18 апреля

Черные дыры появились раньше Вселенной

Фото: Так выглядит космический монстр в галактике NGC4261. Фото: С сайта dark-universe.ru

Английские и канадские астрономы в arxiv.org выдвинули удивительную гипотезу: некоторые черные дыры, возможно, старше Вселенной и появились ранее Большого Взрыва. А раз так, значит, часть черных дыр может пережить Большое Сжатие.

Напомним, что сегодня ученые придерживаются теории пульсирующей космологической модели, согласно которой расширение Вселенной сменяется сжатием, которое заканчивается так называемым Большим Сжатием, своего рода антиподом Большого Взрыва. А наша Вселенная образовалась 14 миллиардов лет после Большого взрыва. Другими словами, ученые не исключают того, что все наше мироздание однажды может сжаться или схлопнуться. И всегда считалось, что тогда, естественно, все исчезнет. И вот сейчас новые исследования показали, что не все: некоторые черные дыры могут остаться. То есть, выходит, что они самые живучие. И если их Создатель или Природа сотворили, значит, они играют более важную роль, чем считалось до сих пор.

Черные дыры считаются объектом совершенно фантастические по своим свойствам. «Из всех измышлений человеческого ума, от единорогов и химер до водородной бомбы, наверное, самое фантастическое — это образ черный дыры, отделенной от остального пространства определенной границей, которую ничто не может пересечь; дыры, обладающей настолько сильным гравитационным полем, что даже свет задерживается его мерт-,вой хваткой; дыры, искривляющей пространство и тормозящей время. Подобно единорогам и химерам, черная дыра кажется более уместной в фантастических романах или в мифах древности, чем в реальной Вселенной. И тем не менее законы современной физики фактически требуют, чтобы черные дыры существовали. Возможно, только наша Галактика содержит миллионы их», - так восхищался этими космическими объектами американский физик Кип Торн.

В настоящее время существует несколько теорий возникновения этих космических монстров. Согласно одной, они образуются в результате коллапса крупного облака газа, а согласно другой - в результате гравитационного коллапса звезд, слияния и длительного поглощения материи. А недавно учеными был найден новый способ обнаружения массивных вращающихся объектов, известных как черные дыры Керра. Для поиска они применили круговую поляризацию света и искажение волнового фронта. Такие особенности вокруг аккреционного диска из газа и пыли, который образуется вокруг черной дыры, можно наблюдать с Земли. Черные дыры изучаются человечеством уже более ста лет.