Итак, он улетел. И обещал вернуться. В последний раз.
Почти миллион романтиков добрались на мыс Канаверал, чтобы, не стыдясь слез, проводить символ американской космонавтики. Мест в гостиницах не хватило. Народ под проливным дождем и порывистым ветром ставил на лужайках палатки. Гроза могла бы стать причиной переноса пуска. Но развиднелось, и "Атлантис" всего лишь с трехминутной задержкой (и на этот раз технических неисправностей не удалось избежать), с грохотом, словно громыхнула разом сотня громов, ушел ввысь.
Вместо шестерых - четверо
Тридцатилетняя история программы Spaсe Shuttle закончится 20 июля, когда "Атлантис" выпустит шасси над посадочной полосой космодрома во Флориде. Если выпустит... Американские инженеры долго спорили - а есть ли смысл снова рисковать? Шаттлы, несмотря на их модернизацию почти перед каждым полетом, выработали свой ресурс. Решили рискнуть - на Международную космическую станцию нужно закинуть тонны грузов. Часть из них проектировалась именно под шаттлы. Но экипаж на всякий случай сократили. Вместо шести-семи астронавтов, которые обычно занимают места в челноке, на этот раз полетели четверо - пилоты Кристофер Фергюсон и Дуглас Херли и специалисты Рекс Уолхайм и Сандра Магнус. Все ребята бывалые - только для Херли это второй полет в космос, для остальных это третья командировка к звездам.
Американцы аккуратно говорят: "Если с "Атлантисом" что-то случится, экипаж вернется на Землю на российских "Союзах". Договоренность с Роскосмосом у НАСА есть. Что имеется в виду под "что-то случится"? Это если снова, как в трагической истории с шаттлом "Колумбия", повредится теплозащитная плитка и ее нельзя будет отремонтировать в открытом космосе. Напомню, в 2003 году при возвращении на землю "Колумбия" взорвалась. Экипаж погиб. Но может произойти и действительно что-то неожиданное. "Атлантис" летает с 1985 года, и этот его полет тридцать третий. Многовато...
Если же это "что-то" случится, следующие "Союзы" будут стартовать к МКС с одним или двумя пустыми креслами. Российские корабли сейчас летают к МКС четыре раза в год. Так что последнему члену "Атлантиса" в ожидании эвакуации придется задержаться на МКС на целый год. Пока известно, что в случае неприятностей первым на российском корабле вернется Рекс Уолхайм. На шаттле везут для него союзовский ложемент и российский скафандр. Ложементы и скафандры остальных астронавтов тоже готовы. Но пока остаются на Земле.
Следующая остановка - Марс
Чтобы приободрить нацию, нынешний глава НАСА и бывший астронавт Чарльз Болден на днях сказал:
- Лидерство США в космосе продлится еще как минимум 50 лет.
И он прав. Американцы понимают, как дальше должна развиваться космонавтика. Приоритет - экспедиция на Марс. Уже разрабатывается корабль, который доставит экипаж с Земли на орбиту, где соберут марсолет. Занимаются системами, которые защитят людей от радиации и солнечного излучения во время почти что 500-суточного полета к Красной планете. Разрабатываются системы жизнеобеспечения.
Болдена поддерживает Обама. Накануне запуска "Атлантиса" он заявил:
- Я поставил перед НАСА амбициозную задачу: открыть новые границы в исследовании космоса, отправив американцев на Марс.
|
Фото РЕЙТЕР.
ЧТО ПОЧЕМ?
Первые полеты шаттлов обходились американскому бюджету сравнительно недорого - около 20 миллионов долларов в деньгах 80-х годов прошлого века.
Стоимость же последних запусков челноков колебалась от 1,4 до 1,6 миллиарда долларов. Всего же, по подсчетам НАСА, общие расходы на программу Space Shuttle в сегодняшних деньгах составили примерно 209 млрд долларов (это без стоимости нынешнего полета "Атлантиса").