Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Гагарин сначала научился летать и лишь потом - ездить

Гагарин сначала научился летать и лишь потом - ездить
Фото: Космонавт номер один не успел толком объездить французский спорткар.

Личный автомобиль в 60-е годы был признаком не cтолько благосостояния владельца, сколько его высокого социального статуса. На машину мало было заработать, ее следовало заслужить. И человек, имевший собственное авто, выделялся из общей массы. Но была и обратная связь: тот, кто стоял совсем уж особняком, должен был иметь не просто машину, а что-то из ряда вон выходящее. И в этом смысле равных не было всенародным любимцам-космонавтам. Герои страны были одарены многими благами, в том числе и автомобильными щедротами. 

Машина есть - права будут!

Первым из первых во всем был, разумеется, Гагарин. Взлетев до космических высот, ходить пешком он уже не имел права. И руководство страны подарило ему «Волгу» - ГАЗ-21 второй модели. Это был автомобиль специальной сборки черного цвета с необычным голубым салоном.

Проблема была только в том, что водительского удостоверения у Гагарина не имелось. Выглядело это смешно: первым полететь в космос у него, значит, прав хватало, а за руль сесть - нет. Позволить кому-то усомниться, что космонавт номер один может не управиться с машиной, было недопустимо. И Гагарину организовали сдачу экзамена экстерном.

Сохранились воспоминания принимавшего экзамен преподавателя Николая Амелина:

- Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, и сдал экзамен на «отлично». 

Космонавту тут же вручили права. Правда, за рулем он не всегда сидел сам - иногда Гагарина возил водитель. Но, как и простым смертным, герою пришлось повозиться с детищем российского автопрома...

Ремонтировать - на автозавод

Есть несколько снимков, на которых он сам копается в моторном отсеке, а есть и мемуары очевидцев, рассказывавших, как космонавт приезжал на Горьковский автозавод ремонтировать подарок правительства. Причем случилось это меньше чем через два года после получения авто.

- Когда Гагарин приехал, пришлось устраивать встречу прямо в цехе, - рассказал «КП» в Нижнем Новгороде» Алексей Новиков, в 60-е годы секретарь комитета комсомола ГАЗа. - Он рассказывал о полете, о журналистах, которые его донимали. На второй день машину проверили: коробку передач, подвеску, двигатель. Перед отъездом ее нужно было заправить. Мы с шофером Гагарина Федей поехали на бензоколонку,  и вдруг сзади в машине что-то застучало. Как потом выяснилось, рабочие перестарались - перетянули гайку крепления колеса к ступице. Отломившись, она-то и стучала в колпаке колеса. Дефект небольшой - любой автомобилист это знает. Федя сказал: «Ничего - доедем». Но тогдашнему директору ГАЗа Ивану Киселеву о поломке на всякий случай доложили. Решение было принято сразу.

А вот советскую «Волгу» изучил вдоль и поперек...

- Я не могу допустить, чтобы первый космонавт уехал с автозавода на неисправном автомобиле, - отрезал Киселев.

За ночь в машине заменили весь задний мост. Спустя полтора месяца Новиков получил от Гагарина письмо с благодарностью за прием и работу.

Дело было в том, что собирали «Волги» для космонавтов на общем конвейере и лишь потом дорабатывали «под спецзаказ».

- К ним предъявляли требования, как к экспортному варианту, - рассказал Геннадий Смирнов, в 60-е годы работавший начальником участка отделки легковых автомобилей. - Космонавты приезжали, выбирали машину, и ее тут же отправляли на доработку - заново обкатывали, осматривали. Но дополнительно не украшали и не переделывали.

В 60-е годы «Волга-21» стоила 5600 рублей, но купить ее просто так, придя с улицы, было нереально. Поэтому возможность приобрести авто была для космонавтов щедрым подарком властей. После гибели Гагарина родные передали машину в музей на его родине, где она стоит под специальным колпаком и сегодня.

Французский спорткар из пластмассы

«Хрущевская» «Волга» была не единственной в автопарке первого космонавта. Позднее он приобрел себе еще одну, но уже более поздней - третьей - серии. Тоже черную, но с серым салоном. Однако и она оказалась не самой шикарной его машиной. В 1965 году Гагарин поехал во Францию и в ходе визита посетил завод фирмы Matra, специализировавшейся на ракетных технологиях.

Французы не удержались и повели космонавта в свое «подсобное хозяйство». Занимаясь разработкой композитных материалов для космических нужд, они использовали полученные знания и на земле - собирали мощные спортивные машины с кузовом из малознакомого тогда широкой публике стеклопластика. 

Гагарин постоял возле главной разработки фирмы - двухместного купе Matra-Bonnet Jet VS, сказал о нем несколько добрых слов. И руководство компании решило сделать великому человеку подарок и через французское посольство в Москве переслало космонавту такую машину голубого цвета. Правда, ездил на ней Гагарин мало, предпочитая менее приметные «Волги». Двадцать лет после гибели космонавта Matra хранилась в Звездном городке, а в 90-х семья Гагарина продала ее литовскому бизнесмену.

Он сказал «Поехали!» и залил бензин...

Фото ИТАР - ТАСС и РИА «Новости». 

БЫВАЕТ И ТАК 

Титов предпочитал мотоцикл 

Космонавты тоже люди, и они тоже попадают в аварии. Однажды и Юрий Гагарин угодил в ДТП. Проехав на красный свет, он врезался на перекрестке в «Победу» с пожилым водителем за рулем. Милиционеры не посмели задерживать торопившуюся по делам легенду и даже отправили его на попутке. Но спустя некоторое время Гагарин вернулся на место аварии и оплатил ремонт пострадавшего авто.

Страстным автолюбителем был и космонавт номер два Герман Титов. По уже успевшей сложиться традиции, за свой полет он получил от правительства новую «Волгу», но предпочитал машине… мотоцикл. Причем ради того чтобы погонять на чем-нибудь двухколесном, Титов мог пойти на весьма необычные поступки. 

Во время визита в Румынию, где космонавта принимали по высшему разряду, он однажды вышел из выделенной ему персональной машины и попросил мотоциклиста из кортежа уступить ему место. Отказать небожителю тот побоялся. Титов сел за руль, нахлобучил на голову шлем и поехал скромненько с краю, сопровождая собственное авто. 

В следующей «толстушке» читайте о том, кто сегодня ездит на машине с номерами Гагарина.