Зонд NASA зафиксировал кардинальные изменения на Марсе

Фото: На Марсе происходят кардинальные изменения. Фото NASA.

Аппарат НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) обнаружил резкое изменение объема атмосферы Марса по мере смещения наклона оси планеты. Этот процесс может повлиять на стабильность жидкой воды (в случае ее существования на поверхности Марса) и увеличение частоты и силы пылевых бурь.

С помощью радара зонда исследователи выявили огромное месторождение сухого льда на южном полюсе Красной планеты. Ученые подозревают, что значительная часть этого вещества попадает в атмосферу и повышает ее массу при увеличении наклона Марса.

«Мы давно знали о существовании этой шапки многолетнего льда из двуокиси углерода, покрывавшей водный лед, но там оказалось в 30 раз больше сухого льда, чем мы полагали», — отмечает ведущий автор исследования Роджер Филлипс из Юго-Западного исследовательского института (США), заместитель руководителя группы, обслуживающей SHARAD.

Сегодня соотношение марсианской двуокиси углерода в твердом и газообразном состояниях примерно одинаково. Ученые полагают, что иногда она вся оказывается в атмосфере, а иногда — на поверхности. Увеличение атмосферной концентрации углекислого газа должно привести к усилению ветра и пылевых бурь, а также расширению области, в которой вода способна существовать в жидком состоянии. Моделирование показало, что изменение массы атмосферы в несколько раз происходит каждые 100 тысяч лет, передает compulenta.

Изменение плотности атмосферы, вызванное увеличением концентрации углекислого газа, также приводит к усилению эффектов, связанных с изменением наклона планеты. Исследователи включили массу месторождения двуокиси углерода в климатическую модель, описывающую период, когда наклон Марса и орбитальные характеристики максимизируют количество солнечного света, попадающего на южный полюс летом. Выяснилось, что в такое время среднегодовое атмосферное давление на планете примерно на 75% выше, чем сегодня.

«Наклон Марса с более толстой углеродной атмосферой вызывает парниковый эффект, в то время как наличие более толстых ледяных шапок охлаждает планету, — подытоживает соавтор исследования Роберт Хаберли из Исследовательского центра НАСА имени Эймса. — Наши расчеты показывают, что полярные шапки охлаждают сильнее, чем парниковый эффект согревает. В отличие от Земли, где толстая и влажная атмосфера создаёт очень сильный парниковый эффект, атмосфера Марса слишком тонка и суха для этого».