Сегодня 26 сентября +23°C
Валерий ВОЛОДЧЕНКО (20 июня 2011)
Советские летчики-штрафники воевали не хуже Покрышкина и Кожедуба

Советские летчики-штрафники воевали не хуже Покрышкина и Кожедуба

Комментарии: 20

Долгие годы считалось, что во время Великой Отечественной не было летных штрафбатов. Но мы нашли документы, подтверждающие, что они были, и воевали эти провинившиеся перед партией солдаты не хуже официально признанных героев.

Сегодня, накануне 70-летия со дня начала той страшной войны, мы решили рассказать о несправедливо забытом герое, который был настоящим летчиком-асом и отдавал всего себя, защищая Родину. К тому же он и родился 23 февраля, в День защитника Отечества.

К сожалению, 12 февраля 2011 года Ивана Федорова не стало. Он совсем чуть-чуть не дожил до своего 97-летия. Но мы должны знать и помнить его подвиги...

В годы Великой Отечественной войны Иван Федоров был командиром уникального в мировой военной истории подразделения - группы летчиков-штрафников. За выдающиеся фронтовые заслуги неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду получил только в марте 1948 года по личному указанию Сталина - «за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм».

Когда Громов грянул

Впервые об Иване Федорове мне рассказал другой выдающийся наш летчик - Михаил Михайлович Громов. С ним я познакомился в середине восьмидесятых годов прошлого теперь уже века. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Громов увлеченно работал над рукописью своих мемуаров. Увы, о своем фронтовом подчиненном Иване Федорове и летчиках-штрафниках даже Громов в открытой печати поведать тогда не мог: цензура, соображения секретности. И я, занеся фамилию штрафного летчика в журналистский блокнот, на многие годы забыл об этой «нецензурной» записи. А события были удивительные…

С первых же дней Великой Отечественной войны летчик-испытатель Иван Федоров стал забрасывать все мыслимые инстанции требованиями об отправке на передовую. Настойчивые его рапорты оставались без ответа. Впрочем, иного и быть не могло: на авиазаводе в Горьком он ставил на крыло новые самолеты, которые после обкатки сразу улетали на боевые позиции. «Броня от фронта» была непробиваемой. И однажды он решился на отчаянный шаг. Подняв в воздух новенький истребитель, взял курс на запад.

М. Громов (в 1942 году - командующий Третьей воздушной армией Калининского фронта): «На фронтовом аэродроме ЧП - неопознанный самолет!» А Ванька глушит моторы, счастливая улыбка до ушей: «Товарищ генерал! Летчик-испытатель Федоров прибыл в ваше распоряжение…»

- Особисты вполне могли расстрелять меня за угон самолета и «дезертирство» с авиазавода, - прокомментировал мою давнюю журналистскую запись Иван Евграфович. - Но спас Громов.

Тогда Иван Федоров, конечно, не знал, что спас его, объективно говоря, не Громов, а сам Иосиф Сталин! Вернее, знаменитый и беспощадный сталинский приказ № 227 от 28 июля 1942 года, который однозначно потребовал: ни шагу назад! Приказ детально определил: «Сформировать в пределах фронта  от  одного  до  трех  штрафных  батальонов… В пределах каждой армии от 5 до 10 штрафных рот… чтобы в более трудных условиях искупили свою вину кровью».

Михаил Громов ответственность за летчиков-штрафников на себя взял и собственной головой рискнул. Через два месяца отчаянных боев командующий Калининским фронтом Конев вызвал Ивана и приказал: «Пиши отчет, предлагай, что делать со штрафниками». И Федоров четверых своих летчиков предложил представить к званию Героя Советского Союза, остальных - к другим высоким правительственным наградам и очередным воинским званиям. И всех немедленно отпустить по родным полкам.

После войны летчик-испытатель Федоров работал в КБ Лавочкина. Начиналась эра реактивной авиации. Испытывая новейшие самолеты, Федоров попутно установил несколько десятков  рекордов.

Сталин с уважением и симпатией относился к Лавочкину, чем тот и воспользовался при встрече. «Это, Иосиф Виссарионович, наш шеф-пилот, - подтолкнул он к вождю Ивана. - Фронтовик. Неоднократно представлялся к званию Героя…» Сталин задумался, с интересом буравя Федорова своим тяжелым взглядом, попыхал трубкой. Потом пообещал: «Разберемся!» Так в марте 1948 года Иван Федоров получил давно заслуженную  награду - Золотую Звезду Героя. 

Сталинские соколы.
Сталинские соколы.

Засекреченный Герой

Многие годы Иван Федоров был абсолютным  секретоносителем. Официальное о нем упоминание случилось только в перестроечные времена: в 1988 году его имя впервые появилось в открытой печати - в биографическом словаре «Герои Советского Союза». В официальном издании были перечислены, например, его награды - ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды и 

т. д., при этом как-то туманно и обтекаемо говорилось о количестве сбитых самолетов врага. Почему? Да потому, что по количеству  уничтоженных  во  время войны вражеских самолетов И. Федоров значительно превзошел наших самых прославленных воздушных асов. И при личной с ним встрече я не мог не задать прямого вопроса: сколько сбил?

Иван Евграфович ответил буднично: «134 самолета. Шесть из них - таранил. Это за все военные конфликты…» Для сравнения: на официальном победном счету известнейшего воздушного аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина 59 сбитых фашистских самолетов, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб уничтожил 62 самолета.

- И Кожедуб, и Покрышкин - выдающиеся герои, - сказал Иван Евграфович. - Но на фронте много отважных ребят было. Знаю летчиков, которые и по десятку самолетов за один бой сбивали. Ни в одной армии мира нет таких показателей…

Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Попков (прототип  Маэстро из культового фильма «В бой идут одни «старики»), который в официальной иерархии самых результативных советских летчиков   Великой  Отечественной войны значится на четвертом месте - после Кожедуба, Покрышкина и Евстигнеева - никогда не скрывал, что считает себя учеником Ивана Евграфовича Федорова: «Любой бой я сразу переводил на «вертикаль», чему научил меня  виртуозный летчик-истребитель Иван Федоров...» 

«Иконостас» летчика-штрафника.
«Иконостас» летчика-штрафника.

Стыдная история

Первые мои журналистские публикации о командире группы летчиков-штрафников состоялись в год 60-летия Победы. И были они написаны со слов Михаила Громова и самого Ивана Федорова. Тем не менее газетный рассказ о «живой встрече» с командиром летчиков-штрафников был замечен на самом верху. Журналисты самых разных изданий стали добиваться у героя «эксклюзивных интервью». Возможно, все эти обстоятельства и послужили началом уже другой, стыдной истории… В редакции центральных газет, на телевидение вдруг стали приходить «протестующие письма», которые можно было бы объяснить обыкновенной человеческой завистью и не обращать на них внимания, но уж больно громкие фамилии стояли под «опровержениями». Я не буду сегодня вспоминать эти фамилии, скажу только, что отцы возмущенных «подписантов» были в свое время кремлевскими вельможами-небожителями и сталинскими приближенными. Претензия сводилась к тому, что летчиков-штрафников не было, потому что не было никогда!

И пришлось мне несколько лет заниматься «архивными изысканиями». Наша история - самая таинственная в мире, и многие грифы секретности, наштампованные еще бериевскими сотрудниками, продолжают оставаться действующими… Легче всего оказалось подтвердить авиационные рекорды. Приведу самую последнюю строку из представления И. Е. Федорова к званию Героя Советского Союза: «В конце 1947 года на совершенно новой схеме самолета получил наивысшие в СССР скорости». Ниже подпись: главный конструктор Лавочкин.

В конце концов я добрался и до наградного листа, подписанного зимой 1943 года генерал-майором авиации Ерлыкиным и генерал-лейтенантом авиации Руденко. Цитирую с некоторыми сокращениями: «Федоров И. Е. - участник Отечественной войны с 27.7.42 г. на Калининском, Ленинградском и Центральном фронтах.

За этот период времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й воздушной армии и по совместительству командовал отрядом управления, а затем ГРУППОЙ ШТРАФНИКОВ (выделено мною. - В. В.) летного состава».

А вот свидетельство из другого наградного листа, подписанного в октябре 1944 года полковником Додоновым и генерал-лейтенантом авиации Журавлевым: «Лично полковник Федоров летает на всех типах отечественных самолетов с большим желанием. В бою смел и при встрече с противником навязывает ему бой. За организацию и руководство ГРУППОЙ  ШТРАФНИКОВ (выделено мной. - В. В.) и командование дивизиями Федоров И. Е. награжден орденом Отечественной войны I ст. и орденом Александра Невского…»

Что касается «количества сбитых самолетов» (а штрафникам их особо и не считали), то вынужден признаться: не нашел я подтверждающих бумаг. И не потому, что плохо искал, а потому, что хорошо у нас умели и до сих пор умеют секретить историю. Ведь даже в Испании с мая 1937 года по февраль 1938-го, если верить нашим архивным документам, Иван Федоров находился, оказывается, в простой «правительственной командировке». А отважно там дрался и побеждал фашистов (по разным сведениям, проверить которые сегодня не представляется возможным, «испанский счет» составил 24 сбитых самолета) некий «капитан Жан», которого испанцы прозвали Диабло Рохо - Красный дьявол.

Послужной военный список.
Послужной военный список.

И в Китае согласно официальным документам в 1940 - 1941 годах Иван Федоров, надо полагать, тоже мирно летал-развлекался?

У историка Вячеслава Родионова, который много лет скрупулезно исследует биографию Федорова, свое видение «победной проблемы» летчика-штрафника: «Почему вообще у некоторых завистников возникает сомнение в количестве сбитых Иваном Евграфовичем самолетов? Это в штабах должны были фиксировать уничтоженные им цели. Домысливать ничего не буду, но напомню мелкий в масштабах военной истории факт: в это же время на Калининском фронте летал Василий Сталин. И авиадивизия, к которой сын вождя был приписан, просто поражала своей победной результативностью. Как тут не вспомнить ломоносовское: «Если где-то убавилось, то в другом месте обязательно присовокупится…»

Фото автора и из личного архива  И. Е. Федорова. 

Политика

В Китае запретили использовать WhatsApp
В Китае запретили использовать WhatsApp 129

Проблемы в работе приложения начались еще в минувшее воскресенье.

Ющенко под Киевом хотел попариться в бане, а его заставили делать селфи
Ющенко под Киевом хотел попариться в бане, а его заставили делать селфи [фото] 274

Экс-президент любезно согласился сфотографироваться, хотя был на отдыхе и с голым торсом.

Генпрокуратура Испании заявила о возможном аресте главы Каталонии
Генпрокуратура Испании заявила о возможном аресте главы Каталонии 72

На данный момент такие меры еще не рассматривались, но в Мадриде такого варианта не исключают.

Происшествия

В Белой церкви загорелся фармацевтический завод
В Белой церкви загорелся фармацевтический завод [фото, видео] 635

Бороться с огнем направили 60 человек.

ДТП на мосту в Изюме: пострадали 23 человека, среди них - 10 детей
ДТП на мосту в Изюме: пострадали 23 человека, среди них - 10 детей [фото] 404

Погибших в результате аварии нет.

Дочь советского хоккеиста Толмачева призналась в убийстве отца
Дочь советского хоккеиста Толмачева призналась в убийстве отца 1017

Женщина не могла придумать, как избавиться от тела и накрыла его тряпками.

Экономика

Нацбанк не признал биткоин валютой
Нацбанк не признал биткоин валютой 29

Официального решения по этому поводу еще нет, но банкиры предупреждают о возможном мошенничестве с криптовалютами.

 За життя  добилась победы у Нацбанка: начинаются выплаты 3 миллиардов!
"За життя" добилась победы у Нацбанка: начинаются выплаты 3 миллиардов! 736

Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) начнет выплаты вкладчикам ряда известных банков на общую сумму более 3 млрд гривен.

Канада построит в Украине заводы, чтобы торговать с Европой?
Канада построит в Украине заводы, чтобы торговать с Европой? 903 1

"КП" в Украине" вместе с экспертами изучила заявление Петра Порошенко о приходе в нашу страну инвесторов, и что их может заинтересовать.

Общество

Астролог рассказал об опасности пятницы 13 октября
Астролог рассказал об опасности пятницы 13 октября 425

Влад Росс отметил, что в безопасности в этот день будут пассажиры самолетов.

Порошенко подписал скандальный Закон  Об образовании
Порошенко подписал скандальный Закон "Об образовании" 1253

Глава государства назвал его одной из главных реформ.

Неизвестное морское существо выбросило на берег Филиппин
Неизвестное морское существо выбросило на берег Филиппин [фото] 2541

Тело животного сильно испорчено, но специалисты попытаются установить, что это за зверь.

Светская хроника и ТВ

Победителя Евровидения перевели в реанимацию для пересадки сердца
Победителя Евровидения перевели в реанимацию для пересадки сердца 360

В ближайшее время португальцу предстоит тяжелая операция.

Фильм об украинской интеллигенции 30-х годов поборется за приз в Варшаве
Фильм об украинской интеллигенции 30-х годов поборется за приз в Варшаве 63 1

Лента режиссера Тараса Томенко "Дом "Слово" вошла в конкурсную программу кинофестиваля.

Новый  Холостяк  - о девушке, которую ищет:  Возможно, она находится в некоторой депрессии
Новый "Холостяк" - о девушке, которую ищет: "Возможно, она находится в некоторой депрессии" 460

Рожден Ануси считает, что, возможно, именно на телепроекте произойдет что-то новое в его жизни.

Спорт

Фонсека:  Многие скажут, что у  Шахтера  мало шансов
Фонсека: "Многие скажут, что у "Шахтера" мало шансов" 145

Главный тренер донецкой команды провел пресс-конференцию накануне матча Лиги чемпионов против "Манчестер Сити"

Призер  Игр непокоренных  Сергей Торчинский: С пьедестала - сразу в ЗАГС
Призер "Игр непокоренных" Сергей Торчинский: С пьедестала - сразу в ЗАГС 82

Первый день соревнований на "Играх непокоренных" в Торонто принес украинской сборной бронзовую медаль.

Гвардиола:  Надеюсь, смогу убедить игроков относиться к  Шахтеру  серьезно
Гвардиола: "Надеюсь, смогу убедить игроков относиться к "Шахтеру" серьезно" 228

Главный тренер "Манчестер Сити" пообщался с журналистами накануне матча против украинской команды в Лиге чемпионов