РЕДАКТОРЫ НАЗВАЛИ ТЕКСТ ПРИМИТИВНЫМ
Российский искусствовед Юрий Бирюков, работая над передачами телевизионного цикла «Песня далекая и близкая», наткнулся на очень интересную информацию, которую потом опубликовал в журнале «Родина».
- Поэт-песенник Сергей Красиков, редактор литературно-художественного альманаха «Поэзия», рассказал, что стих «Двадцать второе июня» в числе других принес ему однажды поэт Борис Ковынев и предложил опубликовать в разделе произведений, родившихся в годы войны, - рассказывает искусствовед. - Ковынев показал вырезку из фронтовой газеты со стихотворением, подписанным его фамилией. Однако члены редколлегии сочли текст примитивным и отказали в публикации.
Эта популярнейшая песня родилась в Украине в первую неделю войны. Кто положил стихи на мотив «Синего платочка» (композитор Ежи Петерсбургский), неизвестно. Но первым «Прощальную» услышал и записал в свой блокнот боец Немчинов 29 июня. А уже через месяц она стала по-настоящему народной.
Как выяснил искусствовед Бирюков, есть еще одно стихотворение полтавского поэта, ставшее народной песней. В фондах Российской государственной библиотеки он отыскал несколько сборников и газет со стихами Ковынева, и среди них был «Авиамарш»:
Там, где пехота не пройдет
И бронепоезд не промчится,
Угрюмый танк не проползет,
Там пролетит
стальная птица…
В 1927 году это стихотворение почти одновременно опубликовали газеты «Гудок» и «Красная звезда». Песня пошла в народ, снова потеряв имя автора.
ДРУЖИЛ С ЕСЕНИНЫМ
К сожалению, о самом авторе известно мало. До войны Борис Константинович был довольно известным поэтом. Закончил литературный факультет ВХУТЕМАСа (высшие художественно-технические мастерские в Москве). Первая его книжка стихов вышла в 1925 году. Вторая - «Последний из могикан» - в 1926-м. Одну из них рекомендовал к печати Максим Горький. А еще известно, что Ковынев дружил с Есениным.
После войны поэт печатался реже, ходили слухи, что даже сидел в тюрьме. А в 1970 году он умер.
- С трудом отыскал я его заброшенную, заросшую травой могилку на Ваганьковском кладбище, - писал Юрий Бирюков. - Но так и не сумел пока найти хотя бы его фотографию, чтобы поместить в моей книге «Распятые авторы знаменитых песен».
«С ВОСХИЩЕНИЕМ ВСПОМИНАЛ РОДНУЮ МИЛОРАДОВКУ»
Борис Ковынев родился под Полтавой в селе Марьевка. Корреспонденты «КП» решили попытать счастья: а вдруг удастся еще что-то узнать о забытом поэте у него на родине? Увы, ни один житель Марьевки даже не слышал ни фамилии Ковынев, ни Ковань (такую при рождении получил от отца Борис Константинович). Да и в сельсовете удивились нашему вопросу.
Зато в Полтаве удалось отыскать жену краеведа Петра Ротача, который раньше по крупицам собирал информацию о Ковыневе и даже переписывался с его женой в Москве. Она подтвердила, что поэт действительно родился в Марьевке в 1903 году. Его отец вернулся с российско-японской войны инвалидом и работал в акцизном ведомстве. Вскоре семья переехала в соседнее село Милорадово. Там Борис закончил начальную школу и поступил в Полтавское реальное училище. Сейчас в этом здании находится политехнический техникум.
- В войну в реальном училище расположился госпиталь. После бомбежки от него остались только стены, все архивы сгорели. Лишь в 1977 году здание реконструировали, - рассказала «КП» замдиректора техникума Людмила Стрелько. – Мы поднимали городские архивы и узнавали имена известных учеников училища, но про Ковынева информации не нашли.
Этому есть объяснение: вскоре после поступления Борис вместе с родителями уехал в Тифлис и больше на родину не приезжал. Там, в Грузии, начал писать.
«Детские годы, проведенные в Украине, оставили след на всей моей жизни и творчестве, - писал поэт на склоне лет. - Только я научился читать, как сразу увлекся произведениями Шевченко. В 8 лет под впечатлением и сам попробовал написать что-то».
Жена Ковынева писала полтавскому краеведу, что Борис из-за тяжелой болезни 10 лет был прикован к постели, очень рвался на родину: «В бессонные ночи часто рассказывал про детство и с восхищением вспоминал свою Милорадовку».
|