22 декабря
Загрузить еще

Казацкая икона нашла свою «половинку»

Казацкая икона нашла свою «половинку»
Фото: «Богоматерь с младенцем» дарили невестам, а «Христа Вседержителя» - женихам. Фото автора.

А первая часть старинной казацкой иконы-диптиха «страдала от одиночества» в экспозиции музея еще с 1969 года.

- Нашел я ее в 70-е годы в Новомосковске (Днепропетровская обл. - Прим. авт.), когда предметам культа, мягко говоря, жилось нелегко, - рассказывает Николай Алексеевич. - Ее мало того что выбросили, так она еще и сама по себе была в очень запущенном состоянии. Не видно даже было, что изображено на ней. Но со временем икона высветлилась сама собой. Как будто ожила! Даю вам слово, никто ее не реставрировал. Мы очень осторожно к ней относились. Причем процесс ее очищения произошел очень быстро, можно сказать, прямо у нас на глазах!

Художник рассказывает, что у него в доме старинная казацкая икона использовалась «по назначению» - стояла в красном уголке, и ей молилась вся его семья.

- Поэтому отдавать ее, признаюсь, все-таки было жалко, - говорит Николай Малышко. - Женщины наши даже чуточку всплакнули перед расставанием… Нет, не из-за денег там каких-то, не подумайте! Просто эта икона стала нам уже родной. Столько всего сокровенного поверяли мы ей в молитвах…

Всплакнула Нина Денисова, жена художника, и весной этого года, когда увидела в экспозиции «законную половинку» их иконы.

- Она ведь не знала, что вторая часть этой пары тоже сохранилась, об этом знал только я, - объясняет супруг. - Ну после этого на семейном совете Нина и подняла вопрос - пора отдавать нашу «половинку» в музей.

- Почему раньше сам не отдавал? - спрашивает сам себя художник. - Да времена ведь были другие, такие вещи надо было уберечь от уничтожения. А теперь, вижу, они уже необходимы нашему обществу… Так что пусть эта икона станет доступной не только для нашей семьи, но и для многих других людей.

В Днепропетровском художественном музее определили, что написаны оба образа были в конце XVIII - начале XIX века. Пару икон можно назвать уникальными, поскольку написаны они были одним из последних казацких иконописцев - ведь запорожское казачество на время их создания уже перестало существовать. Кроме того, иконописец отошел от византийских канонов - расписав рубаху Христа и плащ Богоматери яркими украинскими цветами.