Специально под это событие для дончан заказали настоящее авиашоу. Новую взлетку аэропорта доверили открывать самому большому самолету мира - Ан-225 ("Мрія"), который сделал несколько показательных кругов над центром Донецка на самой низкой из возможных высот. После чего пилоты с ювелирной точностью опустили 640-тонного гиганта на новую полосу под аплодисменты строителей. И организовано это было не бравады ради, а для того, чтобы показать всему миру новые возможности аэропорта Донецка. "Мрія" доказала - здесь может сесть любой самолет мира.
Зачем это нужно городу?
Планировать строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВВП) начали еще задолго до того, как Украина получила право на проведение Евро-2012.
- Донецкий аэропорт имел несколько стадий развития. 1933-1943-й годы - это грунтовое покрытие. 1943-1963-й годы - это бетонная перекрестная полоса протяженностью 1 км. Часть этой полосы сохранилась в районе старого аэровокзала. В 1963-м ее удлинили до 1,9 км, а в 1975-м - до 2,5 км. До настоящего момента Донецк не имел возможностей принимать самолеты дальнемагистральной авиации, - заявил Борис Колесников.
Впрочем, суперсовременная ВПП могла остаться для Донецка несбыточной мечтой.
Так, уже после начала строительства начались упорные и долгие дебаты с Кабмином (сразу после оранжевой революции) на предмет, зачем это нужно городу? Представители правительства настаивали на том, что не стоит строить такой объект - достаточно от силы трех километров. Невзирая на то, что нынешняя авиация диктует другое.
Впрочем, донецким властям удалось отстоять свой проект.
Символичное начало
Строительные работы все же начались. Говорят, что абсолютно случайно, но факт остается фактом - это состоялось в символическую дату 7.07.07.
А уже к июлю 2008 года, когда закончились все подготовительные работы, в Донецке рядом с будущей полосой развернули самый большой в Европе мобильный комплекс для производства бетона. Четыре установки выдавали по 150 кубических метров высококачественной смеси в час!
В октябре 2008 года специалисты собрали уникальный в мире укладчик бетона, который привезли из Германии. Машина укладывала полосу тяжелого бетона шириной 15 метров и толщиной 50 сантиметров двумя слоями. Причем агрегат параллельно клал и арматуру. Один только укладчик обошелся строителям в 3 миллиона евро.
Но оно того стоило - работы шли качественно и по графику.
Уже к апрелю 2009 года строители приступили к земляным работам на магистральной рулежной дорожке. Уложили 350 метров грунта под будущее бетонное покрытие.
В августе 2009 года строители начали укладывать "тяжелый бетон" на полосе.
Всего бетона М-450 положили 25 тыс. куб. м.
К апрелю 2010 года было уложено 300 тыс. куб. м бетона. Качество бетона постоянно контролировала лаборатория аэропорта. И к тому времени бетонная часть взлетки практически была готова. Оставалось лишь установить светосигнальное оборудование, смонтировать свето- и радиосигнальные маяки.
В декабре 2010-го завершили установку светосигнального оборудования. Смонтировали 2000 светомаяков, 3 радиосигнальных маяка. Работы не останавливались ни на секунду, в них было задействовано 300 человек и 250 единиц техники. И в мае 2011 года началась сертификация полосы.
Стройка в аэропорту продолжается
Сейчас в донецком аэропорту ударными темпами заканчивают новый терминал, который будет называться "Прокофьев" (в честь Сергея Прокофьева, который родился в Донбассе). Кстати, по задумке самолеты в Донецке будут встречать и провожать музыкой этого композитора. Через новый терминал смогут без проблем проходить более 3000 человек в час. Кстати, под новый аэровокзальный комплекс будут подтягивать и остальные объекты.
Так, сейчас строится аэродиспетчерская вышка. Она обойдется примерно в 120 млн гривен. А в сентябре уже начинается набор персонала для работы на новые объекты.
- В Украине столько талантливых молодых людей, что нужно построить еще много аэропортов, чтобы их трудоустроить. В новый аэропорт мы пригласим студентов донецких вузов с высокой зарплатой не менее 6 тысяч гривен, - сообщил Борис Колесников.
|
На пути из Азии в Европу
Впрочем, новая взлетная полоса - это всего лишь часть грандиозного проекта, главная цель которого - превратить Донецк во второй Мюнхен (считающийся воздушными воротами Европы). Амбиции властей вполне обоснованы - географическое положение столицы Донбасса для этого идеально, и в перспективе ничего не мешает Донецку стать связующим звеном для воздушного сообщения между Европой и Азией. Проблема была только в одном - слабом техническом обеспечении местного аэропорта. И строительство ВПП стало первым этапом в масштабной модернизации всего комплекса.
- Полоса длиной 4 километра, шириной 75 метров стоила 225 миллионов долларов. Она может принимать все виды самолетов, которые существуют в мире, в том числе А-380. Мало того, сюда смогут приземлиться и воздушные суда, которые будут спроектированы в ближайшие 20 лет, - сообщил Борис Колесников.
И похоже, что перспективные планы станут реальностью в ближайшее время. Например, уже этой осенью отсюда начнутся регулярные полеты в Пекин на "Боинге-767".
- Полоса имеет дальнемагистральные возможности. С весны еще несколько авиакомпаний Юго-Восточной Азии войдут в донецкий аэропорт. К зиме будет открыт новый аэропорт. Его пропускная способность будет 5 миллионов пассажиров в год. Также мы планируем построить целый бизнес-город. Будет выставочный центр, мультимедиа-центр. Также будет еще один терминал административной и деловой авиации с рабочим названием "Прокофьев-2". Там же будет и транзитный отель, - сообщил Борис Колесников.
По мнению вице-премьера, с такой развитой инфраструктурой украинские миллионники - Харьков, Днепропетровск и Донецк - получат уникальные возможности для развития бизнеса и дальнейшей интеграции в европространство.
Фото пресс-службы Министерства инфраструктуры Украины.
Куда прилетят самолеты с евроболельщиками?
Киев
Международный аэропорт "Борисполь"
l ВПП (взлетно-посадочная полоса) №1 - длина 4000 м, ширина - 60 м.
l ВПП №2 - длина 3500 м, ширина - 60 м.
l Пропускная способность сейчас - 1840 пас./ч.
l Пропускная способность во время Евро-2012 - 4150 пас./ч.
Харьков
Международный аэропорт "Харьков"
l ВПП - длина сейчас 2224 м, будет - 2620 м, ширина - 45 м.
l Пропускная возможность сейчас - 1400 пас./ч.
l Пропускная способность во время Евро-2012 - 2550 пас./ч.
Донецк
Международный аэропорт "Донецк" (предполагаемое новое название "Им. Прокофьева")
l ВВП - длина 4000 м, ширина - 75 м.
l Пропускная возможность сейчас - 300 пас./ч.
l Пропускная способность во время Евро-2012 - 3100 пас./ч.
Львов
Международный аэропорт "Львов"
l ВПП - длина сейчас 2510 м, будет - 3450 м, ширина - 45 м.
l Пропускная возможность сейчас - 300 пас./ч.
l Пропускная способность во время Евро-2012 - 1900 пас./ч.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- Уложено 650 тысяч куб. метров бетона и 700 тонн арматуры.
- Выполнено 550 000 кв. метров покрытий.
- Общая площадь проведения работ - 270 га.
- Установлено 2000 светомаяков и 3 радиомаяка.
- На ВПП построены спасательные станции. Пожарное депо рассчитано на 3 аэродромные машины. Основная станция - на 5 машин.