Причем из каждого кулака торчит указательный палец, которым обличительно тычут в оппонента: «Это он виноват!» Ни единой причастной, но покаявшейся и на себя взявшей ответственность души после львовского дня позора не нашлось. Да, впрочем, иллюзий на сей счет публика и не питала. Кто ж добровольно откажется от установки собственной партии на борьбу до победы? Или просто от занимаемой должности?
Заявление об отставке, написанное губернатором Львовской области Михаилом Цимбалюком, не в счет, как формальное. Ясно же человек дал понять с обидой за незаслуженные наветы: виновным себя не считает! Но кресло готов освободить. Для кого освободить - для «свободовца» или представителя «Батьківщини»? А президенту это надо?
Политики, напомню слова Черчилля, думают о следующих выборах, в отличие от государственных деятелей, думающих о следующих поколениях. Судя по реакции, Украина, ко всему прочему, испытывает еще и жесточайший дефицит государственных деятелей. Но они - не китайская гречка, экспорту не подлежат. Да и вряд ли кому-то, кроме коммунистов, такая специфическая «еда» придется по вкусу.
|
Между тем очевидно: нарыв, прорвавшийся с кровью и гноем во Львове, зудел и вызревал достаточно долго. В Украине вдруг стал востребован Сталин - в виде памятников и бюстов, на сооружение которых бросились собирать средства ячейки КПУ на местах. Случайно ли произошел подобный поворот в умах части старшего поколения - от мирно засиженного голубями дедушки Ленина до генералиссимуса в мундире, тяжко глядящего из-под бровей? Думаю, нет. Волна патриотической российской пропаганды - там в силу известных современных причин роль Сталина как созидателя, победителя и государственника растет и мифологизируется - перемахнула через границу и влилась в русло отечественных настроений: отчаяния, нищеты и, как следствие, поиска врагов.
Кто сделал жизнь нестерпимой? Буржуи-олигархи? Националисты?
Враги не заставили себя ждать. И с победным кличем «Бандера прийде - порядок наведе!» бросились отбивать головы свежеустановленным идолам, срывать мемориальные доски, рисовать на постаментах свастики.
К слову, у старых националистов, бойцов ОУН-УПА все больше появляется к «Свободе» вопросов без ответов. Поднятые в свое время антисемитские лозунги, популяризация СС «Галичина», вызывающе провокативная риторика настораживают их, а самого проводника далеко не «красные» деды называют «тягнибаксом»…
|
А теперь давайте вспомним, сколько за минувший год случилось локальных конфликтов и какова была реакция власти. Не сложилось ли впечатление, что запал непримиримых идейных противников гасили лишь внешне, а внутри, по обе стороны костра, плескали керосином? Потому что когда довольно значительная масса активных граждан занята драками между собой, а остальные обсуждают увиденное, со страной легче управляться. На оценку серьезных, но не столь зрелищных вещей - вроде реформ или противодействия коррупции - у общества уже не хватает энергии.
Вывод напрашивается один: тем, кто не хочет расколотой Украины, придется, за неимением государственных деятелей, самим побеспокоиться о будущем. Взаимная ненависть непродуктивна. Война с флагами и памятниками - заведомо предательская по отношению к детям и внукам, которым жить на этой земле. На войне именно мы должны поставить крест.