожаком стаи капуцинов.
- Пожалуй, мы выбрали самые привлекательные мотивы, - говорит Олвел. - В предыдущих экспериментах самки обезьянок с интересом рассматривали фото альфа-самцов, а самцам нравились похабные картинки с гениталиями самок в том или ином ракурсе.
Скорее всего, реклама сработает. Ученые по крайней мере ставят именно на это. Но о чем будет свидетельствовать "положительный" результат? О том, что повестись на рекламу большого ума не надо? Или о том, что сопротивляться навязчивым предложениям бессмысленно, поскольку они воздействуют на инстинкты?
Ученые, конечно же, растолкуют. А "Комсомолка" обязательно расскажет, помог ли секс сбыть желе капуцинам. Пока же нам, людям, стоит проявить осторожность. И до выяснения подробностей не приглядываться к плакатам, на которых полуголые девицы (или мачо) предлагают что-нибудь купить.