Прогноз крымских ученых: Солнце  убьет  GPS, мобилки и беспроводной Интернет

Прогноз крымских ученых: Солнце "убьет" GPS, мобилки и беспроводной Интернет

Чего стоит опасаться Украине в ближайшие годы, конечно же, специалистов волнует в первую очередь.

Ученые во всем мире солидарны в своих опасениях: всего через несколько лет сила и частота солнечных бурь многократно увеличатся. Потоки протонов и электронов будут бомбардировать атмосферу Земли, выводя из строя спутники и нарушая работу операторов мобильной связи. Страшно представить, если сила электромагнитных излучений "накроет" мобильные телефоны, систему навигации GPS и беспроводной Интернет, работа которых здорово зависит от солнечной активности. А это вполне возможно!

ГРЯДУТ СИЛЬНЫЕ МАГНИТНЫЕ БУРИ

- Последние наблюдения говорят о том, что текущий, 24-й по счету, цикл солнечной активности развивается не по типичному сценарию, - рассказал "КП" заместитель директора по научной работе Крымской астрофизической обсерватории (КрАО) Александр Вольвач. - Половина специалистов утверждает, что нас ждет умеренно сильный цикл с пиком в октябре этого года. Другая половина считает, что цикл будет умеренно слабым, с пиком в августе 2012 года. Это означает, что, вероятнее всего, мощные солнечные вспышки начнутся тогда, когда этого меньше всего ждешь - в самый непрогнозируемый период. Также велика вероятность нескольких очень больших магнитных бурь.

Первый период мощных солнечных вспышек уже был отмечен в середине февраля 2011 года. Солнечный ветер достиг Земли и вызвал сбои в работе электрических сетей сразу в нескольких местах, а на юге Китая даже временно прекратилось радиовещание. Астрофизики утверждают, что ни одна страна не застрахована от подобных катастроф.

Сильные вспышки на Солнце - весьма редкое явление. Первыми от них страдают спутники и работающие на околоземной орбите космонавты. На Земле колебания магнитного поля представляют наибольшую опасность для трансформаторов, понижающих напряжение при переходе от линий электропередач к потребителям.

- Так, солнечный ветер в 1972 году привел к остановке работы телефонных сетей в штате Иллинойс, а в 1989 году - к аварии на канадской гидроэлектростанции, оставив на 9 часов без электричества более 6 миллионов человек в США и Канаде, - продолжает Александр Евгеньевич. - А если бы магнитная буря 150-летней давности повторилась сейчас, то произвела бы тот же эффект, что и ураган "Катрина", прошедший по всей планете. К счастью, бедствия можно предотвратить.

Замдиректора по научной работе Крымской астрофизической обсерватории Александр Вольвач.

ПРИ СОЮЗЕ СПАСАЛИ КОСМОНАВТОВ ОТ ГИБЕЛИ

Именно для изучения солнечных процессов в конце 1950-х у нас и была создана на базе Крымской астрофизической обсерватории служба Солнца. Она объединила радиотелескопы на Южном берегу Крыма близ Симеиза и оптические телескопы в поселке Научный возле Бахчисарая. Служба оснащена новым радиотелескопом сантиметрового диапазона длин волн РТ-2. А вхождение во всемирный проект e-Callisto (Каллисто - спутник Юпитера, открытый Галилео Галилеем в 1610 году, именно тогда итальянский ученый первым и обнаружил на Солнце пятна) в дальнейшем даст возможность полноценно чувствовать "дыхание" Солнца и делать надежные краткосрочные прогнозы солнечной активности.

Ежедневные наблюдения светила в Крыму начали проводить с 1957 года. Именно тогда станции присвоили кодовое название KRIM, а ее данные публиковались в международных и советских справочниках. По сведениям ученых, одними из наиболее результативных достижений исследования Солнца стали прогнозы его активности. В начале космической эры, когда корабли не имели еще достаточной защиты от солнечной радиации, во время полетов человека в космос объявлялся так называемый "Алерт Северного" - все обсерватории СССР присылали в Крымскую астрофизическую обсерваторию свои радио- и оптические наблюдения, а наиболее авторитетные "солнечники" предсказывали вспышки на три дня вперед.

Вероятность крымских прогнозов составляла 85-90 процентов. Если ожидались мощные вспышки, полет космонавтов немедленно прекращался. Полет Валерия Быковского на корабле "Восток-5" и Валентины Терешковой на корабле "Восток-6" несколько раз откладывался именно из-за вспышек на Солнце. Прогноз вспышки в максимальные три балла был дан при полете 26-30 октября 1968 года Георгия Берегового. Космический корабль "Союз-3" был посажен, и ровно через три часа на Солнце произошла вспышка, представлявшая смертельную опасность для человека в космосе.

Американская наука тогда заявила, что в СССР научились прогнозировать вспышки на Солнце. Да и сейчас во время повышенной активности на МКС запрещены выходы в открытый космос.

НАСА ДАВНО РАБОТАЕТ В СТЕРЕО

- В Крыму есть все условия, чтобы создать здесь Национальный прогностический центр, ведь Украина считается серьезной космической страной, - говорит Александр Вольвач. - Кстати, в Институте астрономии в Швейцарии специально для автономии разработали аппаратуру, с помощью которой можно будет непрерывно наблюдать за Солнцем на протяжении всей недели. Сейчас такие спектрографы действуют в 14 странах. Участие в этом международном проекте позволит Украине подключиться к централизованной базе данных и получать сведения о солнечной активности, которые собирают станции по всему миру.

Но первенство по объему информации о поведении Солнца принадлежит НАСА - Национальному управлению США по аэронавтике и исследованию космического пространства. Космическая обсерватория STEREO состоит из двух аппаратов, которые, синхронно вращаясь вокруг Солнца, за счет объединения фотографий получают объемный кадр.

С помощью таких радиотелескопов, а в Кацивели их три, мы исследуем вспышки на Солнце.

БУДЬ В КУРСЕ

Чем опасны вспышки

- Выводят из строя спутники

- Нарушают работу операторов мобильной связи

- Вредят системе навигации GPS

- Нарушают работу беспроводного Интернета

- Увеличивают уровень ультрафиолетового и рентгеновского излучения

- Затрудняют работу самолетов и поездов

- Могут вывести из строя водопровод, отопление - все, что работает от электроэнергии

- Влияют на здоровье метеозависимых людей

О вспышке на Земле узнают через 8 минут

Особенно много солнечной энергии выделяется во время солнечных вспышек, происходящих в районе солнечных пятен. Ведь они гигантские, в диаметре больше  земного шара. Возмущение на Солнце распространяется в межпланетное пространство, достигает орбиты Земли, вызывает ряд геофизических явлений, воздействует на биосферу и на качество работы многих устройств наземного и космического оборудования. Из-за конечной скорости света факт происхождения вспышки становится известным на Земле через 8 минут. А вот до земной поверхности "эхо" докатывается через 16 часов 20 минут. Это запаздывание дает возможность предотвратить некоторые нежелательные последствия. К примеру, изменить канал связи лайнера с авиадиспетчером, ограничить давление в нефтепроводе, перенести на другое время старт космического корабля  и т. д. Разумеется, предотвратить солнечные вспышки невозможно, но своевременный прогноз позволяет уменьшить их негативное воздействие.

В ТЕМУ

Француз запатентовал солнечную подзарядку для сотового

33-летний предприниматель Людовик Деблуа еще в 2006 году запатентовал изобретение WYSIPS, которое способно произвести революцию в мобильных телефонах нового поколения. Его идея проста: прозрачная фотогальваническая пленка толщиной всего 0,1 милимметра, встроенная в экран смартфонов, телефонов и пр., позволит заряжать их солнечной энергией всего за 6 часов. При этом изобретение не наносит вреда ни яркости экрана, ни его реакции на прикосновение. Но кто из операторов первым начнет выпускать такие телефоны, пока загадка.

- Несомненно, использование энергии Солнца имеет большие перспективы и уже сейчас широко применяется в космонавтике (энергоснабжение всех спутников, в том числе обитаемой Международной космической станции (МКС) производится от солнечных батарей), - говорит Александр Вольвач.- Но пока стоимость таких устройств достаточно высока, и поэтому их применение для наземных целей экономически не оправдано.

Ожидали от Беларуси другого решения. У Зеленского с сожалением восприняли выдачу  вагнеровцев  России
Ожидали от Беларуси другого решения. У Зеленского с сожалением восприняли выдачу "вагнеровцев" России 250 1

Украина разочарована и считает такой поступок недружественным шагом.

Зеленский не поедет к Лукашенко, пока ситуация в Беларуси не уладится
Зеленский не поедет к Лукашенко, пока ситуация в Беларуси не уладится 135 4

А заседания ТКГ продолжатся в режиме телеконференций.

ЕС одобрил санкции против Беларуси и ряда белорусских чиновников
ЕС одобрил санкции против Беларуси и ряда белорусских чиновников 188 2

Политическое решение принято - подавлению протестов дана оценка.

В Офисе Генпрокурора объяснили задержание днепровского ректора
В Офисе Генпрокурора объяснили задержание днепровского ректора 309

По версии следствия, он потребовал взятку за возвращение имущества.

Скандальный Вадим Титушко на пару часов стал вторым человеком в боях без правил на Киевщине [фото, обновлено] 2959 4

Несмотря на то, что спортсмен подозревается в разбое и ждет суда, его назначили вице президентом федерации - но тут же уволили.

В Карпатах от сердечного приступа умер известный киевский нейрохирург
В Карпатах от сердечного приступа умер известный киевский нейрохирург 1628 1

Юрий Яминский поднимался в горы в составе туристической группы.

Курс валют на выходные: сколько стоит доллар и будет ли дешевле
Курс валют на выходные: сколько стоит доллар и будет ли дешевле 55

Гривна укрепляется без перерывов на выходные.

Государство не заинтересовано в развитии  Мотор Сичи , - адвокат компании-акционера
Государство не заинтересовано в развитии "Мотор Сичи", - адвокат компании-акционера 147 2

Адвокаты подали апелляционную жалобу на постановление об аресте акций.

Эстонские фермеры идут в суд:  Наших  украинцев депортировали несправедливо!
Эстонские фермеры идут в суд: "Наших" украинцев депортировали несправедливо! 429 2

Трудовые мигранты 46 раз нарушили условия карантина, поэтому их выдворили из страны.

Украинцы доплачивают  врачам и много тратят на лекарства
Украинцы доплачивают врачам и много тратят на лекарства 211

Главные проблемы украинской медицины глазами населения.

Гороскоп для всех знаков зодиака на 16 августа
Гороскоп для всех знаков зодиака на 16 августа 19

Девы, вам будет скучно, нужна компания. Рыбы, будьте серьезнее, все хорошо в меру.

Дождались! Баржа с арбузами снова придет из Херсона в столицу
Дождались! Баржа с арбузами снова придет из Херсона в столицу 164

Погрузка начнется 15 августа.

Даша Астафьева показала голую грудь
Даша Астафьева показала голую грудь [фото] 617

Певица разделась для фотосессии.

Маша Ефросинина скрестила два фото: свое и Оли Поляковой. Фанаты решили, что в кадре Оксана Марченко 442 1

А кое-кто увидел актрису Монику Белуччи и телеведущего Сергея Притулу.

Режиссер фильма  Конец каникул : Цой магически действовал на людей, и они отдавали ему по несколько сигарет сразу
Режиссер фильма "Конец каникул": Цой магически действовал на людей, и они отдавали ему по несколько сигарет сразу 441 1

Сергей Лысенко вспоминает, как снимал в Киеве фильм о культовой группе "Кино" с участием Виктора Цоя.

Бавария  уничтожила  Барселону  в четвертьфинале Лиги Чемпионов - 8:2
"Бавария" уничтожила "Барселону" в четвертьфинале Лиги Чемпионов - 8:2 510 1

За первые полчаса баварцы забили пять голов. Правда, один - в свои ворота.

Почему  Шахтер  точно выиграет Лигу Европы. Как украинские команды играли в полуфиналах еврокубков