Владимир ИГОШИН («КП» - Новосибирск»). (18 мая 2011)
Открытие ученых: Муравьи владеют арифметикой

Жанна Резникова и Борис Рябко уже лет тридцать изучают способности муравьев передавать друг другу информацию.

Новосибирских ученых Жанну Резникову и Бориса Рябко, которые исследуют поведение насекомых, сейчас буквально забрасывают письмами коллеги из Европы и Штатов, звонят журналисты. Слава обрушилась на россиян, когда сюжет об их открытии показал на весь мир канал «Дискавери».

ПРИНЦИП АНТЕННОГО КОДА

Собственно, то, что муравьи общаются друг с другом, науке известно. Но сибирские ученые доказали, что муравьи умеют считать - складывать и вычитать простые числа. Несколько лет подряд сибирские ученые ставили два эксперимента, которые пока никому не удалось повторить (хотя многие западные ученые сейчас пытаются присвоить открытия сибиряков).

Суть эксперимента проста. В специальную емкость помещают лабиринт - большую «гребенку» с отходящими от основного ствола 30 одинаковыми дорожками. На некоторых дорожках оставляют ватку, смоченную водой, а на одной - с сахарным сиропом. После этого на «гребенку» выбегает муравей-разведчик. Он мчится по всем дорожкам, находит провиант и возвращается в муравейник, расположенный тут же - в прозрачной емкости, чтобы имитировать естественную среду.

Вернувшись, разведчик применяет «антенный код», то есть, касаясь своими усиками усиков собеседника, рассказывает мурашам-фуражирам, чья задача собирать еду для всей семьи, где найти провизию. В этот момент «гребенку» меняют, чтобы муравьишки не нашли путь к пище по запаху.

- Ватку с сиропом мы оставляли на разных дорожках: то на пятой, то на одиннадцатой, то на третьей - методом случайного выбора, - объяснил Борис Рябко, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Сибирского государственного университета телекоммуникации и информации. - Оказалось, что муравьи умеют передавать друг другу данные уверенно, почти без ошибок, используя числа.

Эксперименты показали: спешащие за лакомством насекомые-труженики точно запоминают маршрут, о котором им «рассказали» сородичи.

«Прямо мимо восьми поворотов, а потом направо» - примерно так говорит собратьям разведчик.

Муравьиный отряд устремляется вперед и - почти всегда безошибочно - находит еду. Мураши прибегают туда, где, по данным разведки, находился сироп. Чтобы не перепутать насекомых, ученые помечали их спинки капельками краски.

- Если группа приходит правильно, можно считать, что разведчик передал информацию, - сказала Жанна Резникова, доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией поведенческой экологии сообществ животных Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). - А вот что конкретно говорят друг другу муравьи, мы, естественно, можем только догадываться.

6 БИТ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССОРЕ МОЗГА

Аналогичный эксперимент с муравьями сибирские ученые ставили и на так называемом бинарном дереве - каждая его веточка через определенный промежуток раздваивается. Оказалось, что муравьишки точно запоминают количество и направление поворотов, чтобы сообщить своим собратьям примерно так: «Вначале прямо, потом направо, потом налево и снова направо - там ждет много вкусного».

- Муравей способен передать до 6 бит информации, мы измерили скорость - около 1 бита в минуту, - рассказал Борис Яковлевич. - Первые опыты на бинарном дереве позволили доказать, что у муравьев существует язык. А также, что насекомые способны передавать сообщения, включающие числа.

Например, если муравьишкам нужно было по пути к сиропу пять раз подряд поворачивать налево, то они быстрее запоминали и передавали полученные разведданные. Если же насекомым нужно было сказать соплеменникам, что бежать нужно «направо, налево и так три раза», то мураши тратили на эту операцию в три раза меньше времени, чем когда порядок поворотов был случайным.

- Насекомым, как и людям, легче запомнить последовательность «налево-направо», если она повторяется, - уверены новосибирские ученые. - Самое интересное в том, что в эксперимент с «гребенкой» доказал: муравьи умеют складывать и вычитать в пределах двух-трех единиц.

Если несколько дней подряд лакомство лежит на одной и той же дорожке «гребенки», то мураши могут сказать друг другу: «Все как вчера!» На такое сообщение насекомые тратят всего пять - семь секунд. Чуть дольше будет послание: «Как вчера, но на две дорожки раньше!» А если еда лежит на последней - 30-й - дорожке, то муравей будет рассказывать про находку не меньше минуты, а то и трех, что считается продолжительным диалогом.

ИНТЕЛЛЕКТ, КАК У ДЕТЕЙ?

В авторитетном научном журнале Behavior, который недавно рассказал о работах Резниковой и Рябко, написали, что муравьи сильны в математике, как... пятилетние дети! Но сибирские ученые считают это шуткой журналиста.

- С очень большой натяжкой пятилетних детей можно сравнить с муравьями, но исключительно  в их способностях к арифметическим действиям, - сказали «Комсомолке» ученые.

Кстати, сибирские ученые используют для опытов только лесных рыжих муравьев, называя их «интеллектуальной элитой». В лесу им встречается больше препятствий, да и путь к пище сложнее. Сообщество лесных муравьев может насчитывать до миллиона особей. Естественно, посчитать всех своих сородичей муравьи не смогут, но узнают своих знакомых в «лицо». Есть у муравьев и нечто вроде радио: когда к муравейнику подходит медведь, насекомые выделяют феромоны с сигналом «общая тревога». А еще муравьи способны оценить уровень угрозы, прикидывая на глаз количество врагов.

- Эксперименты с муравьями - первые в мире, использующие естественный язык животных, - говорит Резникова.

Интересно, что свои исследования новосибирские ученые начинали еще в 80-х, но слава в научных кругах к ним пришла только сейчас.

- Многие годы в наши работы никто до конца не верил, - рассказала Жанна Ильинична. - Сейчас же подобным образом экспериментируют во всем мире в десятках лабораторий - с шимпанзе, дельфинами, слонами, даже рыбками. А когда доказали, что даже новорожденные цыплята могут совершать простые арифметические операции, к нашим исследованиям стали относиться серьезнее.

Плот из муравьев плывет по реке.

Один за всех - все за одного

Американские ученые из Технологического института Джорджии исследовали удивительную способность красных огненных муравьев вида Solenopsis invicta. Их полно в Бразилии. Встречаются эти насекомые и в южных районах США - там, где часто случаются наводнения, вызванные тропическими ливнями. Муравьев регулярно смывает водой. Но они не тонут. Потому что строят плоты из самих себя.

Ученые имитировали природную катастрофу - заливали водой примерно по 8 тысяч муравьев. Они моментально хватались друг за друга челюстями, создавая весьма плотный, но гибкий плот толщиной примерно в сантиметр. На «строительство» уходило в среднем по 100 секунд.

В виде плота муравьи могут плавать по нескольку недель, а то и месяцев. А поодиночке они тонут за час - другой.

ОБСЕ: за 2017 год в Донбассе погибли 86 мирных жителей
ОБСЕ: за 2017 год в Донбассе погибли 86 мирных жителей 30

Еще 392 человека получили ранения.

Чего ждать от встречи Волкера и Суркова
Чего ждать от встречи Волкера и Суркова 374 1

В Украину приехал спецпредставитель США Курт Волкер - ознакомиться с ситуацией на Донбассе и пообщаться с украинским руководством перед очередной встречей с помощником президента России Сурковым в Дубае.

В США констатировали беспрецедентный уровень недоверия к власти и СМИ
В США констатировали беспрецедентный уровень недоверия к власти и СМИ 81

Ирония в том, что кризис доверия развивается не на фоне катастрофы или экономической нестабильности, а в период процветания США, утверждает глава компания Edelman.

Студент Бауманки написал  ВКонтакте , как убивал свою подругу
Студент Бауманки написал "ВКонтакте", как убивал свою подругу [фото] 252

Приятель парня прочитал запись и нашел тела в квартире в центре Москвы.

В США произошла стрельба в школе, есть жертвы
В США произошла стрельба в школе, есть жертвы 137

Один человек погиб, еще несколько получили ранения.

Датский изобретатель издевался над журналисткой, прежде чем убил ее на своей подлодке 559

Об этом говорится в обнародованном обвинительном заключении.

Аналитик: Строительный бум может обернуться несколькими  Элита-центрами
Аналитик: Строительный бум может обернуться несколькими "Элита-центрами" 211

После фактического достижения дна в 2016-м, цены на первичном рынке недвижимости в 2017-м начали двигаться в сторону небольшого повышения.

Лыжи едут : Украина поставила в Евросоюз половину всех лыж, обогнав даже Китай
"Лыжи едут": Украина поставила в Евросоюз половину всех лыж, обогнав даже Китай [инфографика] 402 3

Каждые вторые лыжи, которые импортировали в страны ЕС в 2017 году, были произведены в Украине.

Доклад МВФ: мировой ВВП растет, но финансового кризиса не избежать
Доклад МВФ: мировой ВВП растет, но финансового кризиса не избежать [видео, таблица] 542 3

Последствия кризиса могут быть хуже, чем в 2008 году, поскольку десять лет назад у стран было меньше долгов.

А мужики-то толстеют как на дрожжах!

Мир накрывает эпидемия мужского ожирения.

В Amazon рассказали о первых казусах нового магазина без касс и продавцов
В Amazon рассказали о первых казусах нового магазина без касс и продавцов 297

Проблемы возникли из-за того, что сенсоры не могли разделять покупателей, примерно схожих по фигуре, а также сбивались, когда дети начинали перекладывать товары на полках.

Красивые поздравления с Днем студента в СМС, стихах и прозе
Красивые поздравления с Днем студента в СМС, стихах и прозе 67

25 января отмечают День студента. Мы собрали лучшие поздравления с этим праздником.

В России запретили фильм  Смерть Сталина  за  насмешку над всем советским прошлым
В России запретили фильм "Смерть Сталина" за "насмешку над всем советским прошлым" 24

В картине нашли признаки экстремизма и насмешку над людьми по национальному признаку.

Галкин показал холодильник Пугачевой
Галкин показал холодильник Пугачевой 504 2

Юморист рассказал, что в отличие от жены никак не может сесть на диету.

Экс-подруга жены Джигарханяна: Быть вдовой актера - это статус. Тогда ни деньги, ни квартиры у Виталины не отберут 277

Элина Мазур рассказала нам, что было за кадром скандальной семейной драмы.

Украинские политики призывают фанатов бойкотировать ЧМ-2018 в России
Украинские политики призывают фанатов бойкотировать ЧМ-2018 в России 34

Министр иностранных дел Павел Климкин рассказал о возможных протестах во время российского мундиаля.

Наши в Австралии: что говорят  звезды тенниса об украинцах
Наши в Австралии: что говорят звезды тенниса об украинцах 42

"КП" проанализировала Australian Open, поговорив с легендарными спортсменами.

Пятов показал, как его дочь читает патриотичный стих