24 ноября
Загрузить еще

Здесь псы воспитывают солдат

Здесь псы воспитывают солдат
Фото: Попав на службу в «Барс», близнецы Владимир и Роман Шаповалы твердо решили стать кинологами. Фото предоставлено пресс-службой Внутренних войск МВД Украины.

Известно, что смена владельца для собаки - огромный стресс. Многие четвероногие даже не могут его перенести - впадают в затяжную депрессию. А каково приходится псам, которые вынуждены менять хозяев по два раза в год, как это заведено во Внутренних войсках? А очень даже нормально приходится! И это не развенчание легенды о собачьей преданности, скорее доказательство того, что пес может быть так же умен, дисциплинирован, ответственен и самодостаточен, как человек. Именно с такими уникальными собаками корреспондент "Комсомолки" познакомился в роте спецназначения "Барс" воинской части №3027 Внутренних войск МВД Украины.

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК? ДЛЯ РАБОТЫ! 

На  службе в части - 38 псов, один "кавказец", несколько ротвейлеров, немецкие овчарки и одна "алабаиха" с нежной кличкой Шоня. 

Судьба у Шони особая. Она не училась ходить по струнке, преодолевать препятствия и выполнять прочие премудрости, которые служебные псы усваивают в питомниках. Шоню подобрали с улицы, куда ее выбросил хозяин. 

- Солдат, который у нас служил, пожалел - и предложил забрать в часть. Прижилась хорошо, прошла курс дрессировки. Теперь вот служит, - рассказывает командир кинологической роты Сергей Даданенко. - Она очень старается и справляется с работой.  

По мнению Сергея, идеальная собака для охраны правопорядка - а именно такая задача у "Барса" - овчарка. В обычной жизни она не проявляет агрессии. Протяни к обученной овчарке руку - или отвернется, если к чужим брезгливая, или позволит потрепать себя по голове, даже лизнуть может - исключительно в знак уважения. Пес Зидан - воспитанник кинолога Сергея Михайлюка - именно так отреагировал на мою робкую попытку познакомиться. Зидану повезло - у него постоянный хозяин. У других же они меняются, как в калейдоскопе.

- Собака, воспитанная для службы, привыкает в первую очередь к черной форме "Барса", - говорит Сергей. - Это можно назвать автоматизмом, а можно и самодостаточностью. Человек такому псу нужен в первую очередь для работы. Собака воспринимает его как напарника. Поэтому к новобранцам собаки относятся спокойно. 

ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИКУ НЕ НАПАРНИК

В "Барсе" шутят, что собаки у них воспитывают солдат. Что-то в этом есть. Во-первых, собака выбирает себе напарника для работы сама - по голосу, тональности команды, темпераменту. Здесь все как у людей: холерику с флегматиком трудно ужиться. А вот если темперамент у них одинаковый, союз получится отличным. Интересно, что псы из спецназа способны воспитать не только хорошего бойца-человека, но и определить его дальнейшую судьбу. Именно так случилось с братьями Владимиром и Романом Шаповалами из Сум.

- Мы росли в семье, где не было собак, - рассказывает Владимир. - В кинологическую службу не просились, но так получилось, что попали в "Барс" - служить под Киевом. Берта (изящной овчарке два года) сама меня выбрала: подпустила к себе, взяла из рук угощение. А потом вроде как головой кивнула: ну, давай будем вместе.

Роману достался 8-летний Гарольд - гордость здешнего питомника. Мало того что опытный, так дважды снимался в кино - в фильмах "Паршивые овцы" и "Дробь и порох". Гарольд красавец и очень расположен к людям. С радостью дает себя потрепать по мохнатой шерсти. 

Служба у Володи и Ромы скоро заканчивается. Расставаться с четырехлапыми напарниками жалко до слез. Вот вам и ситуация, когда человек оказывается сентиментальнее собаки.

- Вернемся домой и сразу собак заведем, - уверяет Владимир. - Я для себя уже все решил - устроюсь на контракт в кинологическую службу Внутренних войск. А Роман хочет частным кинологом стать.

Обязательные тренировки проводят три раза в неделю. Фото предоставлено пресс-службой Внутренних войск МВД Украины.

 ЭЛИТА - ЭТО СЛЕДОПЫТЫ 

Задача у служебных псов такая же, как у людей: охранять порядок, задерживать правонарушителей. В патруль ходят в намордниках, которые напарники снимают с псов в редких случаях. Да и при задержании зубы вовсе не обязательны: надо догнать, повалить на землю массой тела. Рвать человеческую плоть служебные псы не будут - не обучены.

Есть собаки, натренированные на поиск наркотиков и оружия. Ну а элита здешних служивых - это псы-следопыты. Их даже патрулями не нагружают просто так - используют в особо важных случаях. 

- В городе порой нашим следопытам трудно, -  говорит кинолог Сергей Михайлюк. - Слишком много резких запахов, поэтому работать могут до шести часов. А вот за городом, где воздух чистый, до 12 часов могут работать. 

В ТЕМУ 

Правда и ложь о собачьем характере 

По нашей просьбе милиционеры-кинологи прокомментировали несколько распространенных суждений об агрессии и дрессировке четвероногих.

1. Правда ли, что частные кинологи могут использовать методику тренировки, разработанную в КГБ СССР, которая делает из псов потенциальных убийц? 

Полуправда. Рекламы ради частники, обещая предоставить хозяину идеального пса-охранника, действительно могут рассказывать о множестве секретных военных методик в своем арсенале. И даже предлагают отдать им пса на три месяца, чтобы  сделать "зверя под ключ". На самом деле используется примитивный и при этом небезопасный метод. У пса угнетают послушание и развивают возбуждение. Очень часто - элементарно бьют, применяют жесткий ошейник. Проще говоря, "раздраконивают" животное, нарушая тем самым его психику. Такая собака действительно может проявить немотивированную агрессию.

Отдавать пса на воспитание следует в сертифицированные центры и непременно контролировать процесс дрессировки. Во время тренировок пес должен контактировать с хозяином, чтобы чувствовать в нем не только повелителя, но и друга.

2. Cтаффордширские терьеры и питбули генетически агрессивны и способны набросится на человека в любой момент.

Неправда. Стаффы и питбули - ответвления одной породы, из которой выводили мощных, атлетического сложения псов, пригодных для боев. Поэтому у них притуплен болевой порог. Но генетически в собаках этих пород заложена только внутривидовая агрессия. То есть они изначально не видели в человеке врага.

В том, что стаффы нападают на людей, виноваты только их хозяева, которые приобретают именно эту породу, чтобы иметь при себе "крутого" пса. Они же и тренерам дают установку на агрессию. Если стаффордширского терьера обучать по мягкой методике, это будет обычная добродушная собака. 

Опытные кинологи уверены, что агрессивных от природы псов не бывает. Фото Максима ЛЮКОВА.

3. Ротвейлеры могут считать себя главнее хозяина и даже способны наброситься на него.

Правда. Но только если собаку неправильно воспитывать. Ротвейлер - очень серьезная порода с сильным характером. Если хозяин окажется психологически слабым, ротвейлер действительно может себя почувствовать лидером стаи. Со щенками ротвейлеров опасно играть, оспаривая игрушку или миску для еды. Это вызов, который собака может принять и в дальнейшем уже охранять все, что посчитает своим. Даже диван или кровать.

К слову, ротвейлеров издавна называют "собаками мясника". Но не потому, что они кровожадны. В Германии такую породу держали торговцы мясом. К шее пса они привязывали кошелек, в который складывалась выручка. Наторговавшись, человек брал часть денег и шел гулять в кабачок. А пес сидел у двери и берег выручку от посягательств. Поэтому ротвейлеры могут более агрессивно реагировать на посторонних людей, чем собаки других пород. 

4. Обучить командам можно только щенка. Взрослые собаки их не воспринимают.

Полуправда. Все зависит от породы. К примеру, взрослого ротвейлера обучить командам крайне сложно - он не захочет подчиняться человеку в силу своего характера. Овчарки покладистые, доверяют людям. Поэтому их с успехом можно начать тренировать во взрослом возрасте.

5. Дворняжки не поддаются профессиональной дрессировке.

Неправда. Так называемый дворовой щенок может стать таким же прилежным учеником, как и породистый. Просто для этого тренеру потребуется больше времени и  терпения.

Вообще, по мнению кинологов, необучаемых собак не бывает. Главное, чтобы между ними и человеком был установлен контакт.