В созвездии Дракона проснулась черная дыра и слопала звезду

Фото: В созвездии Дракона проснулась черная дыра и слопала звезду.

Долгое время ученые всего мира ломали голову над странным явлением в космосе. С конца марта на Землю поступает дополнительное рентгеновское излучение после яркой вспышки на небосводе. Первым интенсивный и необычный источник высокоэнергетических частиц в созвездии Дракона заметил американский спутник Swift.

- Хотите верьте, хотите нет, но рентгеновское излучение по-прежнему регистрируется, и источник остается настолько сильным, что зонд, скорее всего, сможет наблюдать его и в будущем году, — говорит Дэвид Берроуз из Университета штата Пенсильвания (США), ответственный за рентгеновский телескоп, установленный на борту аппарата.

Астрономы выяснили, что источник, названный Swift J1644+57, является результатом поистине выдающегося события — пробуждения черной дыры, дремавшей в далекой галактике, которое выразилось в измельчении и поглощении звезды. Этот инцидент случился примерно 3,9 миллиарда лет назад, передает compulenta.

Берроуз и его коллеги собрали данные наблюдений рентгеновского и гамма-излучения, выполненных не только орбитальной обсерваторией Swift, но и японским инструментом MAXI, установленном на борту Международной космической снции.

Большинство галактик, включая нашу собственную, обладают черными дырами, масса которых в миллионы раз превышает солнечную. По данным обоих исследований, объект Swift J1644+57 в два раза тяжелее нашей черной дыры, масса которой превышает солнечную в 4 миллиона раз.

"Падая" в черную дыру, звезда разрывается чудовищными приливными силами. Газ собирается в диск, вращающийся вокруг черной дыры, и быстро разогревается до нескольких миллионов градусов. Газ, находящийся во внутренней части диска, устремляется непосредственно в черную дыру. Однако мощное магнитное поле вблизи горизонта событий создает высокополяризованные магнитные каналы и выталкивает некоторые частицы прочь. Один из таких потоков оказался направлен в сторону Земли.

Ученые предполагают, что такие объекты должны казаться нам вспышками в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах. При первом обнаружении (это случилось 28 марта) вспышку сначала приняли за всплеск гамма-излучения — довольно обыденный сигнал о том, что где-то когда-то скончалась массивная звезда и родилась черная дыра. Однако эмиссия становилась все ярче, и это заставило астрономов предположить, что они стали свидетелем далекой трапезы.

К 30 марта наблюдения с помощью американского радиотелескопа "Расширенный сверхбольшой массив" показали "светлеющий" радиоисточник в центре тусклой галактики рядом с рентгеновской вспышкой. Это стало решающим аргументом в пользу того, что галактика, радиоисточник и событие, зарегистрированное спутником Swift, связаны между собой.