Вначале говорили, что разгерметизации реактора нет
42-летнего подполковника КГБ Владимира Слободенюка перевели в Киев из Днепропетровска за десять дней до аварии на Чернобыльской АЭС (он возглавил контрразведывательное управление в центральном аппарате КГБ Украины). А на станцию он попал в первые часы после взрыва - как руководитель оперативно-следственной группы.
- Чернобыль в полутора часах езды от Киева, - рассказывает "КП" Владимир Никитович. - Когда мы подъезжали, уже рассветало. Утро было прекрасным: цветы, зелень, птицы щебечут - ну никакого ощущения, что нас ждет что-то страшное. И на станции внешне тоже все было вроде бы нормально. С трудом лишь можно было заметить дымок пожара. Руководство станции рассказало мне, что никакой разгерметизации ядерного реактора нет, что радиоактивная обстановка в принципе благополучная. А система вышла из строя, по всей вероятности, в результате посторонних действий. То есть получалось, что это как раз наша работа.
Лишь бы не было паники
- Буквально с первых минут мне начали докладывать всю информацию о положении дел на каждом участке, - продолжает Владимир Слободенюк. - И пришлось засомневаться: действительно ли нет разгерметизации. Мы подготовили первую информацию для доклада органам власти о том, что, по всей видимости, произошла серьезная авария на четвертом блоке.
Ветеран вспоминает, что поначалу они даже не смогли точно замерить радиацию - практически все приборы зашкалило! Нужно было только проверить, от чего именно: от взрыва (то есть от сотрясения) или же из-за превышения дозы излучений.
- Но мы получили информацию от специалистов, которые там работали, что здесь произошел серьезный выброс ядерного вещества.
"КП" спросила, не пробовало ли КГБ отговорить руководство страны и республики от проведения 1 Мая праздничной демонстрации в Киеве?
- Нет, нас об этом никто не спрашивал, - ответил Владимир Слободенюк. - Я думаю, руководство учитывало фактор паники - как бы только своими действиями не спровоцировать ее. Возможно, это и было одной из причин, по которой приняли решение демонстрацию все-таки проводить.
|
"Я выжил чудом"
- Я был в Чернобыле много раз, - продолжает Владимир Слободенюк. - В первый раз пробыл там пять дней. Помню, под конец очень нездоровилось… Всего же я получил, как определили, 200 бэр (лучевая болезнь средней тяжести возникает при разовой дозе в 200-400 бэр. - Прим. авт.). И в 1987 году я, честно говоря, уже не думал, что выживу. Только пересадка костного мозга и еще какие-то чудо-лекарства, привезенные друзьями из Англии, помогли мне встать на ноги. А еще - помогал в Чернобыле сорбент, который выпускали в Днепродзержинске. Он хорошо очищал кровь, и многих там спас. Но не всех, к сожалению…
Ветеран вспоминает, как утром 26-го беседовал с работниками станции, которые пережили взрыв. А потом, когда они пришли к нему уже вечером, это были уже совершенно другие люди.
- Во второй раз мне даже казалось, что от них исходит уже какой-то запах разложения… - вздыхает Владимир Никитович. - Они на глазах оплывали - переоблучились. Увы, мы же не Япония: если команда "В атаку!" - значит, независимо от того, есть ли средства защиты, мы идем в эту "атаку". Тогда так и получилось. Может, очень много пошло тогда людей в "атаку", даже те, кому не нужно было в нее идти.
|
СПРАВКА "КП"
Владимир Никитович СЛОБОДЕНЮК родился 9 сентября 1944 года в Рязани. Генерал-лейтенант СБУ в отставке. Инвалид І группы. Чернобылец первой категории. Председатель Совета ветеранов СБУ в Днепропетровской области.
В ТЕМУ
Сегодня в Управлении СБУ в Днепропетровской области будут чествовать ветеранов и действующих сотрудников - ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Их в области - 35 человек. Суровым мужчинам, спасшим 25 лет назад мир от планетарной катастрофы, будут вручать памятные награды и благодарности от председателя СБУ и руководства СБУ области, от губернатора Днепропетровщины, а также Всеукраинской ассоциации "Афганцы Чернобыля".
- Спасибо огромное, что нас не забывают, - поблагодарил Владимир Слободенюк накануне чествования от имени всех ветеранов руководство областного Управления СБУ. - Особенно в последние несколько лет мы чувствуем реальную заботу и родного управления, и облгосадминистрации. Это и материальная помощь, и медикаменты для тех, кто болеет, и продуктовые наборы. Но ветеранам важно не только это - а и внимание. Теплее на сердце, когда знаешь, что и ты сам, и твой труд не забыты.
Фото автора и с сайта